Логопедические Занятия Для Детей 6 7 Лет Дома

Логопедические занятия для детей 4-5 лет

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.

Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.

Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с 3-х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» — ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого — после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).

Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.

Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;

Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя. ».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.

«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.









Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.


Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.

Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах.

Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Рекомендуем прочесть:  Беременность по 8 неделям

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.

Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.

Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет — наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.

Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

—>Логопедия и развитие детей —>

—>Приветствую Вас Гость

—>

—>

—> —>Меню сайта —>
—>

—>

—> —>

—> —>Категории раздела —>
—>

Конспекты занятий
Гимнастика
Игры

—>

—> —>

—> —>Статистика —>

—> —> —>Главная » 2014 » Сентябрь » 3 » Логопедические домашние задания для детей 6-7 лет с онр

Результативность логопедической помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

1. Что такое логопедическое домашнее задание?

Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

2. Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы логопеда будет минимальным.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра с ребёнком-дошкольником они не смогут потребовать в будущем от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3. Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

Рекомендации по выполнению логопедического домашнего задания

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Правильно выбирайте время для занятий:

— шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;

— ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;

— недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

— начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.

4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6. Артикуляционную гимнастику выполняйте перед зеркалом.

7. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.

8. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

9. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

10. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

11. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

12. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

13. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.

14. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или вам что-либо непонятно по его выполнению.

15. Занятие начинайте с более простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

16. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком — терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

17. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

18. Не торопитесь и не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее, переходите к следующему.

19. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т. е. поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

20. Речь родителя (родителей) должна быть образцом для ребенка.

Выполнение данных рекомендаций позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей, а совместная работа учителя-логопеда и родителей поможет детям ещё до поступления в школу преодолеть речевые нарушения и сформировать у них уверенность в своих силах и возможностях.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

Конспекты логопедических занятий.

План – конспект комплексного занятия по развитию речи для детей 6-7 лет с ЗПР “Начало весны. Насекомые”.

Загородних Н.А., Курская область, город Курчатов.

1. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Формирования родового понятия “Насекомые”;

Развивать лексическую подсистему речевого умения:

— расширять объём словаря по данной теме, развивать умение точного, согласно значению, использования слов;

— формировать систему обобщающих слов-понятий;
— определять значение незнакомых слов при помощи словаря.

3) развивать грамматическую подсистему речевого умения:

В области словоизменения:

— устанавливать грамматические связи между словами;

— дифференцировать существительные именительного падежа единственного и множественного числа;

— образовывать предложно-падежные конструкции;

— согласование прилагательных с существительными;
— согласование сказуемых с существительными.

В области словообразования:

— образовывать существительные с помощью суффикса – ище , ища со значением увеличительности;

— образовывать существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

— образовывать и дифференцированно употреблять в речи приставочные глаголы;

— формировать синтаксическую структуру предложений.

2. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

— ориентироваться в пространственных отношениях объектов в их взаимном расположении.

3. РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

— развивать умение дифференцировать цвета;

— развивать умение целостного восприятия предмета;

— формирование представлений о форме и величине объектов;

— совершенствовать умения слухового восприятия речевых звуков

— развитие памяти, воображения.

5. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

— развивать статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы;

— развивать подвижность пальцев.

6. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

— экологическое воспитание, формирование чувства доброжелательности, сопереживания по отношению к насекомым.

Оборудование, действующие лица:

— изображения (фотографии) насекомых на стене, резиновые фигурки насекомых, лупа, волчок, письма-вопросы, игры: “Разрезная картинка”, “Вкладыши”, “Найди отличие”, письмо-сюрприз (раскраски)

— учитель-дефектолог, подготовительная подгруппа детей коррекционной группы№4 ДОУ №5

Дефектолог: Ребята, сегодня чудесный весенний день! Мы так рады приходу весны, что хочется петь. Давайте споём нашу весеннюю распевку.

Фонопедическое упражнение “Весной”

(по методу В. Емельяновой и М. Лазаревой)

Наступила весна (дети поют восходящий звукоряд на слог “ля”),

Солнце светит ярко (дети поднимают руки вверх)

И сосулькам жарко (дети произносят “кап”, ударяя пальцами по ладони другой руки),

Ручейки бегут, песенки поют (дети показывают рукой “волну”)

Появились жуки (дети продолжительно тянут звук [ж], положив ладонь на грудь),

Мухи (дети произносят звук [н], положив ладонь на темя),

Комары (дети произносят звук [з], положив руку на шею спереди),

Пчёлы (произносят звук [в], приложив ладони к щекам),

Даже дедушка-медведь начал громко песни петь (дети поют слог “ра”).

