Консультация Для Родителей Кризис 3 Лет С Картинками

Консультация Для Родителей Кризис 3 Лет С Картинками

Прислала: Кондратьева Людмила

Основные проявления кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, синее — это зеленое, а лев — собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативное поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к младшему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъективный кризис. Субъективный кризис — это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопоставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделение (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и, собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой — соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка — к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т. В. Ермоловой было выдвинуто предположение о том, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и от 3 лет 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что, несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1, 2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым — необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса трех лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим достижением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого. Ведь успех (или неуспех) — это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки

своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальную проекцию своего Я, которое теперь может быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки — взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого — взрослого. Ведь успех (или неуспех) — это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

«Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии, как «кризис 3 лет». Однако всё равно случающиеся у трёхлеток истеричность, негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают последних врасплох.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Рекомендуем прочесть:  Облазит Кожа На Ладонях И Пальцах У Ребенка Причины

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Процесс становления личности человека от рождения до взрослости – череда сменяющих друг друга кризисов и периодов «покоя». Каждый пережитый кризис – это ступенька к новому возрастному уровню, к новым знаниям и умениям.

Один из самых сложных этапов детства – переход от раннего возраста (1-3 года) к дошкольному (3-6 лет). Эта ступень в развитии малыша порой становится настоящим испытанием для мам и пап. Поэтому каждой семье известен термин «кризис 3 лет у ребенка».

Интересный факт! Закономерный кризис трех лет переживают и новая семья, и новая фирма. Развитие любой психологической структуры подчиняется одним и тем же законам. Первые два года уходят на накопление информации, а в середине третьего начинается поиск новых горизонтов.

Из этой статьи вы узнаете

Желание быть самостоятельным

Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам

Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет, но может проявиться и раньше, и немного позднее.

Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно. В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:

  • Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице, пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели». Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.
  • Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я». Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».

Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!

Созревание личности трехлетки

Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.

Парадокс возраста. Воля заставляет детей совершать проступки и нарушать дисциплину. Но применить волю осознанно, чтобы, например, прекращать плакать по желанию взрослого, им тяжело.

Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения. Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.

Важно! Подавайте хороший пример! Маленький человек упрямо старается делать то же, что разрешено взрослым. Любые попытки объяснить, что это «нельзя» или «плохо», наталкиваются на логичный вопрос: «А почему тебе можно, а мне нет?!»

Источник воли: причины кризиса

К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.

Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:

  • Заканчивается половая идентификация. Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
  • Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
  • Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
  • На основе темперамента формируется характер. От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.

Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк, в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.

Кризисные симптомы

Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.

Экспресс-тест

  1. Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
  2. Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
  3. Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
  4. Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
  5. Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
  6. Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
  7. Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
  8. Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
  9. Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
  10. Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?
Рекомендуем прочесть:  Толщина плаценты 37 мм в 37 недель беременности

7 достоверных признаков

Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен. Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.

Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:

  1. Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.
  2. Упрямство. Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание!Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении. Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.
  3. Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.
  4. Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.
  5. Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.
  6. Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным. Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.
  7. Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.

Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.

Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.

Как вести себя

Здесь уместна установка Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Раздражаться, нервничать, кричать и необдуманно применять наказания родителям категорически нельзя. Понять, как вести себя, поможет осознание одной простой истины кризисного периода:

Ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет противоречить взрослым, а потому, что его психика требует создания и преодоления конфликтов, чтобы выработать новые качества и модели поведения.

Бороться с маленьким человеком и его неокрепшими нервами однозначно неправильно. Малыш в состоянии кризиса нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Авторитарность никоим образом не поможет переломить протест трехлетки.

Важно подбирать стратегии для каждого симптома отдельно. Вот несколько рекомендаций.

Негативизм.

Когда чадо на каждое «да» кричит «нет», без предупреждения начните играть в игру, которая обязательно вызовет смех. Задавайте самые очевидные вопросы:

— Ты хочешь кушать?

— А погулять пойдем?

— А гулять пойдем?

Можно задавать вопросы другому члену семьи, по-доброму передразнивать малыша и постепенно втягивать его в эту игу. Добейтесь того, чтобы ребенок заигрался и начал отвечать без негативизма. Еще один прием – просьба наоборот: «Не собирайся, ты не поедешь в садик сейчас», «Не надо надевать спортивный костюм, мы же не идем на тренировку».

