Что Делать Если Ребенок В Два Года Не Слушается

Что делать, если ребенок 2 года не слушается?

Для каждого родителя свой ребенок представляется самым лучшим. С его появлением их жизнь радикально меняется и приобретает новый смысл. Период младенчества проходит быстро и дитя подрастает. Примерно с двухлетнего возраста у малыша начинает проявляться индивидуальность.

Непослушание ребенка в 2 года

Когда дитя подрастает, у него меняется поведение. Мама только удивляется, почему спокойный и послушный человечек становится настоящим бунтарем.

Однако в этом нет ничего необычного. Подобное поведение свойственно всем детям. В зависимости от окружения и наследственности возможны разные степени капризности и грубости. Возраст начала непослушания также не имеет строгих границ и может значительно колебаться.

Психологи считают, что примерно с 2 лет в развитии ребенка начинается так называемый период протеста. Любимым его выражением становится короткое слово «нет». Малыш произносит его в ответ на самые простые указания – помыть руки, положить на место игрушку. А уж просьбы, которые совсем не по душе, встречают яростный отпор.

Возникает такое впечатление, что ребенка словно подменили. Часто родители не знают, как им справиться с малышом. Не помогают ни многочисленные повторения, ни шлепки, ни крики. Мамы совершенно выматываются в каждодневных спорах, к тому же их гложет чувство вины. Нельзя бить детей и кричать на них, но родителям не всегда удается сдержаться.

Невозможно обойти период протеста в развитии ребенка. Чтобы подготовиться к нему, родителям придется набраться терпения и понимания. Бунтуя и не слушаясь, маленький человек ищет границы допустимого поведения по отношению к окружающим. Таким образом, у него происходит познание мира.

Что делать, если ребенок разбрасывает игрушки?

Обычно у малыша много игрушек. Если не приучать его складывать их на место, беспорядка не избежать. Когда ребенок охвачен протестными настроениями, он с удовольствием раскидает игрушки по всему дому. Становится трудно заставить его поддерживать порядок.

На самом деле дитя еще не понимает важности поддержания уюта и чистоты. Это среди взрослых людей ценится, чтобы все лежало на своих местах. Родителям будет стыдно, если пришедшие гости увидят в доме или квартире беспорядок.

Для маленького человека намного удобнее, когда все его богатство в виде игрушек находится в зоне доступа. Дети быстро переключаются с одного предмета на другой. Им приятнее взять любую вещь сразу, а не доставать из ящика или коробки. Наигравшись, они теряют интерес и бросают ее.

Чтобы поддерживать чистоту в детской комнате, рекомендуется следующее:

  • Взять за правило питаться только на кухне. Чтобы в комнате не было крошек, нельзя там есть никаких продуктов.
  • Все игрушки, которыми ребенок не интересуется, нужно упаковать и убрать подальше.
  • Давать играть ограниченным числом вещей, разрешать брать новые игрушки после складывания прежних.
  • Проводить собирание предметов в игровой форме. Например, машины едут в гараж, а куклы отправляются в коробку – спальню.
  • Приучать рисовать и лепить из пластилина только за столом.
  • Следует хвалить малыша за правильные поступки. Взрослые не должны полностью все делать за ребенка. Убрать собственные игрушки ему вполне под силу.

Не следует родителям забывать и о своем поведении. Их дитя бессознательно копирует черты характера и отношение к окружающим.

Какой метод воспитания детей считается оптимальным?

Все родители хотят для своего ребенка только хорошего. Но не всегда выросшее чадо радует их. Чтобы вырастить порядочного человека, приспособленного к жизни, нужно приложить много усилий.

Существует множество методик воспитания, и выбрать наиболее правильную из них сложно. Не рекомендуется придерживаться экзотических способов, которые могут быть распространены в других странах.

Довольно популярна японская теория вседозволенности, которая применяется без тщательного изучения. До 5 лет ребенка ни за что не наказывают и позволяют делать все, что он хочет. С 5 до 15 лет на него налагается множество строгих запретов и ограничений. Далее он считается взрослым человеком.

Если все разрешать не так сложно, то резкое ограничение неизбежно встречает протест. Нередко родители практикуют чрезмерную опеку малыша, выполняют любые детские капризы.

Однако ограждение от трудностей делает его совершенно неприспособленным к взрослой жизни. Не менее опасно и постоянное подавление личности, жизнь в условиях жесткого диктата.

Психологи считают наиболее оптимальным такой способ воспитания, при котором родители спокойно относятся к ребенку. В счастливой семье нет криков и скандалов, драк и шлепков.

