Ребенок В 3 Года Не Слушается И Психует Что Делать

Содержание

Ребенок в 3 года не слушается, кричит, требует свое: что делать?

Такой вопрос, согласно статистике, чаще всего задают психологам и консультантам обеспокоенные молодые родители. Однако, далеко не всегда существует реальная необходимость решать данную проблему при помощи специалистов, порой достаточно обратиться к умудрённым опытом дедушкам и бабушкам, которые точно знают, как воспитывать ребенка в 3 года, если он не слушается. Ведь они уже проходили кризис трёхлетнего возраста вместе с вами, и понимают, что для его преодоления главное – терпение!

Содержание

Почему ребёнок в 3 года не слушается и психует?

Для начала родителям, столкнувшимся с тем, что их малыш отбился от рук, ни во что не ставит взрослых, кричит, и показывает свой характер, необходимо разобраться, в чём же заключается секрет этого замечательного возраста. Дело в том, что именно в три годика маленький человечек начинает осознавать себя, как отдельную самостоятельную единицу общества, и ставить себя вровень с окружающими – родителями, воспитателями, другими детьми, и так далее. Его стремление перестроить мир под свои нужды и желания обуславливается тем, что личность ребёнка обретает индивидуальные черты, а вот донести этот простой факт до папы с мамой, чаще всего, удаётся только криками.

Ребенок в 3 года не слушается и психует? Главное в данной ситуации – помнить, что такая линия поведения абсолютно нормальна, и в большинстве случаев, не требует немедленного обращения к специалистам!

Кроме того, причиной, почему трёхлетний ребенок проявляет характер, повышает на родителей голос, или даже дерётся, может стать ваша повышенная требовательность к нему. Многие родители с самого раннего возраста пытаются определить своё чадо в различные секции, развивающие группы, научить петь, читать, считать, рисовать – всё это просто замечательно, но не следует перебарщивать! Помните, что малыш не способен долго концентрировать своё внимание на одной и той же вещи, или процессе! От этого появляется повышенная усталость, утомление, и как следствие – очередная истерика. А если заставлять его переутомляться изо дня в день, то такое состояние может стать хроническим, и пагубно повлиять на формирующийся характер.

Лучше всего заниматься с ребёнком два-три раза в день, по 15-20 минут, такой режим будет для него вполне приемлем.

Второй распространённой причиной, почему ребёнок не слушается в 3 года, является неблагоприятная атмосфера в семье. Когда родители постоянно на нервах, ссорятся, кричат друг на друга, срываются на детей, или на окружающих, малыш поневоле перенимает подобную линию поведения. А ваша ответная негативная реакция только побуждает его к продолжению конфликта. Истерика наступает очень быстро, не успеете оглянуться, а малыш уже и забыл, с чего всё началось. Он просто кричит и плачет, не контролируя себя.

Что делать если ребенок не слушается в 3 года: советы психолога

Будьте готовы, что ваше чадо очень быстро поймёт — криками и истериками от родителей можно добиться всего, или почти всего. Ну не станете же вы слушать его плач, стоя на кассе в супермаркете! Намного проще купить ему эту несчастную шоколадку, чтобы не ощущать на себе неодобрительных взглядов покупателей, продавцов, и охраны. Лишь бы ребёнок успокоился. Вы непременно поступите именно так, и будете в корне неправы! Вот несколько советов детских психологов по укрощению маленьких капризуль.

