Пальчиковые Игры Для Детей 3 4 Лет В Детском

Картотека по физкультуре (младшая группа):
Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)

Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)

Вложение Размер
palchikovaya_gimnastika_kartoteka.docx 25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

— Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)

— Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» — кулачком

Целый день в лесу стоит (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

Картотека пальчиковой гимнастики для детей второй младшей группы (3-4 лет)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Картотека потешек для детей 3–4 лет

Нажия Азисова
Картотека потешек для детей 3–4 лет

Потешки –это небольшие стихотворения, которые предназначены для одновременного развлечения и обучения детей. Слушая потешки, стараясь повторить легко запоминающие игровые рифмы, ребенок учится не только говорить, но и думать.

Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов.

Представляю вам подборку потешек, которые я использую в своей работе.

Потешки для засыпания.

Ты собачка,не лай!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать

Станет глазки закрывать.

Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет:

Ах ты, моя душечка,

Если жить с тобою дружно —

То в кино ходить не нужно!

Лег, заснул — смотри кино,

Ведь покажу всё равно!

Ах ты, моя душечка,

Баю-бай, баю-бай,

С папой на море пойдёт.

Станет сёмгу он ловить,

Станет маму он кормить.

Баю-бай, баю-бай,

К нам приехал дед Мамай,

К нам приехал дед Мамай,

Просит: «Машеньку отдай!»

А мы Машу не дадим,

Пригодится нам самим.

Баю-бай, усни, Катюшка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

Баю-баю-баю-баю,

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Так теперь уж засыпай,

Вот присела на ворота

Маленькому спать пора!»

В окна голуби взглянули:

Надо маленькому спать,

Чтобы утро не проспать».

Как я дитятку люблю!

Дальний лес стоит стеной.

А в лесу, в глуши лесной,

На суку сидит сова.

Там растёт усни-трава.

Знает сонные слова.

Как шепнёт свои слова,

Сразу никнет голова.

Я сегодня у совы

Попрошу такой травы.

Пусть тебе усни-трава

Скажет сонные слова.

Как у нас в берлоге

Три бочонка мёду,

Как у наших деток —

Первый сон — гречишный,

А второй — цветочный,

А как выйдет месяц —

Соням и сластёнам,

Баюшки под ушко!

Потешки знакомства с телом.

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки — все хватать-хватать

(Водя пальчиком дитятки по называемым частям тела): Носик, носик, лобик,

Щечки, подбородок. Ушки, глазки,

Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать)

Где же наши ручки?

Где же наши ножки?

А вот это Лизин нос.

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щёчки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик

Пощекочем твой бочок,

Пощекочем твой бочок.

Где же наши ушки?

Ну а ротик на замочек!

Вот лежат в кроватке

Мягки да сладки?

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лену хвать за ушко.

Аню хвать за колени.

Аню хвать за носик.

Аню хвать за живот.

Аню хвать за волоса.

Аню хвать за плечики.

Щёчки-булочки у нас.

Щёки –булочки у нас!

Зубки, словно миндалинки,

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать,а ушки слушать,

Потешки о гигиене.

От водички,от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички,от водицы

Веселей цветы и птицы!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Чтобы девочка был

Самой чистенькой всегда,

Умыть Настино личико.

Мы пойдём купаться

И в воде плескаться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Спину и животик,

Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Хлюп-хлюп ручками,

Ты не трогай, Женечка,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится.

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чистая водичка умоет наше личико.

Вымоет ладошки, намочит нас немножко.

Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды!

Чисто умываемся, маме улыбаемся!

Потешки при одевании.

Маша варежку надела.

Ой — куда я пальчик дела?

Нету пальчика — пропал,

в свой домишко не попал.

Маша варежку сняла —

Ищещь, ищещь и найдешь.

Здравствуй пальчик. Как живешь?

Вот они — сапожки.

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Эта — с правой ножки,

Эта — с левой ножки.

