Что Должен Уметь Делать Ребенок В 5 Месяцев Девочка

Содержание

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

Время идет, кроха подрастает, вот ему уже пять месяцев. Это очень важное время — в этот период физические навыки становятся уже не так сложны, ведь малыш уже довольно крепкий и подвижный. Появляются некоторые социальные признаки.

Разумеется, каждый ребенок уникален и подходить нужно с индивидуальной меркой, но все же рассмотрим, что может уже делать и уметь пятимесячный малыш.

Каждой маме хочется, чтобы ребенок умел много — желательно все и сразу. Но хочется сказать, что торопить ребенка не стоит — он всему научится в свое время. Главное — любить его, помогать ему, стараться преподносить обучение в игровой форме. Ведь дети лучше всего обучаются в игре. И не нужно равняться на других детей или сравнивать своего ребенка с погодками. Без сомнения, у любой мамы найдется повод похвастаться и погордиться своим малышом.

Физиологические и психологические показатели ребенка в 5 месяцев

Примерно к середине пятого месяца вес ребенка удваивается по сравнению с послеродовым весом. Сейчас он может весить примерно 6-7 килограммов. Взвешивание лучше проводить раз в неделю до 12 месяцев и все показатели записывать — так легче будет отследить динамику прибавки в весе.

Приемы пищи в течение дня нужно распределить на пять раз с четырехчасовым интервалом. Что касается сна, то он будет занимать 14-16 часов — 10 ночью, остальные по 2 часа днем.

Пятимесячный ребенок уже имеет эмоциональные задатки — может отличать своих от чужих, реагировать на интонации голоса. Правда, прекрасно забывает, например, бабушек и дедушек, которых видит раз в месяц.

Умения и навыки на пятом месяце

С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и любознательным. В пять месяцев многие дети уже умеют поднимать голову и плечи, лежа на спине. Он может постоять на ногах несколько минут, если его придерживать за руки. Некоторые малыши уже умеют самостоятельно сидеть или даже садиться, опираясь на руки.

Пятимесячный малыш может самостоятельно выбрать игрушку из многих предложенных. Можно даже тренировать его, раскладывая игрушки с разных сторон, чтобы ребенок дотягивался до них сам. Кроме того, захватывая предмет, дети в 5 месяцев уже начинают противопоставлять большой палец остальным. Это означает, что время инстинктивного захвата прошло, теперь он стал осмысленным.

Чтобы малыш быстрее и полнее учился управлять своим телом, родителям рекомендуют проводить массаж и гимнастику. Упражнения, которые нужно выполнять с ребенком, очень простые и многим детям нравятся. Например, развести ручки в стороны и затем прижать к груди; переворачивать ребенка с боку на бок; придерживая малыша за локти, приподнять его, чтобы он встал сначала на колени, а потом на ноги; поставить его на свои ноги, придерживая подмышками, чтобы ребенок сгибал и разгибал колени. После упражнений рекомендуется делать легкий массаж.

Многие мамы, видя интерес чада к содержимому их тарелок, начинают вводить прикорм с пятого месяца. И это вполне оправданно — пищеварительная система ребенка уже готова к приему более густой еды, чем молоко. Правда, совсем исключать из рациона грудное молоко до двух лет не рекомендуется.

В пять месяцев начинает развиваться речь малыша. Ребенок в этом возрасте еще не умеет выговаривать слова, но он может долго и напевно гулить. Гуление — переходный процесс между молчанием и разговором. Чаще всего кроха произносит гласные звуки, подражая интонации мамы или папы.

В возрасте пяти месяцев дети уже начинают активно интересоваться другими малышами, в том числе тем, которого видят в зеркале — они пока еще не узнают себя в отражении.

У многих детей в этом возрасте начинают или продолжают резаться зубки, поэтому, помимо специальной силиконовой зубной щетки ребенку также нужны игрушки, которые можно грызть. Разумеется, их нужно регулярно мыть с мылом.