Упрямство

Создайте ситуацию, в которой сын или дочь станет заложником собственного слова (заранее продумайте ее):

— Пойдешь со мной гулять, пока мама готовит обед?

— Ты уверен, что не хочешь гулять?

Родитель уходит на 5-7 минут один, затем возвращается и рассказывает маме о впечатлениях:

— Мы запускали во дворе Васькин самолет/катались на новых санках/играли со щенком/строили шалаш… (любое значимое для малыша событие).

Важно сделать паузу и дождаться реакции ребенка. Затем обратиться к нему:

— Я возвращаюсь во двор. Все ребята еще там. Ты пойдешь гулять?

В подобных смоделированных ситуациях ребенок учится задумываться о последствиях своего выбора. Развивается логика, причинно-следственные связи.

Строптивость.

Ребенок сопротивляется даже предложенным развлечениям, родители могут использовать это, чтобы еще раз указать чаду на последствия каждого выбора. Подстроенные ситуации не должны заканчиваться слезами разочарования и обиды!

Своеволие.

Взрослые дела могут быть опасны. Чтобы снова объяснить правила безопасности, используйте две стратегии контролируемых ошибок. Разрешите ребенку ошибиться и получить наказание от ситуации (естественно, без травм и страхов!). Сыграйте на самооценке малыша.

В ответ на желание малыша выполнить работу взрослого предупредите его о последствиях для неправильного варианта. Дайте возможность выбрать и иметь дело с последствиями:

— В этом пакете яйца для торта. Если ты его уронишь, яйца в нем могут разбиться, и мы не испечем торт. Давай лучше я его понесу?

— Нет. Я понесу сам!

(Удар пакетом об асфальт.)

— Ну вот. Теперь мы не сможем испечь торт. Жаль, что больше нет денег, чтобы купить новые продукты. Придется сделать омлет. Пойдем домой.

Используйте также упражнения и диалоги для самооценки дошкольника. Применяйте терапевтические сказки.

Бунтарство.

Против бунтарства хорошо работает театрализация. После очередного бунта важно спросить у ребенка, как он отнесся бы к другому человеку, который вел бы себя так же. Выбрав нужный момент, взрослый имитирует истерику на ровном месте, громко кричит, бьет кулаками по дивану или стенке, требует чего-либо.

Этим способом можно вызвать у ребенка одну из сильных эмоций: стыд или недоумение. В любом случае стоит разобрать ситуацию на уже знакомые понятия: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «красиво», «некрасиво», «правильно», «неправильно».

Для строгих запретов, например, относительно игр у дороги, лучше всего переменить место дислокации, а правило несколько раз разобрать на примере картинок или «рассказов про одного мальчика, который играл на дороге».

Обесценивание.

Обесцененные игрушки могут (временно) покинуть дом. Обесцененные правила придется заменить новыми, придуманными вместе с ребенком, но выгодные родителям. Порой достаточно просто перефразировать привычный запрет, чтобы он снова выполнялся.

Нельзя обесценивать разве что людей. Например, если ребенок исключил из круга общения бабушку, она не должна перестать приходить в гости. Но она имеет право проигнорировать присутствие внука. Задача родителей – обсудить ситуацию с ребенком и прийти к тому, что бабушка все-таки ценный для малыша человек.

Переключайте внимание. Если сын отказался от игр с машинками, увлеките его конструкторами, а вместо лепки предложите рисование пластилином.

Деспотизм.

Равное разумное внимание к детям, строгое распределение обязанностей, режим дня и ежедневные семейные ритуалы помогут свести на нет проблему ревности между детьми и капризы по поводу покупок или выбора одежды.

Другой полезный опыт – контрастное подкрепление. Хорошее поведение активно поощряется, а дурное – разумно игнорируется. Как только малыш начал обижать младшую сестру, мать молча забирает ее и занимает другим делом, оставив обидчика в одиночестве.

Научите детей разумно анализировать поведение других: мальчиков и девочек в детском саду, персонажей сказок и мультфильмов. Однажды покажите чаду запись видео с его собственной истерикой и спросите о его мнении. Беседа о содержании ролика откроет для вас ребенка с другой стороны.