Девчонке-шалунишке

Наденем мы штанишки —

Не хочется девчонке

Еще оденем кепку,

Шнурки завяжем крепко

И выпустим девчонку

Во двор мы погулять.

Шило солнышко рубашку,

Был и месяц за портняжку.

Ветерок обновку взял —

Тетка Агашка,

Сшей мне рубашку,

Юбка-юбочка,

Узкая, как трубочка.

Девочка плясать пустилась —

Юбка зонтиком раскрылась.

Потешки при кормлени и.

У нас много ребят,

Все на стульчиках сидят,

Кашу масляну едят!

Кашу с маслицем сварю,

Да и Сашу накормлю!

Летите, пичужки,

Сорока-белобока

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Кто кашку не ест,

Молочка не пьет —

Я состряпаю калач,

Всем даст здоровье

Уж как я тебе, коту,

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси!

Коровушка-буренушка,

Дай мальчикам и девочкам

Травушка-муравушка

Со сна поднялась.

За зерно взялась!

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молочко!

У бабушки калачи

Как огонь горячи!

С мачком, с лучком,

С горьким перечком!

Будет бабушка встречать,

Настю будет угощать.

Даст ей тепленький блинок

И румяный пирожок!

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку!

Тушки-тушки!

С творогом ватрушки,

На столе преснушки

Пошел котик на Торжок,

Купил котя пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку!

Картотека «Игры для детей 2–3 лет» Подвижные игры на свежем воздухе В режиме дня ребенка дошкольного возраста существенное место занимает время, которое он проводит на улице.

Картотека физминуток для детей 4–7 лет КАРТОТЕКА ФИЗ МИНУТОК для детей 4 – 7 лет Осень. Осенние признаки. Пальчиковые игры. Осень, осень Осень, осень, трем ладошки друг о.

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет» Пальчиковые игры по теме: «Овощи» Мы капустку рубим — рубим, Мы капустку солим — солим, Мы капустку трем — трем, Мы капустку жмем —.

На рогах он дрему носит,

Комплекс пальчиковой гимнастики для детского сада детям 4-5 лет

Разностороннее развитие малышей-дошколят достигается множеством способов. Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет несет в себе не только игровой и общеразвивающий смысл, но и положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Пальчиковая гимнастика и её значение для ребенка 4-5 лет

Пальчиковые игры можно назвать универсальным средством детского развития от рождения и до школы.

Игры с пальчиками создают отличное настроение, а это важно для гармоничного развития ребенка

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:

  • формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;
  • развивает детскую фантазию, внимательность, способность к запоминанию и мыслительные процессы;
  • оздоравливает организм за счет воздействия на биологически активные рецепторы на пальцах рук;
  • нейтрализует тревожность и создает положительную эмоциональную атмосферу как у конкретного ребенка, так и в детском коллективе;
  • способствует формированию возрастных навыков самообслуживания;
  • тренирует и подготавливает детскую руку к овладению письмом, к школьным нагрузкам, обучает способам расслабления.

Важно! Дети пяти лет в норме правильно держат ложку, карандаш и ножницы, справляются с пластилином и винтиками конструктора. Если родители либо воспитатель в саду замечает у малыша проблемы в пользовании такими предметами и в речевом развитии, значит у него недостаточно развиты движения пальцев рук.

Виды пальчиковых игр для средней группы

К пальчиковым играм для средней группы можно отнести следующие виды:

  • упражнения для самомассажа рук;
  • пальчиковые игры с участием предметов;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры, развивающие координированность движений пальцев и рук;
  • гимнастика для укрепления мышц руки.

Дополнительная информация! Гимнастика пальцев бывает также групповой и индивидуальной.