  • Намного сложнее, и гораздо полезнее в плане воспитания, бросить ваши дела, вывести вопящего сына, или дочь на улицу, подальше от ненужных глаз и ушей, и в спокойной обстановке попытаться доступно объяснить, почему вы не стали выполнять его каприз.
  • Ни в коем случае не срывайтесь на малыша, как бы он не провоцировал вас! Разговаривайте терпеливо, приводите разумные доводы. Вы удивитесь, но в даже в таком юном возрасте человек уже способен понять большинство из того, что вы ему скажете. Поэтому, избегайте сюсюканий, говорите с ним, как со взрослым.
  • Если истерика зашла слишком далеко, и в ответ на ваши доводы ребёнок 3-х лет не слушается, и психует – попробуйте отвлечь его. Как уже говорилось выше, внимание малыша редко зацикливается на чём-то одном, и пролетающая мимо птичка, проехавшая машинка, или подвернувшийся котик могут оказаться как нельзя кстати.
  • Хороший приём – подмена желания. Он заключается в том, что если ваш сын, или дочь капризничает, выпрашивая шоколадку – предложите, к примеру, чупа-чупс. Объясните, что шоколадку сейчас нельзя, а вот чупа-чупс будет в самый раз. Так малыш поймет две вещи – во-первых, что не всего можно добиться криком, а во-вторых, что вы его всё равно любите, и готовы идти навстречу.
  • На самый крайний случай, просто замолчите. Никак не реагируйте на истерику, которая в таком случае быстро дойдёт до пика, а затем прекратится. Обнимите ребёнка, спойте песенку, пока он кричит, ведите себя спокойно. Пусть капризуля поймёт, что всё хорошо, мама (папа) рядом, ничего страшного не происходит.

А вот ещё несколько видео советов от признанных детских психологов. Сайт АБВГДЕйка рекомендует к просмотру!

Истерики в 2-3 года. Ребенок не слушается, что делать?

Контролируем импульсивное поведение ребёнка 2-3 лет

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? — Доктор Комаровский

Как воспитывать непослушного ребёнка? — Доктор Комаровский

Как воспитывать ребенка в 3 года, если он не слушается?

Итак, мы разобрали, почему ребенок 3 года не слушается, кричит, требует свое, и что делать в таком случае. Однако, лучше всего просто не доводить малыша до ситуации с криками, слезами и плачем. В этом вам поможет правильное воспитание, а также собственный пример. Ведь родители – это те люди, на которых маленький человечек подсознательно хочет равняться. Так покажите ему, как нужно себя вести!

  1. Ведите себя спокойно с окружающими
  2. Соблюдайте режим дня, когда находитесь вместе с ребёнком
  3. В одно и то же время укладывайтесь спать, и садитесь кушать
  4. Кушайте всегда за столом, никаких мультиков за едой, максимум – сказка
  5. Не перегружайте ум ребёнка ненужной информацией
  6. Старайтесь обеспечить ему максимальный комфорт в доме
  7. Чаще бывайте на свежем воздухе
  8. Обеспечьте полноценное общение малыша с другими членами семьи
  9. Не оставляйте без крайней необходимости ночевать у бабушки, или с няней

Надеемся, эти советы помогут вам и вашей семье преодолеть кризис трёхлетнего возраста с минимальным ущербом для нервов.

Комментарии ( 1 )

Доброе время суток!
Моя дочь очень часто требует, внимая к себе. Если его не уделять начинаются истерики. Для того, чтобы быстро заинтересовать малышку я решила загадывать ей загадки. Сначала я придумывала свои и вспоминала со своего детства, но вскоре моя фантазия исчерпалась. Я начала искать в интернете и нашла загадки с ответами. Теперь моя девочка значительно спокойней.

Такой вопрос, согласно статистике, чаще всего задают психологам и консультантам обеспокоенные молодые родители. Однако, далеко не всегда существует реальная необходимость решать данную проблему при помощи специалистов, порой достаточно обратиться к умудрённым опытом дедушкам и бабушкам, которые точно знают, как воспитывать ребенка в 3 года, если он не слушается. Ведь они уже проходили кризис трёхлетнего возраста вместе с вами, и понимают, что для его преодоления главное – терпение!

Что делать, если ребенок не слушается в 8 лет?

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать, если ребенок 3-ех лет не слушается

Ваш ребенок вдруг перестал вас слушаться? Еще вчера он не доставлял вам никаких хлопот, послушно исполняя все ваши просьбы, а сегодня он уже мало напоминает прежнего покладистого ангелочка, хотя ему едва-едва исполнилось три года? Ну что ж, поздравляем – для вас и вашей семьи наступило непростое время.

Детские психологи называют этот период «кризисом трехлеток», а взрослые, теряя последние остатки терпения в попытках ввести поведение своего чада в рамки, характеризуют его не иначе как невыносимое. Спешим успокоить отчаявшихся мам и пап: через кризис трехлетнего возраста проходят практически все родители. Ваша задача – пережить это время с наименьшими потерями для нервов всех членов семьи.