Мальчик и девочка — разница в развитии в 5 месяцев

В большинстве аспектов малыши развиваются одинаково — пол не играет роли. Однако некоторые стороны личности сильно зависят от того, мальчик или девочка растет в семье. Например, речевое развитие у мальчиков начинается позже, характер речи — названия действий, а не предметов, как у девочек. Если малышей женского пола уже можно понять — интонацией они копируют взрослых, то мальчики чаще всего изобретают «свой язык», который сможет разобрать только мама.

К тому же малыши разного пола по-разному проговаривают одну ситуацию. Например, если нужно попросить игрушку, маленький мужчина скорее всего будет громко требовать, а малышка-девочка тихонько канючить.

И предпочтения в форме общения с мамой у детей разного пола отличаются: мальчики больше предпочитают объятия, тогда как девочки радуются от звука голоса мамы. Малышки женского пола вообще начинают реагировать на мамин голос очень рано — с третьего дня после рождения. И улыбаются дочки чаще, чем сынишки. Помимо этого, для маленькой леди очень важен визуальный контакт с родителями, тогда как маленький мужчина не нуждается в этом.

Что касается общего физического развития, мальчики в течение первого полугодия растут быстрее, чем девочки, так что мамы, с их склонностью к шоппингу, могут наслаждаться чаще, покупая им одежду.

Видео: Что должен уметь ребенок в 5 месяцев?

В пять месяцев начинает развиваться речь малыша. Ребенок в этом возрасте еще не умеет выговаривать слова, но он может долго и напевно гулить. Гуление — переходный процесс между молчанием и разговором. Чаще всего кроха произносит гласные звуки, подражая интонации мамы или папы.

Что должен уметь делать ребенок в три месяца?

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, — это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития — и об этом должны помнить все — у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума — любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать — тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Развитие ребёнка: что должен уметь делать малыш в 1 месяц?

Кажется, ещё вчера вы только вернулись из роддома. Счастливые, уставшие. И немного растерянные. В первую очередь это касается родителей первенцев. Что теперь делать с ребёнком? Многому надо научиться. Освоиться к жизни с маленьким требовательным человечком.

Но первый месяц жизни малыша проходит быстро. В повседневных хлопотах и заботах, в привыкании, в познании ребёнком окружающего мира. Родители за прошедший месяц поднаторели в навыках ухода за новорождённым и чувствуют себя более уверенно.

Ребёнок в 1 месяц

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев.

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны. Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев — девочка

Заботливые родители хотят вырастить здорового и умного малыша, прикладывая к этому максимум усилий. Конечно, ежедневной заботы и сопутствующего ухода недостаточно. Нужно наблюдать за развитием навыков и необходимых умений, в случае необходимости – корректировать или подстегивать интерес. Родители узнают от врачей, что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка), каким образом можно заниматься с малышом.

По каким критериям оценить физиологическое развитие девочки в 6 месяцев ↑

Для правильной оценки развития ребенка следует знать норму, введенную ВОЗ в области педиатрии. По нему видно, что даже в полгода разница между мальчиками и девочками есть. Она пока небольшая, но вполне заметна в сравнении.

В физическом плане полугодовалый малыш окреп, его теперь без опаски могут брать на руки все домашние, играть с ним. Двигательная активность повысилась – в полгода ребенок умеет балансировать, сохраняет равновесие и чувствует точку опоры. Мышцы шеи укрепились, теперь он спокойно держит голову, двигает ею в любую сторону и делает это сознательно. Опираясь на подставленные руки, малыш приподнимается, перенося вес, может подтягиваться и двигаться ползком. Навык ползания осваивают большинство деток, ведь так гораздо удобнее перемещаться!

