Моторная Алалия У Ребенка 3 Лет С Чего Начать Занятия

Содержание

Моторная алалия – содержание коррекционной работы логопеда

Если ребенку по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.

На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.

Почему нужно начинать занятия как можно раньше?

Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.

Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.

Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.

Исследования современных психологов доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей функции отличается такими особенностями:

  • Действия таких детей импульсивны.
  • Они не замечают своих ошибок.
  • Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
  • Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
  • Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.

Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.

Как логопед организует процесс обучения?

Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.

Если в работе участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек.

Все задания предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.

  • На развитие памяти и внимания;
  • На развитие мелкой и крупной моторики;
  • На развитие мышления;
  • На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.

Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.

Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».

Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж).

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь логопеду приходится приложить все свое мастерство, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.
Что делать родителям, если есть подозрения на моторную алалию у ребенка?

Этапы формирования устной речи

Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

  1. Однословное предложение.
  2. Первые формы слов.
  3. Двухсоставное предложение.
  4. Предложение из нескольких слов.
  5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.

Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.

Первый этап – однословное предложение

Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.

Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.

Детям показывают и называют:

  • Их игрушки.
  • Части тела.
  • Предметы обихода.
  • Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
  • Действия, которые выполняют он и его близкие.

Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.

Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.

Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).

У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).

Второй этап – первые формы слов

На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.

Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).

Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).

Третий этап – построение двусоставного предложения

Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.

Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:

  • Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
  • Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
  • Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
  • Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
  • Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
  • Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).

Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.

Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.

Четвертый этап – предложения из нескольких слов

На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.

Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Детям предлагаются такие задания:

  • Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
  • Изменение слов по родам и числам.
  • Обучение умению составлять вопрос.
  • Заучивание двустиший.
  • Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.

Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение

На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.

После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:

  • «Что сначала, что потом».
  • «Угадай, где ошибся».
  • «Сам не знаю, что буду делать».
  • «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
  • «А что ты хочешь?».
  • «Что тебе сказали по телефону».

Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.

Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.

Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.

Читайте так же:

Один комментарий:

«Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.» — что исправлять( в понятии» корректировать») от рождения, формировать , развивать согласна, Коррекция всегда идет после определения нарушений в формировании чего либо, в т.ч. и речи. Это введение родителей в заблуждение.

Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.

Конспект занятия с ребенком 3–4 лет (моторная аллалия)

Виктория Демидова
Конспект занятия с ребенком 3–4 лет (моторная аллалия)

Конспект индивидуального занятия с ребенком (моторная аллалия)

Тема: Подарок сделали мы сами

Его любимой дарим маме!

— Развитие понимания обращенной речи

— Развитие понимания предложно-падежных конструкций

— Развитие диафрагмального дыхания

— Развитие речевого дыхания

— Развитие подвижности артикуляционного аппарата

— Развитие общей и мелкой моторики

— Развитие сенсорных навыков

— Развитие речевой активности у ребенка

— Закрепление навыков выкладывать цепочку из кругов разного цвета, чередуя их.

— Воспитывать у ребенка нежные чувства любви к матери, желание сделать для нее подарок.

Оборудование: цветок – мак, корзина, зеркало, птичка, кружочки красного цвета – 4 шт., зеленого цвета – 6 шт.

I Организационный момент

Логопед: Какая красивая девочка ко мне пришла. Какое у тебя красивое платье. Кто же тебя так нарядно одел сегодня?

Ребенок: Мама

Логопед: И волоски у тебя красиво уложены. Кто же тебя так хорошо расчесал?

Ребенок: Мама

Логопед: Какая у тебя мамочка! Любит свою дочку. Давай мы сегодня твою мамочку порадуем, сделаем подарок для нее.

II Выбор подарка

Логопед: Что же нам ей подарить?

Выложить на стол цветок.

Логопед: Посмотри, что у меня здесь лежит. Покажи, где цветок.

Ребенок показывает

Логопед: Возьми цветок. Дай мне цветок. Это мак. Скажи мак.

Ребенок: Мак.

Логопед: Мы понюхаем мак.

Логопед демонстрирует – глубокий вдох и на выдохе «Ах!» Логопед: Понюхаем вместе мак.

Логопед вместе с ребенком нюхают цветок.

Логопед: Понюхай теперь ты цветочек

Ребенок нюхает цветочек, подражая действиям логопеда.

Логопед: Положи теперь цветочек в корзину.

Ребенок выполняет действие.

IV Артикуляционная гимнастика

Логопед: Мамочке подарим цветочек. Оля мамочке улыбнется. Покажи, как ты маме улыбнешься. (упражнения выполняются перед зеркалом)

Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

Логопед: Как ты мамочку поцелуешь, покажи.

Губы и зубы у ребенка сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Логопед: Покажем мамочке как язычок на солнышко посмотрит. Язычок с одной стороны на солнышко посмотрит, с другой стороны.

Ребенок открывает рот, язык поднимает на верхнюю губу, направляет язык к уголкам рта – влево, вправо.

Логопед: А теперь язычок решил на травке поиграть.

Ребенок опускает язык на нижнюю губу, направляя язык к уголкам рта – влево, вправо.

Логопед: Язычок веселый, любит поиграть. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. Погладь язычком потолок.

Ребенок языком «гладит» твердое небо.

Логопед: Покажи, как язычок будет прыгать и щелкать.

Ребенок присасывает язык к небу, а затем отпускает.

