Что Должен Уметь Делать Ребенок К 3 Месяцам

Содержание

Что должен уметь делать ребенок в три месяца?

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Навыки ребенка в два месяца

Те, кто недавно стал родителями, всегда пребывают в тревогах о здоровье своего малыша. Несмотря на особенный темп развития каждого ребенка, этот процесс всё же подчинен общим, давно выявленным закономерностям. После того, как у крохи пройдет период адаптации к новому способу существования, его тело и психика начинают активно совершенствоваться, изменяясь практически ежедневно.

В два месяца ребенок уже демонстрирует такой прогресс во всех сферах, что этому невозможно не удивляться. Именно об этом возрасте мы и поговорим сегодня. Эта статья поможет родителям понять, что должен уметь ребенок в 2 месяца, и оценить первые успехи своего малютки.

Навыки и умения ребенка на втором месяце жизни

  1. В 2 месяца малыш хорошо и уверенно держит голову. Находясь в на руках у взрослого, он видит мир в новом ракурсе, что, конечно, вызывает огромный интерес, поэтому ребенок умеет поворачивать голову вправо и влево, рассматривая все вокруг.
  2. В комплексе с предыдущим навыком у ребенка появляется так называемая реакция «что такое?». В 2 месяца это реакция именно за звуковой раздражитель: когда малыш слышит звук, он поворачивает головку в сторону его источника. Особенно явно ребенок реагирует на голоса близких людей, и на них он выдает еще одну реакцию, на сей раз эмоциональную. Речь идет об улыбке (подробнее — в следующем пункте).
  3. Со второго месяца начинает развиваться эмоциональная сфера. Одна из самых ярких эмоциональных реакций малыша – улыбка в ответ на голос или появление близкого человека. Первые улыбки детей обычно непроизвольны и происходят во сне. В отличие от них, улыбка двухмесячного малыша уже определенно выражает его радость от близости с взрослым. Малышу достаточно услышать мамин голос, чтобы радостно улыбнуться, ведь мама – островок стабильности и безопасности в пока еще непонятном мире.
  4. Выражать свои эмоции ребенок в два месяца умеет уже не только с помощью улыбки. Диапазон его эмоциональных реакций становится все больше: развивается мимика, интонации. В этом возрасте даже плакать ребенок может с разным выражением, в зависимости от причины. Это может быть возмущенный, призывающий, жалобный плач. Родители и те, кто проводит много времени с крохой, быстро научаются определять эмоции и настроение ребенка.
  5. Большие сдвиги наблюдаются в развитии зрения. Двухмесячный карапуз уже умеет фокусировать взгляд на неподвижном предмете. Следить за предметом взглядом он научится чуть позже, а в 2 месяца он готов подолгу разглядывать подвешенную над кроваткой игрушку. Кстати, самый лучший объект для рассматривания – мамино лицо, но поскольку для мамы вряд ли возможно подолгу стоять, склонившись над кроваткой, выберите подвесную игрушку. Удачный вариант для ребенка 2 месяцев – яркий шар, размером примерно с человеческое лицо. Сложные формы и мелкие детали игрушки в этом возрасте совсем ник чему.
  6. В возрасте 2-х месяцев можно уже говорить о наличии предпосылок для развития речи. Кроме плача малыш начинает произносить первые звуки. Это короткие гласные, которые звучат время от времени. Сам ребенок обычно очень удивляется воспроизведенным звукам, замирает и прислушивается. Со временем звуки станут длиннее, и произноситься будут все чаще и чаще.
  7. К двум месяцам у ребенка улучшается координация движений. Мышечный гипертонус, характерный для новорожденных, при отсутствии неврологических патологий проходит к окончанию первого месяца, а в 2 месяца ребенок умеет уже совершать произвольные движения ручками и ножками. Более того, зарождается называемое научным языком зрительно-направленное доставание. Внешне это можно наблюдать как попытки дотянуться до игрушки, которая находится перед малышом. Каким бы простым не казался этот процесс взрослым, для ребенка эта задача ещё трудна. Малышу нужно с помощью глазомера определить расстояние до предмета, протянуть руку в нужную сторону и на нужную длину. Попытки проделать все это появляются как раз в 2 месяца.
  8. Лежа на спине, малыш активно изучает свои ручки и ножки, которые частенько попадают в поле зрения. Если вложить ребенку в ручку погремушку – он крепко ухватит ее и тоже будет рассматривать. Многие детки в 2 месяца уже пытаются попробовать новый предмет на зуб. Если погремушка издает какой-то звук – малыш прислушивается и научается связывать движения собственных ручек и звук, то есть он начинает понимать, что погремушка бренчит потому, что он трясет ее свое ручкой.
  9. Окрепшие мышцы спинки и шеи позволяют двухмесячному ребенку приподнимать головку и некоторое время удерживать ее, лежа на животе. Зачастую ребенок вообще отрывает все конечности от горизонтальной поверхности и совершает ручками и ножками движения, напоминающие плавание.
  10. Кстати о плавании. В 2 месяца ребенок действительно способен проплыть несколько метров под водой. Его «плавательные» навыки и еще присутствующий рефлекс задержки дыхания как раз и лежат в основе грудничкового плавания. Если вы являетесь сторонником такого вида физнагрузки, или если имеются какие-то показания для водных занятий, два месяца – самое время начать.
  11. Малыш уже привыкает к стандартной череде действий, которые происходят в течение дня, поэтому можно озадачиться формированием режима дня. Порядка недели достаточно для того, чтобы ребенок научился засыпать на ночь и пробуждаться утром в одно и то же время. В 2 месяца ребенок уже способен отличать день от ночи, и это умение нужно закрепить. Чуть позже можно будет выстроить и дневной режим. Подробно о режиме дня:примерный режим дня ребенка в 2 месяца.
Рекомендуем прочесть:  6 акушерская неделя беременности ощущения форум