По мнению специалистов, что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка), доктора Комаровского, например, не стоит искать «золотую норму», применимую ко всем детям без исключения. Малыши познают мир и в своих поисках у них нет перед глазами готового примера, только открытый простор. Навык приобретается ими постепенно, как только в нем возникает нужда или в ребенке просыпается интерес. Как способность сидеть с опорой (самостоятельно в 6 месяцев могут не все малыши). Сидя гораздо дальше видно, удобнее играть.

Малыш развивает моторику пальцев, изучая с их помощью разные предметы – маленькие берет двумя пальцами, большие – всей рукой. Может перекладывать с одной руки в другую, вертеть. В таком возрасте важно развивать мелкую моторику – пусть ребенок имеет перед собой больше предметов разной формы и размеров.

Зрительный контакт – малыш различает все больше цветов, может фокусировать взгляд на заинтересовавших предметах, способен четче видеть далекие предметы или людей. Яркий свет заставляет жмуриться или прищуриваться, защищая сетчатку глаза. Иногда среди малышей встречается косоглазие, но обычно к году проходит само.

Слух – мир звуков, голосов все больше привлекает ребенка. Он активно реагирует на любой новый звук или голос чужого человека, начинает искать его источник. Резкие, громкие звуки пугают малыша, он более чутко спит и может проснуться при шуме.

Также, о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка), видео Комаровского расскажет подробно, в котором описываются частые случаи, когда малыш специально разбрасывает предметы. Кидает их с кровати на пол или об стену. Может методично бить игрушкой об пол. По мнению специалиста, это ранние опыты ребенка. Бросая предметы или стуча ими, он внимательно слушает, смотрит, насколько далеко летают они. Это их способ познания мира.

Речь, понимание речи – полугодовалый кроха уже не просто гулит, а что-то лепечет, иногда настойчиво повторяя одно и то же, словно пытаясь донести смысл. Также он внимательно следит за реакцией окружающих. Может подражать чьей-то интонации или манере общения, активно повторить жесты за говорившим.

Ученые отметили, что развитие мимики и передача эмоций у девочек развивается активнее. Это заметно к полугоду. Девочки внимательней следят за выражениями лиц родителей и всех членов семьи, они быстро распознают эмоции и начинают осознанно пользоваться ими. Малышки действуют, не стесняясь и открыто – плачут, кричат, смеются. Скорее всего, это не влияние половых признаков, а особенности воспитания, ведь мальчиков с малых лет учат скрывать свои эмоции, сдерживать себя. Девочки в этом плане не чувствуют давления.

Какими умениями и навыками должна обладать девочка на 6 месяце ↑

Полугодовалый малыш уже равноправный член семьи: он сидит со всеми за общим столом, у него своя кружка и ложка с тарелкой. Он пытается участвовать в разговоре, вставляя свои «реплики», вызывающие общее умиление. В вопросе о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка), на видео заметно как малышка активно изучает квартиру, пытается делать свои первые шаги. Все, что доступно с высоты роста непременно будет изучено и опробовано в деле: дверцы шкафов, стоящие на полу предметы, валики, подушки, низкие полки, предметы, лежащие на краю стола. Объем всех полученных знаний может впечатлить!

Какими навыками может обладать полугодовалый ребенок:

  • хорошо владеет своим телом. Переворачиваться в разные положения – с бока на спину, со спины — на живот;
  • уверенно сидит с поддержкой – подушки или другая опора;
  • может приподнимать себя на руках, подолгу удерживать такое положение;
  • тянуться всем телом куда-нибудь, если надо достать что-то;
  • может удерживать поильник ли бутылочку, пьет;
  • удерживает ложку, может есть с нее;
  • если, поддерживая за руки «вести», делает шаги, перенося свой вес на ноги;
  • произносит отдельные слоги, в обычном лепетании уже ощущается богатый эмоциональный подтекст;
  • пользуется своей мимикой лица, чтобы передать эмоции;
  • ищет и находит взглядом названные взрослым предметы;
  • узнает маму и всех домашних, с кем видится часто. Реагирует на посторонних, чаще всего отрицательно.
  • сильно зависим от мамы, старается быть рядом неотлучно;
  • может играть во что-то со взрослыми. Те же «ладушки» или «прятки», можно что-то другое;
  • у многих детей в полгода виднеются первые зубки;
  • пытается ползать или уже ползает.