Мать и отец говорят о том, как вести себя, что можно делать, а что — нельзя. Хорошее поведение подкрепляется похвалой, небольшим подарком. Если требуется наказание, применяют запреты на некоторые приятные вещи.

Родители должны стремиться к тому, чтобы полностью понимать свое дитя. Хорошо, когда они имеют единую линию поведения по отношению к ребенку. Доверие и любовь помогут обрести семейное счастье.

Довольно популярна японская теория вседозволенности, которая применяется без тщательного изучения. До 5 лет ребенка ни за что не наказывают и позволяют делать все, что он хочет. С 5 до 15 лет на него налагается множество строгих запретов и ограничений. Далее он считается взрослым человеком.

Несносные двухлетки: что делать, если ребенок в 2 года не слушается и плохо себя ведет

Вашему малышу исполнилось два года и вы познали все прелести кризиса 2 лет. Что же делать родителям, если ребенок в 2 года не слушается и дерется, закатывает истерики? Читайте наши советы, как пережить этот непростой период.

Главное, что вам стоит усвоить, если ребенок в 2 года дерется и закатывает истерики, то с ним все в порядке. Не нужно водить его к психологам и неврологам, биться головой о стену и причитать «что же мы неправильно делали». Просто примите этот факт как то, что зимой идет снег: каждый ребенок в 2 года плохо себя ведет и не слушается. Если это ваш первый ребенок, то, наверняка, вы в растерянности и не знаете, что делать. И это тоже нормально. Просто знайте, вы не одиноки. А если соседский ребенок в 2 года вам кажется просто ангелом, поверьте, вам это только кажется. Ангельских детей в 2 года не бывает.

«Хочешь поиграть с машинкой?» «!» «Хочешь кусочек яблочка?» «Нет!» «Хочешь погулять?» «Нееееееет». Любой родитель ребенка, которому 2 года, знает все эти песни. Иногда кажется, что «нет» это вообще одно из самых первых слов у ребенка, когда у него начинает формироваться собственное мнение и характер.

Что делать, если ребенок в 2 года плохо себя ведет и не слушается

«Хочешь поиграть с машинкой?» «!» «Хочешь кусочек яблочка?» «Нет!» «Хочешь погулять?» «Нееееееет». Любой родитель ребенка, которому 2 года, знает все эти песни. Иногда кажется, что «нет» это вообще одно из самых первых слов у ребенка, когда у него начинает формироваться собственное мнение и характер.

Рекомендуем прочесть:  Гипоксия плода на 39 неделе беременности

«Несносные двухлетки» — период, который сбивает с ног, застигая врасплох. Вот перед вами стоит милый ангелок, а уже через миг он сходит с ума и кричит во все горло. Как же справиться с тем, что ребенок в 2 года плохо себя ведет, дерется и не слушается.

Не паникуйте

, эти дьяволята могут заставить вас усомниться в своих родительских способностях или в адекватности вашего отпрыска. Помните, что истерики у ребенв 2 года и плохое поведение абсолютно оправданы возрастом. Более того, они являются индикатором того, что ребенок правильно развивается и взрослеет.

Сохраняйте спокойствие

Конечно, желание накричать практически непреодолимо, когда у ребенка в 2 года ни стого ни с сего начинается очередная непонятная истерика, или ребенок дерется и не слушается, когда пытаешься его урезонить или сделать замечание. Но, поверьте, крик только ухудшит ситуацию.

Не насмехайтесь и не высмеивайте ребенка

Попробуйте стать с ним на один уровень. Для малышей наш большой мир пугающий и запутанный. Они не могут правильно общаться с другими, с теми, кто вдвое больше их самих. Станьте так, чтобы поравняться с ребенком, посмотрите ему в глаза и признайте его требования или нужды, даже если вы с ним и не согласны.

Не поддавайтесь

Во всем важна последовательность, особенно в «профессии» родителя. Если возникла истерика у ребенка в 2 года того, что вы не дали или запретили (шоколад или мороженое), не поддавайтесь на его капризы. Это покажет малышу, что лучшим способом добиться цели является истерика, так что это станет его привычной тактикой.

Дайте малышу выбор

Может, ребенку в 2 года и нельзя еще шоколада, но скажите, что вместо этого он может съесть яблоко или пару печений. Сделайте так, чтобы ребенок ощутил, что он хозяин ситуации.