Как проявляется кризис у детей трехлетнего возраста?

К трем годам ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Он открывает в себе способность принимать решения, пробует на вкус бесконечные «нет», «не хочу» и «не буду». В результате его поведение кардинально меняется – вместо милого малыша родители получают маленького деспота с неведомыми им до недавнего времени чертами характера:

  • упрямство и деспотизм – ребенок настаивает на своем, невзирая на мнения других и обстоятельства;
  • строптивость – малыш категорически отказывается исполнять любые, даже самые безобидные просьбы;
  • нигилизм по отношению к родителям – он отрицает их авторитет, но при этом адекватно воспринимает посторонних людей. Обесценивая в собственных глазах маму и папу, ребенок в это время может отпускать в их адрес сниженную лексику и брань.

Все это буквально выводит родителей из себя. Не все оказываются готовыми к тому, что их ребенок растет и меняется, к тому же многие просто не понимают, что происходит и за что им такое наказание в виде непослушного, неуправляемого малыша. Заметим, что такой ход мыслей ошибочен. Во-первых, непослушный малыш – это не наказание, а неизбежное испытание. Во-вторых, у ребенка действительно могут быть вполне веские основания так себя вести.

Вы можете с ними не соглашаться, но знать о возможных причинах самоуправства, деспотизма и прочих негативных поведенческих проявлениях маленького человека вы обязаны. Хотя бы для того, чтобы понимать, что делать дальше.

Причины непослушания у детей трехлетнего возраста

  • Возрастные изменения. Три года – это своеобразный «переходный» возраст у малышей. К этому времени ребенок начинает понимать, что мир – прекрасен и удивителен, но вместе с этим он еще не успевает осознать, что мир этот не может принадлежать ему одному. Несоответствие желаемого и действительного – то есть то, что мы во взрослой жизни называем кризисом, – приводит к недопониманию, капризам и конфликтам. Ведь контролировать свои эмоции и поступки ребенок еще не научился.
  • Неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Если родители все время ругаются и спорят, если они не привыкли уступать, если позволяют по отношению друг к другу скверные слова и повышенный тон, то почему ребенок должен себя вести как-то иначе? Он – всего лишь зеркало, в котором отражается все, что происходит вокруг.
  • Физическая или эмоциональная усталость. Безусловно, вам хочется вырастить разностороннего гения. Для этого вы вместе с ребенком с утра до вечера занимаетесь – учите буквы, ноты, танцевальные па, словарь Даля и таблицу Менделеева. «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота…». Вы всем рассказываете, как вы стараетесь и как вы уже устали от исполнения своего родительского долга. Чувствуете – вы устали. Что же тогда говорить о ребенке, который даже не понимает, зачем ему все это нужно. Вы хотя бы возможную перспективу просматриваете, а для трехлетнего малыша с неокрепшей психикой все происходящее – суета.
  • Авторитарный стиль воспитания. Ваш ребенок слышит только приказы. Вам кажется, что это идеальная схема – вы командуете, он подчиняется, что только так можно приучить маленького человека к послушанию и ответственности. Но он расценивает это как посягательство на свое едва начавшее формироваться «я». Неудивительно, что ребенок всеми силами будет этому сопротивляться.
  • Игнорирование желаний и чувств ребенка. Вы все время говорите, что ему нужно делать, и ни разу не поинтересовались тем, что на самом деле хочет он сам. А ведь у него, как и у любого человека, есть свои желания, которые почему-то никому не интересны. Вот он и пытается заявить о них через протесты.
  • Отсутствие распорядка дня. Жизнь вашего ребенка похожа на хаос. Сегодня его день идет по одному расписанию, завтра – по другому. Вы как родители строите свои планы, но никогда не предупреждаете о них маленького. А ведь он тоже член вашей семьи, для него – так же, как и для всех остальных, – важна психологическая подготовка к чему бы то ни было. Неожиданности его пугают. Как результат – капризы и истерики.