О том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка), Комаровский, в свое время, составил не одну таблицу, в которых досконально перечислял все возможные умения для детей до года и в баллах оценивал степень развития ребенка.

Посещение врачей ↑

Важно вовремя посещать врачей, чтобы все выявленные патологии пролечить вовремя – косоглазие, размер ножек, тонус мышц, общее состояние. Специалисты могут судить, какими темпами развивается малыш, все ли у него в порядке. При необходимости назначат массаж или курс лечения. В таком возрасте многие проблемы со здоровьем достаточно легко решаемы – организм малыша быстро растет.

Наряду с другими специалистами, невролога малыш должен посещать к 6 месяцам уже третий раз. В первые два визита врач оценивал физическое состояние – развитие мышц, рефлексы, движения малыша. Также умение фокусировать взгляд на предметах, находить свои ручки, удерживать свою голову. К 3 месяцу малыш демонстрирует комплекс оживления – реагирует на раздражители, голоса людей. Часто мама слышит смех малыша. Общая поза у крохи более расслабленная за счет ослабления тонуса сгибателей – это тоже признак нормального развития.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка) на осмотре у невролога – продемонстрировать свои навыки. Переворачиваться в разные стороны, поднимать голову, использовать вытянутые предплечья как опору. Полугодовалый малыш крепко держит игрушку руками, пользуется пальцами, чтобы достать что-то маленькое. Хватать свои стопы, лежа на спине. Повторять некоторые слоги, в его голосе слышится эмоциональное наполнение. Движения становятся более целеустремленными и продуманными.

В физическом плане полугодовалый малыш окреп, его теперь без опаски могут брать на руки все домашние, играть с ним. Двигательная активность повысилась – в полгода ребенок умеет балансировать, сохраняет равновесие и чувствует точку опоры. Мышцы шеи укрепились, теперь он спокойно держит голову, двигает ею в любую сторону и делает это сознательно. Опираясь на подставленные руки, малыш приподнимается, перенося вес, может подтягиваться и двигаться ползком. Навык ползания осваивают большинство деток, ведь так гораздо удобнее перемещаться!

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: особенности развития и полезные навыки

Физиология ребенка пяти месяцев

Психическое и физическое развитие ребенка в 5 месяцев идет интенсивными темпами. Малыш просыпается уже не только для того, чтобы принять пищу. Ежедневно он все больше и больше испытывает потребность в общении с близкими людьми, развитии движений и познании окружающего мира.

К пяти месяцам вес малыша увеличивается на 3,2 – 3,4 кг, а рост – на 14 – 20 см. Таким образом, по среднестатистическим показателям вес мальчиков к пятому месяцу составляет 6,6-8,3 кг, а девочек – 6,0-7,7 кг; рост мальчиков уже равен 63,6-68 см, а девочек – 61,6-66,2 см. Подводим итог: за период с 4 до 5 месяцев малыш набирает примерно 700 г в весе и подрастает на 2 см.

У некоторых детей в этом возрасте прорезаются первые зубки. Для малышей этот период становится очень беспокойным. Характеризуется он повышенным слюноотделением. Малыш периодически держит свой кулачок во рту, пытаясь как бы «почесать» беспокойные десны. Облегчить страдания крохе помогут специальные гели для десен, которые продаются в аптеках, и резиновые или пластмассовые кольца. У девочек процесс прорезывания зубов проходит более быстрыми темпами по сравнению с мальчиками.