Хвалите детей, но тогда, когда это уместно

«Ухты, ты кровать застелил, дай пять», «Вау, ты выбросил обертку в мусорку, отлично!» Говорите им, как вы гордитесь их хорошими поступками и поведением. Они запомнят такую реакцию и будут стараться снова ее получить.

Возлагайте на них ответственность

Двухлетки любят помогать по дому — они чувствуют, что являются частью . Попросите их дать лакомство домашнему любимцу или донести нетяжелый пакет до кухни.

Соблюдайте режим сна

Ворчливый двухлетний ребенок это не шутки. Чтобы избежать ситуации, когда ребенок плохо себя ведет и не слушается, старайтесь придерживаться приблизительно одинакового расписания сна ежедневно, как днем, так и ночью. Если ребенок выспавшийся и бодрый, он лучше справляется с эмоциями и своими «хотелками».

«Несносные двухлетки» могут быть проблемой, с одной стороны. Но с другой, бывают и отличные, веселые моменты. Малыш открывает для себя мир, и его любопытство и удивление все заразительнее день ото дня. Цените такие моменты, учитесь справляться с «тучами» и наслаждайтесь этим замечательным периодом, ведь дважды два никак не будет.

Надеемся, вам помогли наши советы, что делать, еслиребенок в 2 года закатывает истерики, дерется, плохо себя ведет и не слушается.

, эти дьяволята могут заставить вас усомниться в своих родительских способностях или в адекватности вашего отпрыска. Помните, что истерики у ребенв 2 года и плохое поведение абсолютно оправданы возрастом. Более того, они являются индикатором того, что ребенок правильно развивается и взрослеет.

Что делать, если ребенок в 2 года не слушается?

Многие родители сталкиваются с тем, что в возрасте двух лет ребенок отказывается их слушаться. Малыш может капризничать, разбрасывать игрушки, устраивать истерики на улице. Такое поведение имеет свои причины, и чем раньше их установить, тем проще будет нормализовать ситуацию. Почему ребенок в 2 года не слушается и что делать в таком случае родителям?

Причины непослушания

Сразу стоит отметить, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых отличается. Часто ребенок просто не может определить, чего хотят от него родители. А иногда он может понимать все с точностью наоборот.

Некоторые взрослые считают, что двухлетний малыш уже способен полностью себя контролировать. Однако нервная система ребенка в этом возрасте еще не может тормозить реакции в течение длительного времени. Поэтому он не способен вести себя тихо более пяти минут. Если же заставлять его сидеть на месте, он будет раздражаться и капризничать.

К двум годам малыш уже познакомился со словом «нет» и пытается применять его самостоятельно. И если его заставляют делать то, что в данный момент ему не хочется, он будет протестовать.

Еще одной причиной непослушания малыша бывают различия в воспитании родителей и бабушек-дедушек. Обычно пожилое поколение многое позволяет любимым внукам. И ребенок может не понимать, почему то, что ему было разрешено у бабушки, мама ставит под запрет.

Следует отметить и то, что иногда ребенок не слушается, просто потому, что плохо себя чувствует. Многие детки в первые дни болезни капризничают, их поведение становится неуправляемым.

Что делать?

В первую очередь нужно постараться определить причину непослушания ребенка. Затем следует позволить ему прекратить свои капризы самостоятельно. Поговорите со своим чадом, постарайтесь объяснить ему, чего вы добиваетесь. Обычно после 2-3 разговоров ребенок постепенно начинает понимать, что от него требуется. Если же результата не видно, воспользуйтесь советами специалистов.

Формируйте свои требования четко и последовательно. У малыша в возрасте двух лет восприятие буквальное. И если вы попросите его собраться на прогулку, он просто не сумеет определить для себя последовательность необходимых действий и только поэтому не выполнит ваше требование. В таком случае лучше говорить ему, что делать, по этапам, причем, каждое последующее действие должно быть указано только после выполнения предыдущего. Например, вместо того, чтобы сказать «собирайся на прогулку», лучше применить следующий алгоритм:

  • «Иди ко мне». Ждите пока малыш подойдет.
  • «Надеваем кофточку». Надевайте вместе предмет одежды.
  • «Надеваем штанишки». Вместе надевайте штанишки.
  • «Садимся на стульчик». Ждите пока ребенок сядет.
  • «Надеваем сапожки». Обуваете малыша.
  • «Надеваем курточку и шапочку». Делаете указанные действия.

Будьте постоянны в требованиях и запретах. Если вы сегодня что-то запретили ребенку, это правило должно действовать и завтра, и послезавтра, и в будущем. Если же будете менять свои требования, ребенок не сможет в них ориентироваться.