Дефектолог: Скажите мне, ребята ,а где живёт медведь? (в лесу). А вы хотите оказаться в весеннем лесу? Путешествие мы начинаем и в лес попадаем!

Отправляемся в поход,

Много нас открытий ждёт.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

По тропинке мы пойдём,

Куда мы с вами попадём?

Дефектолог: Ребята, что я вижу? На тропинке чьи-то следы-следочки. Чьи они? Кто-то по тропинке что сделал? (побежал), к пеньку что сделал? (подбежал), вокруг пенька что сделал? (обежал), от пенька что сделал? (отбежал). Этот незнакомец – жук-олень. Ребята, а почему он так называется? (сходство с оленьими рогами)

Жук-олень оленя встретил

И рогами как пихнёт!

А олень и не заметил,

Как он шёл, так и идёт.

“Вот невежа, вот нахал!” —

Вслед оленю жук сказал

Дефектолог: Куда нас привёл жук-олень? Мы на полянке, где не одно насекомое, а много (насекомых), не один жук, а много (жуков), не одна бабочка, а много (бабочек).

-А это всё кто? (насекомые)

Дефектолог: Сегодня мы поговорим о насекомых, узнаем о них много нового и интересного.

— Кого я вижу? В правом верхнем углу – муха. Что она делает? – муха летит.

— Кого видит Егор? (развёрнутые ответы)

— Кому обрадовался Миша?

— О ком думает Виталий?

— Кем любуется Катя?

— Кем восхищается Ира?

-А это всё кто? (это насекомые)

Мы восхищаемся бабочкой, потому что она какая? (нежная, воздушная, красивая). Мимическая гимнастика – восхищение.

Улыбнулись кузнечику, он какой? (сильный, ловкий) – улыбка, радость.

Удивились шмелю, он какой? (шумный, мохнатый) – удивление.

Немного испугались таракана, он какой? (неприятный, усатый) – испуг.

Дефектолог: Волшебство я начинаю. В насекомых вас я превращаю.

(дети выполняют движения в соответствии с взятыми на себя образами. По сигналу “ Стой!” они отвечают на вопрос “Кто ты?”) – Конкретизация

Кто вы все? (насекомые) О ком мы сегодня говорим? (о насекомых)

Почему я говорю: Кто это? (потому что это живые существа). Как мы должны относиться к живым, беззащитным существам? (не обижать, беречь).

Дефектолог: Мы идём дальше. Проходим на полянку, видим много насекомых. Давайте расскажем стихотворения о них.

Кузнечик Где он? Найди. (проговаривание: кузнечик на травинке)

Бабочка ( бабочка на пеньке)

Муравей ( муравей под пеньком)

Стрекоза ( стрекоза за пеньком

Жук ( жук около пенька)

Дети берут в руки насекомых.

Дефектолог: Давайте рассмотрим насекомых и назовём части тела (голова, брюшко, лапки, крылья, усики)

Под лупой голова становится головищей, лапы – лапищами, глаза — глазищами, усы – усищами.

-А на самом деле насекомые маленькие и беззащитные. Давайте их назовём ласково с любовью (муравьишка, пчёлка, паучок, комарик, стрекозка)

Этюд-релаксация, с элементами пальчиковой гимнастики

Дефектолог: Волшебство я начинаю и в пчёл вас превращаю (дети летают, как пчёлки). Где же дом у пчёл?

Пальчиковая гимнастика “Пчёлки”

— Пчёлки полетели на луг, где много весенних цветов (у детей в руках цветы). Пчёлки вдыхают аромат цветов (нос – вдох, рот – выдох)

Пчёлкам нужен покой, отдых (дети с закрытыми глазами слушают рассказ дефектолога) Дефектолог готовится к игре “ Что? Где? Когда?”

Путешествие мы завершаем и в группу попадаем.

Дефектолог: Мы с вами посмотрели на насекомых, а теперь поиграем в игру “Что? Где? Когда?” С нами игроки (дети называют свои имена, садятся за стол) Тема игры: “ Шестиногие малыши”. Нам помогут наши гости.

Гости зачитывают задания.

1. Ты всё видишь, стрекоза,

Большие у тебя глаза!

Твой стрекочущий полёт,

Будто в небе вертолёт,

А при экстренной посадке

Выставляешь смело лапки,

Собери стрекозу – смело ты вступай в игру!

(игра “РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА” — инструкция дефектолога повторно)

2. Повстречала я жука,

Но грустны его глаза:

“ На крыле дыра и вот —

Не могу пойти в полёт.

Поскорей нужна заплатка,

Помогите мне ребятки!”