Режим сна, кормления и бодрствования

Спокойствие и жизнерадостность 5-месячного ребенка напрямую зависит от ухода за ним и удовлетворения его естественных потребностей: сна, приема пищи и досуга. В первые девять месяцев очень важно соблюдать именно такую последовательность.

В течение всего дня кроха спит 3-4 раза, продолжительность дневного сна составляет 1,5-2 часа, а ночного – 10 часов.

Для того чтобы ребенок крепко спал, родители должны создать соответствующие условия: комната должна быть чистой, а регулярные проветривания – обязательными.

Перед сном рекомендуются спокойные и малоподвижные игры. Например, спеть колыбельную песенку или, поглаживая кроху по спинке, сделать своеобразный расслабляющий массаж.

Не стоит приучать малыша засыпать при полной тишине в квартире и прибегать к каким-либо дополнительным воздействиям, например, пустышке или укачиванию.

Пятимесячные малыши принимают пищу 6 раз в сутки, интервалы между кормлениями составляют 3,5 часа.

Основным питанием для малышей в 5 месяцев остается материнское молоко или специальные детские смеси, которые назначаются врачом-педиатром. Во время кормления у малыша формируются элементарные навыки самообслуживания: он самостоятельно берет, удерживает и подносит бутылочку ко рту. С 5 месяцев уже можно приучать ребенка пить из кружки, которую взрослый держит в своей руке.

По данным ВОЗ, первый прикорм детям вводят с шести месяцев. Дети пяти месяцев стоят на пороге этого возраста, поэтому родителям стоит уже сейчас задуматься о разнообразном рационе малыша.

Катя, мама Артема 5 месяцев: «Своего сына кормлю грудью. В последнее время стала замечать, что во время кормления он нервно дергает сосок, после чего начинает плакать. Сообщила об этом врачу-педиатру, он предположил, что Артем, возможно, не наедается, и предложил начать вводить прикорм».

Бодрствование

Часы бодрствования становятся продолжительными и увеличиваются до 1,5-2 часов.

Несмотря на то что малыш маленький и несмышленый, не оставляйте его наедине со своими игрушками. С каждым новым днем ребенок развивается и познает окружающий мир.

Двигательная активность

Аристотель сказал: «Движение – это жизнь».

Данное выражение идеально подходит для пятимесячных детей. Маленькие непоседы настолько активны, что не дают родителям спокойно не только накормить себя, но и переодеть.

Движения пятимесячного ребенка:

Переворачивание на бок считается главным достижением в развитии движений 5- месячного малыша. Как только ребенок приобретет устойчивый навык, следующей ступенью станет стремление перевернуться со спины на живот.

  • Малыш уже может хватать и держать игрушку без помощи взрослого.
  • Опираясь на ладони, он пытается выпрямить ручки: такое несложное упражнение развивает кисти рук.
  • Держась за опору кроватки или манежа, кроха уже пытается ползти. Яркая и интересная игрушка способна привлечь внимание малыша и спровоцировать на движение.
  • Хорошо держит голову, лежа на животике.

Два последних пункта становятся подготовкой малыша к следующему, очень важному этапу – ползанию!

Следует отметить, что девочки по сравнению с мальчиками более подвижны, поэтому их двигательная активность развивается с небольшим опережением.

Елена, мама Эльвиры 5 месяцев: «С Катериной, мамой Миши, мы познакомились в роддоме. После выписки продолжили свое общение. Встречаясь в гостях, любим наблюдать за нашими детьми. Сидя на диване, Эля и Миша рассматривают разные игрушки. Моя дочь уже пытается доползти и взять понравившуюся погремушку, в то время как Миша благополучно наблюдает за ней со стороны».

Зрение, слух, осязание

К концу пятого месяца у малыша завершается развитие глазных мышц. Если после этого периода все еще наблюдается «эффект разбегающихся глаз», то стоит проконсультироваться с врачом-окулистом.