Предметы не только разнообразят игру и тренируют мелкую моторику, они хорошо массируют поверхность ладоней и пальцев

Как правильно проводить занятие по пальчиковой гимнастике в детском саду

Успешный результат занятию принесет выполнение следующих правил:

  • предварительная подготовка педагога, составление или приобретение картотеки пальчиковых игр;
  • привлечение внимания детей («мишка или кукла пришли к нам в гости»), сказочное вступление;
  • речевым сопровождением могут быть стихи и потешки, описание действий в прозе;
  • вначале руки нужно разогреть, порастирать ладошки до ощущения тепла;
  • упражнения повторять не более пяти раз;
  • воспитатель неторопливо показывает движения и делает их вместе с детьми, следя за правильностью выполнения;
  • доброжелательный настрой педагога, поддержание хорошего настроения у детей;
  • тихое музыкальное сопровождение;
  • постепенно заучивать сопровождающие стихи.

Готовые карточки с пальчиковыми играми полезны воспитателям и родителям, их удобно брать на прогулку и в поездку с детьми.

Продолжительность занятий

Чтобы дети не потеряли интереса к занятию, один вид упражнений проводят не более 5 минут. Гимнастика для пальцев, идущая в комплексе с образовательной деятельностью, сокращается до 3 минут, распределяется по всему занятию.

Общее время одного занятия с детьми четвертого-пятого года жизни по санитарным требованиям должно составлять не более 25 минут.

Пример конспекта проведения занятия

Ниже представлен конспект занятия пальчиковой гимнастикой в средней группе «Утреннее приветствие».

  • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами;
  • совершенствование речевых навыков; изучение частей тела;
  • развитие мышления, воображения, координации движений;
  • создание позитивного настроя на весь день.

Воспитатель здоровается с детьми. Спрашивает, хорошо ли они выспались, какое у них настроение: А проснулись ли наши пальчики? Давайте их разбудим!

Утро настало, солнышко встало!

Вставай, большак! ( пальцами одной руки отгибаем и разминаем пальцы другой, зажатой в кулак — начиная с большого пальца)

Вставай, указка! (отгибаем указательный палец)

Вставай, середка! (отгибаем и разминаем средний палец)

Вставай, сиротка! (работаем с безымянным пальчиком)

Вставай, малютка! (мизинчик)

Упражнения повторяем для другой руки.

Воспитатель: пальчики проснулись! А глазки, ушки, ножки?

Просыпайтесь, мои глазки! (имитация — крутим бинокль, наводим резкость)

Просыпайтесь, мои ушки! (погладили, размяли пальцами, растерли мочку указательным и большим пальцами)

Просыпайтесь, мои ручки! (погладили от плеча и до кисти, похлопали в ладоши)

Просыпайтесь, мои ножки! ( погладили, потопали)

Просыпайся, голова! (погладили себя по голове)

Вот и весь проснулся я! (потянулись вверх, похлопали и помахали приветственно ладошками)

Пальчиковая гимнастика в средней группе — картотека с целями по ФГОС на год

Образовательная деятельность в дошкольных учреждениях опирается на требования ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты). Направлена на детское развитие и подготовку к школе.

Комплекс упражнений по месяцам.

  • развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить;
  • развивать координацию движений рук, тренировать мелкую моторику;
  • совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Месяцы Тема Упражнения
январь Времена года

Праздник Новый год

«Снежки»

«Снеговик»

февраль 23 февраля

Животные

«Мы солдаты»

«Здравствуй, цыпленок!»

март 8 марта

Плоды

«Мамин день»

«Мамы всякие нужны»

«Орешки»

апрель Времена года

Птицы

«Дерево качается»

» Воробьи«

май Времена года

«Одежда»

«Весна»

«Матрешки»

июнь Природа

Игрушки

«Деревцо»

«Наши красные цветки»

«Мяч»

июль Овощи

Природа

«Варим суп»

«Наш Огород»

август Погода

Ягоды

«Дождик»

«В саду»

октябрь Посуда

Овощи

«Тарелочки»

«Мы капусту солим»

ноябрь Игрушки

Животные

«Кукла»

«Улитка»

декабрь Времена года

Продукты

«Зима»

«Пирожок»

Наглядное пособие игры «Улитка»

Пальчиковые игры для детей 4–5 лет, примеры таблиц

Тема Упражнения
Животные Здравствуй, цыпленок!