(игра “Вкладыши” — инструкция дефектолога повторно)

3. Две красивые картинки,

Как на озере кувшинки,

Как ладошки, как снежинки,

Удивительно похожи, точно капельки в дожде,

Но отличия в них есть,

Покажи ты мне их здесь!

(игра “Найди отличия” — инструкция дефектолога повторно)

Дефектолог: Ребята, вам понравилось наше путешествие и игра?

О ком мы говорили на занятии? ( о насекомых)

Письмо из леса с раскрасками (рисунки насекомых)

Дети называют, кто изображён на их рисунках

Дефектолог: Ребята, вы все – молодцы. Наше занятие закончилось.

Мельникова С. М., Бикина Н. В. Игротека речевых игр. Выпуск 2. На лесной поляне.-М. :ООО “Издательство ГНОМ и Д”, 2006. – 16с.

Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. Дошкольное воспитание. 2005. №1

Путешествие мы завершаем и в группу попадаем.

Логопедические игры

Игры в звуки для детей 4-6 лет.

Кашковская О.С., учитель-логопед, г.Лобня, Московская область.

Игры в звуки для детей 4 лет.

Игра №1 Фонетическая гимнастика.

Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

Вариант этой игры: Звуковые загадки.

Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.

Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

Игра №2. Заводные игрушки.

Правила игры: Заводим ключиком игрушки(игрушки-это дети).Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

Ж- полетел жучок

Р- затарахтел игрушечный мотоцикл

Ц- запрыгала белочка

Игра №3. Скажи, как я (обучение интонированию звуков).

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.

Игра №4 Подберем игрушки.

Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.

Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).

Как зовут куклу?- Жанна.

Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?

Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:

“ Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”

После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:

Папа-дятел долбит- Д-Д-д

Маленький птенец- Дь-Дь-дь

Игра №6. Комары и осы.

Игровой материал: картинки

Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, .как она ползет.

Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

Словарный материал. зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д

Вариант этой игры: Слушай внимательно.

У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.

Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.

Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

Различение звуков Ч-Щ.

Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;

Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.

Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д

Игра № 7 Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).

Игровой материал: кукла.

Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке греется котено…(К)

На него смотрел белолапый щено(К)

Он хотел его догна…(Ть)

А рядом по двору гулял важный пету…(Х)

За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)

Игра №8 Зоопарк (различение мягкости- твердости согласных).

Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.

Ослику можно войти в зоопарк?- почему?

Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

За каждый правильный ответ детям дается фишка.

Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).

Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.

В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

Игры и игровые задания для детей 5-6 лет.

Игра №1 В стране Звуковичков.

Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках), музыкальное сопровождение.

Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.

Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок С,сережка- Сь. И т.д.

Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравиться.

Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.

Игра №2 Звуковых дел Мастера.

Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.

В нашу комнату вошли ЗДМ .Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.

Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.

Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.

Игра №2 Звукоедик.

Игровой материал: кукла.

У Звуковичка есть страшный враг — Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

Что хотела сказать кукда?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: сто…,сту…,тарелк… и т.д

А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях фруктов: …руша,…анан и др.

Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк. сосн… и т.д

Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.

Игра №3 В стране Звуков.

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.

Например, Мь-А—мишка, К-А—кукла и др.

Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д

Игра №4 Любопытный.

Игровой материал: фишки

Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.

— Где был?- на балконе

— Кого видел?- бульдога

— Куда собираешься? – в булочную

— Что будешь покупать?- бублики, баранки

— Куда поедешь?- к бабушке в Букино

— Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

Игры№4 Изобрази предмет.

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.

Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.

Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…

Дети придумывают, как изобразить эти предметы.

Игра №5 Кто больше?

Игровой материал: картинки.

Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).

Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.

Игра №6 Упрямые Звуковички.

Игровой материал: мяч

Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.

Или наоборот- большого “ братца”:

Аналогично можно играть со словами;

Игра № 7 Магазин.

Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.

На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названичх предметов есть звуки С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р .на монету Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот ,кто сделал больше покупок.

Игра № 8 Анаграммы

Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.

Например. Атлас- салат

Камыш- мышка. И т.д.

Список используемой литературы:

  1. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 80 с.
  2. Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.
  3. Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
  4. Звуки «Р», «Л». Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.
  5. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.
  6. Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.
  7. Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева — Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.
  8. Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
  9. Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.
  10. Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва, Сфера, 2010 г.- 32 с.
  11. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития, 2001 г.- 96 с.
  12. Борисова. Играя,звуки исправляем.

Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

Логопедические занятия для детей 6-7 лет дома с видео

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, пальчиковые игры это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков [ж],[р],[ш],[л] и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками

Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии ( нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1. Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Игра 2. Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.( основной звук [р]).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки

Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика

Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.

Логоритмика Стихи для развития речи малышей

Игра 1. Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Ссылка на основную публикацию