Теперь мы видим, какой большой шаг в развитии сделал малыш. Когда находишься с ребенком ежедневно, бывает сложно заметить появление новых навыков, поэтому родители порой не могут четко увидеть, что умеет ребенок в 2 месяца. Опираясь на этот перечень, каждый сможет оценить развитие своего малыша и помочь ему в освоении новых навыков.

Видео: Что умеет ребенок в 2 месяца. Двухмесячный младенец

Семья от А до Я

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Теперь мы видим, какой большой шаг в развитии сделал малыш. Когда находишься с ребенком ежедневно, бывает сложно заметить появление новых навыков, поэтому родители порой не могут четко увидеть, что умеет ребенок в 2 месяца. Опираясь на этот перечень, каждый сможет оценить развитие своего малыша и помочь ему в освоении новых навыков.

Развитие ребенка в 4 месяца – что умеет малыш в этом ворасте?

Содержание статьи:

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет , при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону. Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг. Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания. Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку , он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них. Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки , которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием. Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом , с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения. Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков . Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

Вот только несколько из них:

Оцениваем развитие ребёнка в три месяца вместе с педиатром: что должен уметь малыш, вес и рост

Маленькие дети каждый день удивляют чем-то новым своих родителей. В 3 месяца ребёнок делает это ещё чаще. Младенец перестаёт напоминать «инопланетянина», как иногда кажется некоторым родителям.

Что уметь делать ребёнок в 3 месяца?

Важная и интересная информация о том, что умеет ребёнок в 1 месяц, представлена в статье детского доктора.

Информативная статья от врача-педиатра, рассказывающая о том, что должен уметь ребёнок в 2 месяца и каковы его основные навыки.

Дополнительно родителям будет полезно знать, что умеет ребёнок в 4 месяца и как его развивать в этом возрасте.

Узнайте полезную информацию о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься, из статьи детского врача.

  • уверенно удерживает голову;
  • учится переворачиваться со спины на живот;
  • при поддержке стоит на опоре, выпрямляя ноги;
  • старается ухватить близко висящий предмет;
  • рассматривает человека, который с ним общается;
  • Демонстрирует «комплекс оживления».

Развитие ребёнка в 3 месяца

Развитие 3 месячного ребёнка делает в этом возрасте колоссальный скачок. И перечень того, что умеет малыш в 3 месяца, достаточно велик.

Двигательная активность

Основное достижение ребёнка – умение держать головку вертикально. На протяжении предыдущих месяцев младенец упорно развивал мышцы шеи и плечевого пояса. Лежа на животе, всё дольше удерживал поднятую голову. Сейчас, уверенно приподнявшись на предплечьях, малыш может несколько минут продержаться.

Ребёнок в 3 месяца, будучи в вертикальном положении, должен уверенно держать голову. Кто-то полминуты, кто-то несколько. Если такого признака нет, обратитесь к врачу.

При поддержке за подмышки ребёнок крепко становится на твердую опору, согнув ноги в тазобедренных суставах ненадолго. Мышцы ног, вслед за мышцами рук, набирают свою силу. Ребёнок в таком положении стоять самостоятельно, конечно, не может. Оставлять его в этом положении запрещено.

Многие дети в три месяца начинают переворачиваться со спины на живот. Чтобы этот навык развивался активнее, проводите с грудничком занятие:

  1. Ребёнок на спине, а родитель аккуратно берёт его за правую ножку, немного приподнимает её и направляет влево.
  2. Малыш следом, повинуясь инерции, поворачивается сначала на левый бочок, а затем и на животик.
  3. Повторить с другой ножкой.

Для малыша момент с поворотом ноги – самый сложный. Благодаря посторонней помощи ему будет легче освоить этот навык.

Продолжает своё развитие и мелкая моторика. Если над кроваткой на расстоянии 15 сантиметров подвесить игрушки, ребёнок будет на них натыкаться и пытаться ухватить. Также начинается угасание рефлексов новорождённых. Прежде всего, это хоботковый, поисковый рефлексы и рефлекс Бабкина.