Количество запретов следует уменьшить до минимума. Лучше, если они будут обусловлены только мерами безопасности ребенка (нельзя брать нож, нельзя высовываться из окна). Такие запреты не отменяются ни под каким предлогом. В случае их нарушения, следует строго и коротко сказать «нельзя», после чего постараться отвлечь внимание непоседы чем-то интересным.

Выполняйте обещанное наказание. Если вы пообещали наказать свое чадо за непослушание, обязательно накажите его. Только делайте это спокойно, предварительно объяснив ребенку причину наказания. В конце обсудите с ним его поведение и последствия. Даже самые непослушные дети через некоторое время прекращают капризничать, если знают, что за этим обязательно последует наказание.

Выясните причину непослушания в садике. В первые недели, и даже месяцы, посещения детского сада ребенок может капризничать, протестовать против разлуки с мамой. Такой период адаптации рано или поздно закончится. Гораздо хуже, если воспитатель не нашел подход к вашему малышу. Попытайтесь узнать, какой видит ситуацию ребенок, поговорите с педагогом и вместе постарайтесь найти решение данной проблемы.

Не стоит окружать малыша в два года запретами. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир. И скорее всего, он не специально промочил ноги, а исследовал лужу во дворе, или же во время прогулки стучал ботинком по лавочке не для того, чтобы действовать вам на нервы, а слушал, какие звуки издают такие удары. Постарайтесь понять своего малыша, что им движет, когда он делает недопустимые, по вашему мнению, действия. Только полное доверие, взаимопонимание и родительская любовь помогут преодолеть вам все трудности воспитания.

Сразу стоит отметить, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых отличается. Часто ребенок просто не может определить, чего хотят от него родители. А иногда он может понимать все с точностью наоборот.

Ребенок в 2 года не слушается: что делать?

Здравствуйте! Наверное, в возрасте двух лет все детки в какой-то степени непослушны. Многие родители считают, что именно их ребенок неуправляем, но кроха не может быть без негативных эмоций.

Рекомендуем прочесть:  Как Научить Ребенка Сморкаться В 2 Года Комаровский Видео

Начиная ограничивать своих детей с малых лет и воспитывать из них «хороших» мальчиков и девочек, мамы и папы делают большую ошибку. Человек, детство которого прошло в жестких табу «не беспокоить», «не мешать», «не злить» не умеет во взрослой жизни радоваться и проявлять какие-либо позитивные эмоции, они озлоблены на весь мир и чувствуют себя дискомфортно практически везде.

Чтобы этого не произошло, психологи рекомендуют пересмотреть свой подход к воспитанию двухгодовалого ребенка.

Как решить проблему детского непослушания

  • до 3-х лет ребенка не стоит наказывать, с ним необходимо как можно больше разговаривать и объяснять, почему так делать нельзя и к каким последствиям может привести непослушание;
  • родителям следует сохранять последовательность, если книгу рвать нельзя, то это касается всех, а не одной, если скакать по кровати запрещено, то этот запрет должен действовать всегда, а не под настроение родителей;
  • если ребенок разбил тарелку или вазу это не повод для унижений, ведь взрослые также не застрахованы от разбитой посуды;
  • если мама не в силах сдержать свой гнев и хочет наказать ребенка, она обязательно должна объяснить за что так поступает с малышом, а просто подбежав и со злости хлопнув кроху по попе кроме слез ничего не добьется;
  • чтобы ребенок привыкал выполнять просьбы родителей (убрать игрушки, отнести чашку на место и т. д.) с детских лет его нужно благодарить за проделанные пусть даже мелкие поручения.

В два годика основной причиной непослушания ребенка является недостаточное внимание со стороны взрослых, поэтому родители должны уделять больше времени крохе не только гуляя с ним на улице, но и играя в развивающие игры, просматривая совместно полезные мультфильмы.

Начиная ограничивать своих детей с малых лет и воспитывать из них «хороших» мальчиков и девочек, мамы и папы делают большую ошибку. Человек, детство которого прошло в жестких табу «не беспокоить», «не мешать», «не злить» не умеет во взрослой жизни радоваться и проявлять какие-либо позитивные эмоции, они озлоблены на весь мир и чувствуют себя дискомфортно практически везде.

Что делать, если ребенок не слушается в 8 лет?

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.
Рекомендуем прочесть:  Акушерская пятая неделя беременности что происходит

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Ссылка на основную публикацию