Каждая семья уникальна, к каждому ребенку желательно найти профессиональный индивидуальный подход. Лучше всего получить несколько консультаций у психолога, который научит правильно реагировать на выходки, не психовать, не орать на ребенка и предложит упражнения и игры, наиболее актуальные для вашей семьи.

Ребенок – зеркало семьи

Не опекайте ребенка излишне, но и не применяйте к нему деспотичный стиль. Долгое время перед кризисом дети впитывают окружающую информацию, отражают ее внутри себя, а во время кризисного периода выдают вовне. Поведение ребенка может быть диагностичным для семейного психолога.

Если специалист заметит в поведении младшего члена семьи ошибки старшего поколения, то обязательно порекомендует минимальную программу:

  • договориться о едином стиле, в том числе с бабушками и дедушками;
  • отказаться от гиперопеки и авторитаризма;
  • сохранять спокойствие и выдержку в любой момент общения с детьми;
  • обдумывать каждое действие и слово, стараясь подавать ребенку позитивный пример;
  • научиться моделировать нужные ситуации вокруг ребенка, стать находчивыми родителями;
  • не обманывать малыша, вести себя искренне.

Правильная стратегия – залог быстрого результата. Изменение поведения ребенка происходит почти сразу, в течение нескольких дней.

У малыша должно создаваться ощущение, что он действительно сам принимает решения. Но эти решения должны быть верными, чтобы родители имели возможность похвалить за них. Споры, ругань, соперничество приводят лишь к усилению бунта. А вот желание помочь по дому (выполнение взрослых обязанностей) необходимо поощрять.

Старайтесь больше времени играть вместе, сотрудничать в играх. Борьба за первенство допустима только в рамках игры. Три года – самое время для познавательных игр и игр на внимание:

  • «Съедобное — несъедобное»;
  • «Да – нет»;
  • «А ты знал, что. » (факты о природе);
  • сюжетно-ролевая игра;
  • уроки доброты с участием животных;
  • творческие занятия, можно привлекать к ним соседских ребят или членов семьи.

Разумные решения дошкольника не следует оспаривать. Пусть играет теми игрушками, которые считает нужными; пусть выбирает одежду из нескольких допустимых вариантов; пусть съедает обед в своем порядке. Лишите его возможности закатить истерику или начать злиться.

Путем эксперимента он выбирает свои будущие привычки и формирует характер. Он все равно придет к общепринятым инструкциям и алгоритмам, потому что так делают все вокруг. Трехлетке нужно убедиться в правильности выбора взрослых на собственном опыте. Если же сейчас лишить его возможности выбирать, то в подростковом возрасте могут возникнуть более разрушительные бунты.

Важный принцип! Если ошибку можно исправить, то это не ошибка. Не ругайте за испачканную одежду, а вместе постирайте ее по правилам. Ребенок разбил мамину любимую чашку — купите «по секрету вместе с папой» новую такую же и сохраните этот секрет на века.

  • Предлагайте свою помощь, когда она необходима.
  • Хвалите хорошие поделки и оказывайте поддержку, когда что-то не получилось.
  • Обнимайте малыша перед сном. Даже если он провинился.
  • Избегайте директивных указаний, лучше придерживайтесь дипломатичной стратегии.
  • Никогда не называйте ребенка растяпой, бестолочью, глупым – не убивайте самооценку ребенка в 3 года!
  • Изучайте родительские хитрости (например, советы доктора Комаровского).

Все это – педагогические инструменты хороших родителей для любого возрастного этапа.

Важные советы родителям

Всегда помните, что поведение юного человечка, его капризы и бунтарство исходят не из характера. Все это – необходимые психике события, через которые формируется детская личность и ее эмоционально-волевая сфера.

Трехлетний бунтарь хочет быть взрослым, участвовать в жизни семьи наравне с другими. Чтобы его самооценка формировалась в соответствии с возрастом, а характер оставался мирным, научитесь считаться с его мнением: в выборе блюда на завтрак, одежды для похода в гости, подарка для соседской девочки, игрушек для прогулки. Памятка родителям по воспитанию ребенка 2,5-4 лет состоит всего из нескольких пунктов.