Родители могут их проверить самостоятельно:

  • поисковый рефлекс. Если пощекотать щёчку ребёнка, он будет тянуться в сторону раздражения, ища его источник;
  • хоботковый рефлекс. Если легонько постучать по губкам младенца, он будет их вытягивать как хоботок;
  • рефлекс Бабкина. Если обхватить кисти ребёнка и надавить на середину ладошек, малыш откроет рот.

Находясь на руках, ребёнок с интересом рассматривает всё вокруг. Ведь малыш уверенно держит голову, умеет ею крутить.

Таким образом, может и рассмотреть всё получше.

При появлении постороннего шума поворачивает голову в поисках источника. Если слышит знакомый голос, фиксируется на лице и в течение минуты смотрит.

Эмоции и поведение

Самое яркое проявление – возникновение «комплекса оживления». Увидев маму или папу, малыш начинает усиленно двигать ручками и ножками, улыбается и гулит.

Начало формирования детского лепета. В общем потоке звуков происходит разделение – можно слышать бульканье, посмеивание, хныканье. При гулении отчетливо слышны согласные и гласные звуки.

Ребёнку в 3 месяца небезразлично, кто находится рядом.

Рост и масса тела ребёнка

Масса тела ребёнка в 3 месяца зависит от массы тела при рождении. В среднем за это время младенец набирает 2 — 2,5 килограмма. Так можно посчитать, сколько должен весить ребёнок в 3 месяца.

Например, мальчик родился с массой тела 4300 грамм. Нормально, если в 3 месяца он весит около 6500 грамм.

Рост ребёнка в 3 месяца высчитывается просто. Учитывая, что за один месяц малыш вырастает в среднем на 3 сантиметра, рожденный с ростом в 55 сантиметров в три месяца будет 64 — 65 см.

Норма роста и веса не имеют какую-то конкретную долженствующую величину. Дети индивидуальны, их рост неравномерен. В педиатрии существуют специальные таблицы, в которых приведены все эти показатели в зависимости от пола и возраста. И лишь значительное отклонение от нормы должно вызывать тревогу.

Если малыш вскармливается смесью, контролировать массу тела надо более пристально.

Питание и режим дня

К трём месяцам формируется определённый режим дня. Ребёнок начинает выдерживать время между кормлениями, укладываться спать через определённый час. В среднем спят в таком возрасте 5 раз – 4 днем и 1 раз ночью. Питание в третий месяц жизни ребёнка исключительно грудное или смесями.

Вводить прикорм соками, как это было распространено в советское время, сейчас крайне не рекомендуют.

Как развивать ребёнка в 3 месяца?

Очень подробная и содержательная статья детского доктора о том, как правильно проводить массаж для грудничков и когда эта процедура противопоказана.

Врач-педиатр в статье про вазелиновое масло рассказывает, в каких случаях его используют и как его правильно применять при проведении массажа.

  • общий массаж. Полезно перед каждым купанием устраивать, малышу, сеанс легкого массажа. Начинать с поглаживающих движений, затем переходить к легкому растиранию и вибрации. Массировать по очереди ножки, затем ручки, грудку, животик и спинку. В качестве массажного средства — вазелиновое масло. Сразу после массажа – купание;
  • гимнастика. Конечно, самостоятельно заниматься груднички не умеют. Комплекс суставной гимнастики дополняет сеанс массажа. Заключается в лёгких переворотах и ненавязчивых сгибаниях, разгибаниях ног и рук.

Дополнительно родителям будет полезно знать, что умеет ребёнок в 4 месяца и как его развивать в этом возрасте.

Развитие ребенка в 3 месяца

Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно отходит на второй план и становится выражением явного физического или эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи различают у 3 месячных младенцев более 70 видов улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу, может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться с сынишкой или дочуркой!

А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на «своем».

Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки, расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!

Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая ручками и ножками.

Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать пятку – это ли не прекрасно!

Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.

Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны, поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света. Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на предплечья.

Многие младенцы к концу 3 месяца умеют перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием будут слушать сказки ( особенно рифмованные или ритмизированные ), стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.

Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами эти движения, столь важные для формирования речевой активности.

Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати, малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут работать синхронно с вашими.

Стимулируйте малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.

Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно, придумывая различные варианты данной игры.

Развитие движений ребенка

В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с ним.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.

Игра «Забавные пяльцы»

Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это еще и массаж.

Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных движений всего тела ).

На 3 месяце младенец учится высоко поднимать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед личиком малыша.

Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично опирался на оба локтя.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Упражнение «Большие ноги шли по дороге»

Вам понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью. Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие движения по гладкой поверхности.

  • Большие ноги
  • Шли по дороге:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.
  • Маленькие ножки
  • Бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ,
  • Топ-топ-топ.

Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.

Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

К 3 месяцу младенец, если его придерживать подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.

Ссылка на основную публикацию