Но не бывает худа без добра. По наблюдениям психологов и педиатров, чем больше ребенок вредничает и протестует, тем активнее у него происходит процесс развития речи. Впрочем, если в этот период махнуть на ребенка рукой, то никакая его развитая речь не сможет принести вам радости, когда ребенок не научился держать себя в рамках достойного поведения.

Что делать, чтобы трехлетний ребенок начал слушаться

Дети – существа маленькие, но очень хитрые и даже коварные. Они весьма быстро соображают, что нужно делать, чтобы добиваться своего. Стоит только раз пойти у них на поводу – все, вы пропали. Поэтому ваша задача – научиться их переигрывать. Ваша хитрость должна победить, и тогда у вас есть перспектива на спокойное будущее без ущерба для нервной системы. Вот несколько простых правил, которых советуют придерживаться опытные педагоги и психологи:

  • Не допускать никакой вседозволенности. Четко определяем разумные границы того, что можно, и того, что нельзя. «Разумные» – ключевое слово, потому что если нельзя будет всё, то негативные эмоции ребенка будут лишь накапливаться, а это равносильно бомбе замедленного действия.
  • Не поддаваться на провокации, чтобы маленький деспот усвоил: криками и истериками он ничего не добьется. В противном случае он будет их вам устраивать где и когда угодно. Поэтому запасаемся терпением и выдержкой и каждый раз объясняем ребенку, почему нужно сделать не так, как он хочет, а так, как нужно. На каждое ваше «нельзя» должно быть свое аргументированное «потому что».
  • Не кричать, не унижать и не применять физическое наказание в случае приступов непослушания. Мало того, что таким образом можно еще больше разозлить свое несговорчивое дитя, так оно еще возьмет такую манеру поведения как образец для подражания.
  • Жестко соблюдать режим дня, чтобы некоторые действия отточить до ритуала – утренние сборы в садик, подготовка ко сну и прочее. Проводим предварительную психологическую подготовку перед каждым мероприятием, будь то поход в магазин или обед: «Сейчас мы будем делать то-то и то-то. А завтра нас ждет вот это. А пока мы попробуем вот что». Чем меньше неожиданностей, тем лучше.
  • Выработать одинаковые для всех родных и близких правила воспитания ребенка. Недопустимо, когда мама говорит одно, папа – другое, а бабушка с дедушкой – третье. «Нельзя» должно быть одно на всех. Одинаковыми должны быть поощрения и наказания.
  • Наступить на горло собственным страхам на тему «он же еще такой маленький» и давать ребенку больше свободы. Чаще спрашивайте, чего он хочет. Пусть знает, что его мнение тоже важно для вас. А еще – хитрите сами: «Мы пойдем домой сейчас или через 10 минут?». Чем не выбор? Не пойдет и через 10 – объясните, чем это чревато (не успеем на мультики, не смогу приготовить для тебя пирог и т.д.) и так до бесконечности, пока ребенок сам себя не заведет в тупик и не поймет, что непослушание невыгодно для него самого.
  • Самим следить за своими словами, эмоциями и поступками, чтобы у ребенка не было ни малейшего повода скопировать ваше негативное поведение.
  • Обыгрывать спорные ситуации. Пусть отношения между собой выясняют не мама с сыном, а мишка с зайкой. Спрятавшись за игрушками, ребенку проще быть искренним, а вам – легче донести до него свои мысли.
  • Не сдаваться и гнуть свою линию вопреки всему и несмотря ни на что. Успокаивайте себя тем, что сейчас вы закладываете основу на будущее.

А еще – немного подождите. Кризис трехлетнего возраста – явление временное. Правда, расслабляться все равно не стоит, ведь впереди вас с ребенком ждут кризисы других возрастов.

Дети – существа маленькие, но очень хитрые и даже коварные. Они весьма быстро соображают, что нужно делать, чтобы добиваться своего. Стоит только раз пойти у них на поводу – все, вы пропали. Поэтому ваша задача – научиться их переигрывать. Ваша хитрость должна победить, и тогда у вас есть перспектива на спокойное будущее без ущерба для нервной системы. Вот несколько простых правил, которых советуют придерживаться опытные педагоги и психологи:

Доктор Комаровский о том, что делать с капризным ребенком

Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо — он же маленький, вырастет — поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.

Откуда берутся капризы?

Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

  • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
  • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
  • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.

Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании — малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.

Возрастные капризы и истерики

В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года — совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.

Капризы у грудных детей

У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста — в его комнате не жарко, не душно.

Оптимальные рекомендуемые параметры таковы: влажность воздуха 50-70%, температура воздуха — 18-20 градусов. Обязательно нужно проанализировать режим дня грудничка — сколько он спит, сколько гуляет, сколько бодрствует.

Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот — от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов, но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.

Когда обращаться к врачу

Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения — идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто — следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.

Советы психолога

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг — активные игры на свежем воздухе.

Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем — четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.

Советы Комаровского

Чтобы бороться с детскими истериками, родителям Комаровский советует запастись терпением и валерианой.

Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика — не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил — лишний повод для последующей истерики.

Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

Наиболее сложно бороться с истериками у ребенка старше 3 лет. Он уже не просто что-то требует, а показывает характер, и тут потребуется провести тщательный анализ взаимоотношений в семье. Часто такие дети просто копируют поведение взрослых, их реакции на разные ситуации. Если родителям удастся найти «корень зла» в себе и устранить его, то малыш довольно быстро забудет о таком способе получать желаемое, как истерика и капризы.

Если за ребенком замечена склонность капризничать и устраивать истерики без особого на то повода, лучше как можно раньше отдать его в садик, считает Евгений Комаровский. В большом детском коллективе нет ни одного благодарного зрителя, перед которым можно было бы устраивать истерику, да и капризы одного ребенка мало волнуют остальных. Это поможет быстрее научить ребенка жить без истерик.

Приглядитесь и найдите признаки начинающейся истерики. Одни дети перед этим долго дуются, другие — начинают суетиться, быстро двигаться. Предвестники помогут родителям быстро отреагировать и отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Такой способ хорошо помогает детям до 4-5 лет. С ребятами постарше придется изобретать что-то другое.

В передаче ниже доктор Комаровский расскажет как отучить ребенка от истерик.



медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо — он же маленький, вырастет — поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

Что делать, если ребенок не слушается: советы психолога

Непослушный ребенок – каждый первый. У всех бывают ситуации, когда дети и в 2, и в 6, и в 9 лет закатывают истерику и никак не хотят поступать «правильно», то есть так, как сказали родители. Психолог Светлана Морозова рассказала, почему ребенок не слушается и что делать родителям, если ребенок не слушается.

Светлана Морозова – сертифицированный психолог-консультант со средним медицинским и высшим психологическим образованием. Работает психологом с 2006 года. Работает с детьми. подростками, семьями.

Почему ребенок не слушается

  • Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция у проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода власть родителей воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку неприятна.
  • Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.
  • Если для ребенка не существует запретов, а именно – в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.
  • Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, то есть не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.

Что делать, если ребенок не слушается

В первую очередь стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно так же: обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно причина кроется в поведении взрослых.

  • Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать вас. Желательно, чтобы ваши слова содержали объяснение, например, «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал». Так вы снижаете вероятность ситуаций, когда ребенок не слушается.
  • Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что вы его понимаете. Если вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать вас, поскольку, ущемляя его права и потребности, выдвигая на первый план только свои требования к ребенку, вы провоцируете формирование отрицательного отношения ребенка к вам.
  • Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка. Верное распределение времени, определенные умения и навыки позволят вам и вашему ребенку избегать конфликтов, в том числе связанных с тем, что он вас не слушается.
  • Манипуляции в нашей жизни встречаются довольно часто и «самые лучшие» манипуляторы — дети, они очень быстро понимают, что и как получить от родителей. А такая тактика, как «вести себя хорошо, чтобы получить желаемое» очень распространенная в семьях. Если родители понимают, что ребенок их слушается только для того, чтобы они выполнили его желание, то подкреплять такое поведение не стоит.

Если ребенок не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку – два, десять или четырнадцать – данные рекомендации будут весьма актуальны.

Что делать, если ребенок не слушается

Рекомендуем прочесть:  Что Можно Делать А Что Нельзя На Ранних Сроках Беременности
Ссылка на основную публикацию
Вера # 10 июня 2017 в 17:01