Здравствуй, смешной, озорной поросенок!

(Разгибать по очереди пальчики , начиная от мизинчика) Профессии «Мамы всякие нужны»

Много мамочек на свете,

Их так крепко любят дети! (Развести ручки в стороны, затем крепко обхватить себя за плечи)

Журналист и инженер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель — (Поочередно сгибать пальчики от мизинца, на одной, затем на другой руке)

Мамы всякие нужны, (сомкнуть пальцы «замочек»)

Мамы разные важны! (Развести руки, поднять ладошками вверх) Праздник 23 февраля Самолеты

Мы сегодня самолеты,

(сидя на пятках вращать руками, изображая мотор)

Мы не дети, а пилоты.

(четыре хлопка в ладоши)

Руки — нос, и руки — крылья

(встать, разбежаться, расставив руки в стороны)

Дополнительная информация! Чтобы разнообразить привычное, хорошо знакомое детям упражнение, можно изготовить вместе персонажей на пальчики и потом дать с ними поиграть.

Героев для пальчиковых игр можно вырезать из специальных пособий или распечатать с интернета

Пальчиковая гимнастика по математике:

Раз, два, три, четыре, пять (руки сжаты в кулаки, по счету разгибать по одному пальцу, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (пошагали указательным и средним),

Погуляли — поиграли (покрутить кистями с растопыренными пальцами в воздухе — похлопать 2 раза)

И домой вернулись сами (сжимать и разжимать кулачки)

Захотели спать! (ладошки вместе, прижаться к ним щекой).

Погуляю я в саду (шагать двумя пальцами),

Ягод сладких соберу:

Первую сорву — маме отнесу (пальчики касаются подушечками, сначала большие),

Вторую сорву — папе отнесу (указательные),

Третью — для дедушки (средние),

Четвертую — для бабушки(безымянные),

А пятую для себя! (мизинчики).

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Дополнительная информация! Средний дошкольный возраст это важнейшее время для развития речи, мышления, коммуникации. Пальчиковые игры наилучшим образом этому способствуют, не требуя к тому же специального места или приспособлений.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

«Ум ребенка — на кончиках его пальцев», — сказал великий педагог, В. А. Сухомлинский. Взрослые часто не понимают, что этапы детского развития нельзя перескочить или заменить компьютером.

Учимся играя! Игры для детей от 1 года до 2 лет

Приветствую вас в моем блоге, дорогие читатели! Игры для детей от 1 года до 2 лет являются продолжением предыдущего этапа развития ребенка, то есть с рождения до года. В продолжении постов об играх для детей, хочу перейти к очень важной ступени развития, когда ваш малыш вылез из пелёнок. Он уже учится говорить, ходить, кушать самостоятельно. Он уже личность и к нему нужно прислушиваться Итак, давайте посмотрим во что мы можем с ним поиграть и чему должны научить малыша.

Игры для детей от 1 года до 1,5 лет

1.Рамка-вкладыш с разными изображениями. Это одна из первых логических игр для ребенка, развивающая моторику рук, память, мышление (см. игры для детей от 2 до 4 лет). Их существует большое разнообразие:

2. Логические игры для детей раннего возраста очень разнообразны. Усложненная игра для деток уже содержит замочки, крючочки и другие элементы. Сначала покажите ребенку как это всё работает, а потом помогите ему справиться. После дайте ему самому разобраться с игрушкой. Вот пример такой игры:Такую игру многие мастерицы предлагают сделать на заказ, но вы можете что то по проще сделать своими руками. У вас наверняка найдется дома старый замок, щеколда и другие интересные штучки.

3.Лабиринт. Это настольная игра, которая напоминает рамку-вкладыш, но несколько сложнее. Вот пример:В данном примере нужно голову животного подобрать к туловищу.