Памятка родителям по воспитанию детей 2,5-4 лет

  1. Разумные запреты. Не перегружайте пространство множеством запретов. Лучше установите правила безопасности и любые требования устанавливайте с этой позиции. «Нельзя выходить из подъезда первым, потому что что-то может упасть с крыши (сосульки)/кто-то сбить с ног (мальчишки на велосипедах)/дверь слишком тяжелая (может сделать больно).
  2. Спокойствие и находчивость. Сохраняйте спокойствие и рассудительность. Будьте находчивы. Учитесь оборачивать ситуацию в свою пользу. Приводите правдивые аргументы. Обращайте в шутку мелкие неприятности. Переключайте внимание капризули на что-то. Ищите компромиссы.
  3. Похвала и выбор. Хвалите за самостоятельность в разрешенных ситуациях. Во всех остальных предлагайте мнимый выбор: не спрашивайте, хочет ли он купаться, — спросите, с каким шампунем он сегодня будет купаться.
  4. С разрешения старших можно все. Придумывайте игры и занятия, в которых запреты становятся разрушенными по желанию взрослых: ватман для рисования поверх обоев с младшей сестрой, таз с теплой водой для запускания корабликов вместе с папой. Время от времени разрешайте безобидно «шкодить» и делайте это вместе с детьми.
  5. Вовлечение в деятельность. Используйте сюжетно-ролевую игру для вовлечения в деятельность. Усадите мишку за стол и начните кормить. Попросите дочь помочь в этом. Не заметите, как она сама потянет ложку в рот.
  6. Предвосхищение ситуации. Предвосхищайте истерики и заранее договаривайтесь о поведении. И никогда не сравнивайте своих детей с другими. Максимум – с ними самими в прошлом. Сравнение с другими подрывает становление самооценки. Научитесь сами и научите детей делать приятные сюрпризы. Получать благодарность куда приятнее, чем наказание.
  7. Никаких физических наказаний. Гасите приступы гнева! Неэффективно в качестве наказания и лишение обещанных развлечений. Это лишь подорвет доверие к родителю. Наказание не должно быть направлено от родителя к ребенку. Лучшее наказание то, которое исходит из ситуации и направлено к поведению в этой ситуации, то есть обезличенное наказание (что-то разбилось, стало недостижимым, потерялось, исчезло).

Умейте отличить намеренное уклонение от правил и случайное их нарушение в познавательном кураже. В каждой ситуации имейте выдержку, чтобы разобраться и не сорваться на крик. Возможно, разбившего чашку малыша в результате придется похвалить, одновременно выразив огорчение из-за чашки. Критичные замечания максимально смягчайте, а уж оскорблять дошкольника и вовсе некорректно.

Другое замечание относится к внезапным изменениям в поведении детей. Иногда на помощь семье непослушного дошкольника приходит не психолог, а невролог. Когда нарушения поведения исходят из физического качества нервной системы, воспитательные принципы дополняются медицинскими.

Непослушание рассматривается уже не как проблема, а как симптом. Невролог может рекомендовать успокоительные препараты. Пренебрегать ими не стоит.

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

Положительный опыт. Законы памяти таковы, что лучше всего запоминается и осваивается то, что было передано другим. Если ребенок обучает котенка слушаться, он транслирует на него те правила, которые установили родители. Правила укореняются в сознании.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/crizis_3_let_u_rebenka.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Деспотизм.

Консультация Для Родителей Кризис 3 Лет С Картинками

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода — кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Рекомендуем прочесть:  Аугментин 125 Мг Суспензия Инструкция По Применению Для Детей

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» — убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Как реагировать родителям?

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет — очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому ваш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Елена Кондор
Консультация для родителей «Кризис трёх лет»

Кризис трёх лет

«Человек взрослеет по мере того, как растут его цели»

В течение жизни человек проходит несколько стадий взросления — возрастные кризисы, которые он вынужден преодолевать, развивая новые качества. Через возрастные кризисы проходит каждый из нас.

Кризисы развития — это неизбежные этапы взросления, перестройки организма, которые сопровождаются изменениями психических и физических процессов. Это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

В развитии ребенка психологи и педагоги выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трёх, и «дошкольное детство» — от трёх лет до семи. Каждый из этих периодов завершается так называемым «кризисом развития».

Смысл любого возрастного кризиса прост и понятен; НЕ ХОЧУ по-старому, но ещё НЕ МОГУ по-новому. Это общая черта всех без исключения возрастных кризисов, происходящих в период развития ребёнка.