Зрительная активность ребенка пяти месяцев:

  • Малыш подолгу смотрит на яркие предметы.
  • Следит за перемещающимися предметами и сосредотачивает на них свой взгляд.
  • Узнает близких людей и активно реагирует ножками на их появление. И, наоборот, появление незнакомых людей может вызвать настороженность у малыша, а возможно, и слезы.

В этом возрасте уже можно проверить слух ребенка на чувствительность. Для этого нужно на расстоянии 5 – 6 м похлопать в ладоши, на что малыш должен отреагировать поворотом головы. Игры с колокольчиком, погремушкой или другими звучащими предметами продолжают формировать данный навык.

Ребенок в 5 месяцев умеет различать интонацию в голосе: на ласковый тон – улыбается, а на строгий – хмурится. Также он может отличить голос близкого человека от голоса незнакомца.

Помимо зрения и слуха у ребенка активно развивается осязание, которое помогает ему знакомиться с окружающим миром и познавать его.

Малыш с радостью реагирует на прикосновение материнских рук к своему телу. Легкие поглаживающие движения успокаивают кроху, и, наоборот, энергичные массирующие движения бодрят.

Независимо от материала игрушки – мягкой, пластмассовой, резиновой или с каким-либо наполнителем внутри – малыш подолгу держит ее в своих руках, ощупывая и исследуя. Таким образом, происходит развитие тактильных ощущений.

Мелкая моторика

Малыш растет и его развитие не стоит на месте. Развитию зрительно-моторной координации детских рук способствуют упражнения на захватывание и удержание игрушек. Прикасаясь к низко подвешенным игрушкам и захватывая их обеими руками, малыш приступает к их изучению: ощупывает и бросает или рассматривает.

Развитию моторики рук и пальцев на протяжении всего дошкольного детства необходимо уделять особое внимание. От того, насколько качественно она развита, зависит речь и логическое мышление ребенка!

В этом возрасте необходимо учить ребенка брать игрушку из рук взрослого не только находясь на ручках у мамы или папы, но и из положения лежа на животе и спине.

Анастасия, мама двоих детей: «Мой старший сын долго не хотел разговаривать. После консультации с логопедом мне порекомендовали множество игр и упражнений, направленных на развитие моторики. Специалист сказал, что вся наша речь, как это ни странно, находится на кончиках пальцев».

Развитие речи

В период с 4 до 5 месяцев ребенок начинает певуче гулить и издавать простые звуки: «а-а-а», «и-и-и». Своеобразные «песенки» очень помогают в формировании речевого дыхания. Подобные голосовые реакции у детей появляются исключительно на фоне положительных эмоций. Свои «песенки» малыш сопровождает интенсивными движениями ручек и ножек, как бы пританцовывая.

В моменты бодрствования побуждайте малыша при помощи вопросов находить привлекательные для него предметы, например: «Где машинка?», «А где киска?». Такие вопросы развивают пассивный словарь ребенка.

При общении с малышом необходимо развивать у него голосовые реакции: с 4-5 месяцев у ребенка начинается гуление, он произносит певучие гласные, через некоторое время, с 5-6 месяцев, – уже отдельные слоги (ма, па, ба). Игра «Перекличка» позволит взрослому и ребенку произносить звуки и слоги в ответ друг другу, таким образом, провоцируя кроху на повторное произнесение.

Чем больше родители будут называть предметы и проговаривать свои действия, устанавливая взаимосвязь между словом и предметом, тем быстрее малыш научится понимать речь. На поставленный вопрос «Где мама?» или «Где кроватка?» при помощи игры «Укажи пальчиком или найди глазками» малыш будет с интересом находить в окружающем пространстве ответы.

Социальное и эмоциональное развитие ребенка

Каждый ребенок – это социум, он живет среди людей и в мире людей. Для контраста вспомним детский мультфильм про Маугли. Всем прекрасно известно, что стало с детенышем человека, когда он оказался среди зверей.