5.Толкание-катание. Дети любят что нибудь катать и смотреть за предметом. Я вспоминаю, как сын что нибудь толкнет со стола, и этот предмет падает. А он сидит хjхочет Так предоставьте возможность ребенку что нибудь потолкать или покатать. Для этого смастерите жёлоб или горку из подручных материалов. Возьмите несколько легких предметов, безопасных для ребенка, и дайте ему их потолкать или покатать с горки. Можно катать, толкать по полу. Пусть ребенок ощутит свою силу, так он познает причинно-следственные связи.

6.Милофон. Всем взрослым известная игрушка с детства. Постукивая молоточком ребенок слышит разную музыку. Но не обязательно покупать эту игрушку. Можно дать малышу разные кастрюли, сковороды, ведра и т.д. Пусть побарабанит вдоволь.

7.Проговаривайте названия предметов. Когда они находятся в поле детского внимания, четко произнесите название предмета. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять». Эта игра способствует развитию речи ребенка.

8.Покорми куклу. Детям от 1 года до 1 и 6 месяцев предлагайте кормить игрушки, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.

9.Найди предмет. Ребятам от полутора до двух лет нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате. Это развивающая игра способствует формированию внимания, памяти, мышления.

10. Игры с крупами. Теперь перейдем к следующему периоду от 1,5 лет до 2 лет. На этом этапе к вышеописанным добавляются новые игры. Некоторые из них усложняются.

Игры для детей от 1,5 до 2 лет

Развивающие игры для детей до 2 лет многогранны по содержанию и функциональности.

1.Подбираем крышечки. В после Игры на развитие мелкой моторики дошкольников я рассказывала как можно сделать игрушку с разными крышками. Если нет времени делать игрушку, то возьмите просто разные баночки, тюбики, снимите крышки и предложите ребенку их закрыть. Сначала покажите сами, потом совместно с ребенком поиграйте, затем дайте возможность попробовать самому. Не оставляйте ребенка без присмотра!

2. Игры для развития памяти для детей в этом возрасте могут быть пазлы из 2-4 штук (так же см.игры для детей от 2 до 4 лет). Принцип тот же: сначала сами, потом своей рукой берете руку ребенка и вместе собираете. А уже потом даете ему возможность попробовать самому.

3.Мозайка. Эта игра позволяет развивать воображение, мышление, изучать цвета, формы.

4. Если ребенок уверено ходит поиграйте в «Догонялки» . Побегайте за ним с восклицанием «Догоню-догоню», а потом от него и дайте ему вас поймать. Дети испытывают полнейший восторг!

5.Кубики, конструктор. Стройте с ребенком башни, дома, дороги. Например, построить дорогу красного цвета, а домик зеленого. Или можно домик синего, а крышу красного. И так далее. Фантазируйте и развивайте воображение ребенка.

6.Соленое тесто. Так как ребенок еще маленький, то пластилин ему рано давать. Есть, конечно, сейчас специальный пластилин для малышей. Но зачем тратить деньги на ноухау, если есть старый проверенный метод — лепка из соленого теста.

7.Рисуем смело. Давайте ребенку карандаши, краски (специальные или медовые), пальчиковые краски и побольше бумаги. Еще можно взять старые обои и белой стороной прикрепить их к стене. Так как ребенок умеет ходить, то может стоя у стены «писать» свои картины

8.Развивающие книжки. Ближе к 2-м годам можно уже проводить мини-уроки. Занятия по книжкам увлекают деток. Я я сыном в 1 год и 10 месяцев начала такие занятия проводить. Автора уже не вспомню, помню, что книги были разбиты по временным отрезкам, например, «2-3 года», «3-4 лет» и так далее. Но книги ниже на фота нам тоже нравились:

9.Языки животных. Учите ребенка как говорят животные. Старайтесь, чтобы он за вами повторял. Дайте понять ребенку, что каждое животное «разговаривает» по-своему: кошка говорит: «Мяу!», собака: «Ав!», корова: «Му!», лошадь: «И-го-го!», свинья: «Хрю!», коза: «Ме!», овца: «Бе!», курица: «Ко-ко!», петух: «Ку-ка-ре-ку!», цыпленок: «Пи-пи!», гусь: «Га-га!», утка: «Кря-кря!» Сначала покажите картинку с животным и сами произносите звукоподражания, ребенок пусть повторит его. И так неоднократно с разными зверушками. Затем, когда малыш запомнит голоса животных, он сможет самостоятельно показывать на животное и произносить все звукоподражания. Игра стимулирует ребенка подражать голосам разных животных.

10.Как делают другие. Учите малыша манипулировать с фигурками людей и животных, сопровождая игру подходящими по смыслу вокализациями. Например, «А-а-а» – спит малыш, «Ам!» – кормим куклу, «Тр-р-р» – звонит телефон в доме, а папа отвечает: «АЛЕ!» Учите малыша баюкать куклу, ходить с ней гулять, водить ее в гости и кормить, варить обед и другим действиям.

Вот такая подборка игр у нас получилась. Надеюсь, она вам пригодиться. Учите ребенка играя!

Делитесь играми с детьми в соц.сетях:

Приветствую вас в моем блоге, дорогие читатели! Игры для детей от 1 года до 2 лет являются продолжением предыдущего этапа развития ребенка, то есть с рождения до года. В продолжении постов об играх для детей, хочу перейти к очень важной ступени развития, когда ваш малыш вылез из пелёнок. Он уже учится говорить, ходить, кушать самостоятельно. Он уже личность и к нему нужно прислушиваться Итак, давайте посмотрим во что мы можем с ним поиграть и чему должны научить малыша.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Пальчиковая гимнастика

Методические указания

1 Жил-был зайчик –Длинные ушки.

Носик на опушке.

И поехал греться

К ребятишкам в гости. Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Крутят руль. 2 У нашегоУ Гришеньки

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый,

У Марины куст малины,

У Арины две рябины.

Вьется хмель. Выставляют два кулака. Ставят ладони на ребро.

Показывают две ладони.

Выставляют два кулака.

Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.

Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.

Кулак. 3 Коленька хороший,Коленька пригожий,

Пройди по дороженьке,

Топни, Коля, ноженькой. Поглаживают кисть левой руки.

Поглаживают кисть правой руки.

Указательный и средний пальцы рук шагают.

Ставят ладонь на ребро.

Показывают ладонь. 4 Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Не ходите далеко,

Зернышки ищите». Шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки. Щиплющие движения всеми пальцами каждой руки.

Бегут всеми пальцами обеих рук.

Хлопают в ладоши.

Грозят пальцем ведущей руки.

Гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола.

Дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т.д. 5 Чистая водичкаУмоет Саше личико,

А пальчики – Антоше. Моющие движения.

Поглаживающие движения по щекам.

Интенсивное потирание ладоней.

Массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» перчатки. 6 Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды,

Маме (друг другу) улыбаемся. Хлопают в ладоши. Совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями.

«Моют» лицо, растирают уши.

Улыбаются. 7 Жили-были зайчикиНа лесной опушке.

В беленькой избушке.

Мыли свои лапочки,

Надевали тапочки. 3 пальца в кулак, указательный и средний – ушки. Хлопают в ладоши.

Моющие движения ладонями рук.

Движение ладоней сверху вниз по туловищу.

Показывают. 8 «Лапки-царапки» Кошечка Мурка,

А в лапках – цап-царапки.

Дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки. Дети выпрямляют пальцы, в шутка царапаются.

Игру можно повторить несколько раз. 9 «Ежик» Ежик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело –

Ежик развернулся! Прижмите пальцы – ежик убрал иголки. Выпрямите пальцы – ежик показал колючки. 10 «Птички» Вот птички летают, машут крылышками.

Приземлились птички, крылышки сложили.

Давайте покормим птичек – насыплем им зернышек!