Для каждого кризиса характерны положительные изменения в виде новых достижений (новообразований) и отрицательные проявления в виде поведенческих реакций: появление упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти их невозможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями.

Кризис трёх лет — один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Впервые знаменитый «кризис трёх лет» был описан Эльзой Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Что же это такое? Кризис трёх лет (др. -греч. – решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов».

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

1. Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

2. Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

3. Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!», проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

5. Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

6. Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

7. Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

Психологами доказано, что кризис трех лет — это обязательный и закономерный этап детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность — это необязательное условие развития ребёнка. Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

осознание ребёнком своего «Я»;

разговор о себе в первом лице;

появление волевых качеств и настойчивости.

Сейчас, наверное, нет ни одного взрослого, а тем более родителя, который бы не знал, что такое кризис трёх лет. И столько уже про этот трехлетний кризис написано и прочитано, а все равно возникает множество вопросов: Как быть? Что делать?

Советы психолога для родителей трехлеток

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

3. Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Кризис трёх лет — серьёзное испытание не только для родителей. Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

«Кризис маленьких детей»

Мне семья большая наша

Очень даже нравится.

Я вам дочка, сестра Саша,

Внучка и племянница.

Долго спать мне не охота,

Всех бужу: «Вставать пора!»

В детский сад, как на работу

Собираюсь я с утра.

Я — девчонка заводная,

Я- девчонка егоза,

Но и у меня бывают

Мокрые от слёз глаза.

Утешает меня папа

Когда слёзы до ушей:

«Шурочка, не надо плакать,

Ты ведь взрослая уже».

У меня игрушек много-

Куколок, собак, мышей.

Их хватить вполне могло бы

На десяток малышей.

Подскажите, что мне делать,

Часто всё наоборот:

Говорят мне: «Котик белый»,

Топну ножкой «Чёрный кот!»

Если вдруг захочет кто-то

Дать полезный мне совет,

Я послушаю охотно,

Почему-то очень сложно

Быть послушною всегда.

Там, где «Нет» ответить нужно,

Когда мамочка ругает,

Я надуюсь и молчу.

«Я сама кого угодно

Чему хочешь научу!»

Папа с мамою гадают:

«Ты в кого у нас такая?»

Я им шёпотом в ответ:

«Не скажу! Это секрет!»

Как послушной быть, умней,

(Но, пожалуйста, учтите

Кризис маленьких детей)

Злиться, ссориться, кричать.

Подрасту я и не стану

Маму с папой огорчать.

Любой кризис обязательно сменяется периодом стабильности. Успешно преодолев его, Ваш малыш станет более самостоятельным, поднимется на новый уровень определения себя как личности. Поддерживайте ребёнка, будьте к нему внимательны. Можно сказать, что это время — залог ваших будущих отношений с ребёнком и фундамент для них Вы закладываете сами.

Консультация для родителей второй младшей группы «Кризис детей 3-Х ЛЕТ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КРИЗИС ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ» Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет: По тому, на кого направлен.

Консультация для родителей. Кризис 3-х лет КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ Знаменитый кризис трех лет завершает эпоху сладостного слияния матери и ребенка и впервые подводит.

Консультация для родителей «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Консультация для родителей: «Как сделать прогулку приятной и полезной» Для наших детей зима — долгожданная и любимая пора. Они знают:.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. (консультация для родителей) Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психичес- ком развитии ребенка.

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет» Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная.

Консультация педагога-психолога для родителей младшей группы. Кризис 3 лет «Я САМ» В возрасте трех лет ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, отделяясь от мамы и становясь более самостоятельным. Он уже.

Памятка для родителей «Кризис детей 7 лет» Кризис 7 лет. Возраст 6-7 лет — очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития,.

Родительское собрание «Кризис трёх лет» Родительское собрание на тему «Кризис трёх лет» Подготовка к собранию: 1. Оформление родительского уголка. 2. Тестирование родителей. 3.

Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Семинар — практикум для родителей: «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Цель: активизация и обогащение воспитательных.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет Многие родители не то, что жалуются, а просто-таки сами плачут от кризиса трех лет. А мне нравится! Какой это, право же,.

Смысл любого возрастного кризиса прост и понятен; НЕ ХОЧУ по-старому, но ещё НЕ МОГУ по-новому. Это общая черта всех без исключения возрастных кризисов, происходящих в период развития ребёнка.

Ссылка на основную публикацию