Маленький ребенок с самого рождения нуждается в общении со взрослыми людьми. Окружая его заботой и вниманием, родители, сами того не замечая, оказывают большое влияние на социальное и эмоциональное развитие крохи.

К пяти месяцам малыш уже дарит близким свою первую улыбку и умеет заразительно смеяться.

Несмотря на свой несмышленый возраст, в пять месяцев он умеет отличать родных людей от чужих. Об этом говорит его тело и эмоции: при виде людей, осуществляющих уход за ним, малыш расслабляется и радуется, на незнакомцев он реагирует напряженно, а бывает и с негативными эмоциями. Но если незнакомый взрослый разговаривает ласково, малыш сразу же реагирует положительно, и настороженность сменяется улыбкой.

Такая же реакция наблюдается у ребенка, когда он оказывается в незнакомой для него обстановке. В этой ситуации необходимо присутствие близкого человека рядом необходимо.

Навыки игры

У малышей пяти месяцев навыки игры проявляются в манипуляциях и действиях с предметами. Но это не означает, что среди множества ярких игрушек он сможет самостоятельно играть.

В 5 месяцев ребенка уже больше привлекает общение с людьми и совместные игры, чем раньше. Разнообразие этих игр поднимет настроение даже самому капризному малышу! Если он чего-то испугался или неожиданно загрустил, веселая интонация взрослого человека переключит его на радостное общение.

При помощи игрушек-персонажей (лисы, зайчика, медвежонка) инсценируйте различные потешки, песенки, прибаутки, попевки.

С игрушечной козой малыш с удовольствием поиграет в игру «Идет коза рогатая». Слушая потешку «Сорока – белобока», малыш будет внимательно станет следить за тем, как мама загибает один пальчик за другим, одновременно выполняя при этом пальчиковую гимнастику.

Итогом вышесказанного станет таблица, позволяющая оценить уровень развития малыша.

Что должен уметь ребенок в пять месяцев:

Двигательная активность Подолгу держит игрушку; делает первые попытки в ползании; лежа на животе, пытается выпрямить ручки; переворачивается на бок.
Зрение, слух, осязание Подолгу смотрит на яркие предметы; следит за перемещением предметов; узнает близких людей; различает интонацию в голосе; происходит развитие тактильных ощущений рук.
Мелкая моторика Производит различные манипуляции с предметами, изучает их; берет предмет из разного положения тела.
Развитие речи Появляется гуление, а затем и первые слоги; может взглядом или пальчиком указать на нужный предмет; развиваются голосовые реакции; происходит пополнение пассивного словаря ребенка; происходит понимание взаимосвязи между словом и действиями с предметами.
Навыки игры Положительно реагирует на шутки и прибаутки; проявляет эмоции на различные действия с предметами.

Советы по развитию пятимесячного ребенка

  • В этом возрасте продолжайте полноценный уход за малышом. Необходимо уделять повышенное внимание чистоте и гигиене не только самого малыша, но и окружающего пространства.
  • Нужно окружить его заботой и вниманием. Помните, что на протяжении периода дошкольного детства малыш связан «неразрывной нитью» с матерью. Он способен чувствовать даже ее настроение.
  • Период прорезания зубов очень сложен для малыша, поэтому будьте к нему терпеливее. На его плачь стоит реагировать своевременно, не оставляя надолго одного и постараться максимально облегчить боль охлаждающими прорезывателями или лекарственными препаратами.
  • Во время прикорма важно следить за реакцией организма на новые продукты. Возможны высыпания на коже и аллергические реакции.

Надеемся, что наши советы помогут молодым родителям в воспитании малыша!

Видео по теме

Такая же реакция наблюдается у ребенка, когда он оказывается в незнакомой для него обстановке. В этой ситуации необходимо присутствие близкого человека рядом необходимо.

Рекомендуем прочесть:  Холодные Ручки И Ножки При Температуре У Ребенка
Ссылка на основную публикацию