Вот как птички зернышки клюют!

Наелись птички и улетели.

Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти (помашите крыльями). Соедините ладони вместе.

Сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими.

Легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью.

Скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти.

Игру можно повторить несколько раз. 11 «Человечек» Посмотрите, какой у меня человечек.

Человечек пошел погулять.

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.Покажите, как шагает человечек.Предложите детям повторить упражнения.

Игру можно повторять несколько раз.

12 «Мы топали» Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали,

До тополя дотопали.

И ножки все оттопали! Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение.

Слушая стихотворение, дети поочередно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).

Предложите малышам продолжить «прогулку».

Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее). 13 «Барабанчики» Вот палочки-пальчики –

гремят барабанчики! Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук. Предложите малышам повторить движения.

Затем устройте соревнования на самый громкий барабан.

В последующем можно предлагать детям барабанить медленно или быстро, громко или тихо, повторять простые ритмы. 14 «Моторчик» Давайте поиграем в машинки.

Стоп! Остановились машины.

Надо завести моторчики. Дайте детям машины и предложите поиграть. Покажите малышам, как завести моторы.

ля этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать вокруг друг друга.

«Моторчики» могут работать быстро и медленно.

Игру можно повторить несколько раз. 15 «Разминка»Мы сегодня рисовали,Наши пальчики устали.Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем. Предложите детям сделать разминку для рук: плавно поднять руки перед собой и встряхнуть кисти. Упражнение сопровождайте четверостишием.

Такую игру-разминку можно проводить как расслабляющее упражнение во время занятий, в ходе которых дети действуют руками. 16 «Моя семья» Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. После того, как малыши запомнят движении, проведите игру с группой детей.

Повторите игру, предложив малышам загнуть пальчики на другой руке.

Также можно предложить детям разбиться на пары и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга. 17 «Вышли пальчики гулять» Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять. Предложите детям сжать пальцы в кулак и начните читать стихотворение (по ходу чтения дети повторяют движения). Поочередно разогните пальцы, начиная с большого.

Поочередно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Повторите игру с пальцами другой руки. 18 «Пальчики в лесу» Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел. Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения. Предложите ребенку растопырить пальцы и пошевелить ими.

Загните безымянный палец.

Загните средний и указательный пальцы.

Загните большой палец и пощекочите ладошку ребенка. 19 «Спокойного сна» Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот рядом прикорнут,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит…

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! Эту игру можно проводить перед сном. Сначала игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребенка по ходу чтения стихотворения.

Загните безымянный палец.

Загните средний палец.

Загните указательный палец.

Загните большой палец.

Погрозите пальчиком другой руки. 20 «Черепашка» Это песочек он теплый и сухой.

По песочку ползет маленькая черепашка.

Она ползет медленно-медленно.

В панцире живет.

Обратно уберет. Эта игра проводится за столом или на ковре.

Покажите на стол или ковер.

Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.

Положит на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу.

Затем медленно начните передвигать кулаки вперед.

Предложите детям повторить движение.

Затем прочитайте четверостишие.

Выставите вперед прямые указательные пальцы, прижатые друг к другу.

Игру можно повторить несколько раз. 21 «Замок» Давайте поиграем!

Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили…

И открыли! Предложите малышам поиграть.

Соедините пальцы рук в «Замок».

Постучите по столу сомкнутыми в замок руками.

Круговые движения сомкнутыми руками.

Сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.

Расцепите пальцы. 22 «Апельсин» Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда! Игра проводится за столом.Сложите ладони «чашечкой».Сначала покажите растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке.

Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец.

Разогните указательный палец.

Разогните средний палец,

Разогните безымянный палец.

Разведите руки в стороны.

Сымитируйте бег пальцами по столу.

Аксёнова Татьяна Викторовна,
учитель-логопед

Солнце ежика согрело –

Рекомендуем прочесть:  Грудь на 39 неделе беременности
Ссылка на основную публикацию