Логопед: Мамочка посмотрит, как Оля занималась язычком, порадуется, улыбнется. Покажи, как мамочка тебе улыбнется, как тебя поцелует.

Ребенок улыбается, с напряжением обнажив сомкнутые зубы, затем с напряжением вытягивает губы вперед трубочкой.

V Встреча гостей

Логопед: Оля слышишь, кто-то стучится. Посмотри к нам в окошко птичка влетела.

Логопед вместе с ребенком замечают птичку на подоконнике.

VI Игра: «Маленькая птичка»

Логопед: Маленькая птичка прилетела к нам, нам, нам

Маленькой птичке зернышек я дам, дам, дам

Маленькая птичка зернышки клюет, клюет, клюет

Маленькая птичка песенки поет, поет, поет.

Ребенок вместе с логопедом выполняет движения под текст стихотворения. Ребенок проговаривает вместе с логопедом последнюю строчку стиха.

Логопед: Оля спой песенку птички.

Ребенок: чик-чирик

VII Бусы для мамы

К нам прилетела сказочная птичка, она может говорить.

Птичка: А чем вы здесь занимаетесь?

Логопед: Мы для мамочки подарок собираем.

Птичка: Какой подарок?

Логопед: Оля покажи птичке цветок.

Ребенок показывает подарки

Логопед: Оля скажи, это что?

Ребенок: Это мак

Логопед: Кому мак?

Ребенок: Мак маме

Логопед: А еще мы для мамочки бусы сделаем

Птичка: Я тоже хочу, бусы для мамы сделать. Можно я с вами.

Логопед: Оля можно птичка с нами будет бусы делать для мамы?

Логопед, качая головой, говорит «Да, можно», ребенок повторяет.

Логопед: Чтобы сделать бусы для мамы я возьму кружочки красного и зеленого цвета. Сначала я возьму зеленый кружок, а рядом с ним положу красный кружок. Потом опять возьму зеленый кружок, красный кружок, зеленый. Вот какие бусы у меня получились. Оля, сделай такие же бусы. Какая ты молодец! Мамочке понравятся бусы. А как мы подарим маме подарок?

VIII Игра: «Подари подарок»

Логопед показывает «На, мама бусы!».

Логопед: А теперь давай скажем вместе: «На, мама бусы!». Повтори.

Ребенок: На, мама бусы!

IX Итог занятия

Логопед: Молодец, Оля. Твоей маме будет очень приятно получить такой подарок. Пойдем дарить!

Игра для развития мелкой моторики «Картина ощущений» Картина ощущений Задачи: -развитие у детей тактильных ощущений; -развитие моторной функции речевого аппарата; -развитие пассивного и активного.

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога Конспект индивидуального занятия с педагогом-психологом Задачи: Развивать целенаправленное внимание; слуховую память; мышление; моторику.

Логопед: Оля слышишь, кто-то стучится. Посмотри к нам в окошко птичка влетела.

Моторная алалия

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • сбалансировано питаться;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

Алалия у детей

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» — чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с моторной алалией

Скидка 50% до 30 мая

Лексическая тема: «Домашние животные».

Цель: формирование пассивного словаря по теме «Домашние животные»

Коррекционные речевые задачи:

— развивать понимание речи;

— формировать коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих голоса животных

— развивать пространственную ориентировку и неречевые психические процессы (зрительное и слуховое внимание, память, мышление)

— воспитывать положительную мотивацию к логопедическим занятиям

Оборудование: игрушка Котенок, пары маленьких игрушек домашних животных, картинки «Домашние животные и их детёныши», зеркало, бумажный бантик на ниточке, разрезная картинка с изображением животного (4 части), бумажная лестница, раскраска

— К нам пришёл в гости котёнок. Поздоровайся с котёнком (кивок головой)

Как котенок с тобой поздоровается? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

II. Основная часть

упражнение на развитие дыхания

«Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

развитие артикуляционной моторики:

Котёнок очень любит молоко, он лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения. Котёнок молоко лакал, после ротик облизал (круговым движением языка облизать губы). Умылся и пошёл на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а котёнок ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами). Котёнка мы похвалим, бантик синенький подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

развитие понимания речи

Игра «Найди пару»

(по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади).

развитие слухового внимания

«Кто как голос подает?» В деревне живут разные домашние животные: лошадь, собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки.

Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д.

развитие неречевых психических процессов

сложить разрезную картинку домашнего животного.

развитие пространственной ориентировки

На стене висит лестница из бумаги из восьми перекладин. Ребенок сидя на корточках «шагает» по перекладинам ладошками, перекладины заканчиваются на высоте вытянутых рук ребенка.

Логопед читает текст, ребенок делает один шаг ладошками на одно слово вверх и вниз в соответствии с текстом:

Вверх, вверх лезет кот.

Хочет съесть наш бутерброд.

«Цап!» (резкое максимальное растяжение вверх, ребенок издает эмоциональный возглас)

(Ребенок «спускается» вниз)

Нашёл, нашёл, нашёл,

Вниз пошёл, пошёл, пошёл.

(Далее игра повторяется в ускоряющемся темпе)

развитие речевого подражания:

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».

Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

развитие графомоторных навыков:

Раскрашивание картинки «котенок».

III . Итог занятия. Рефлексия.

— Котёнку пора домой, как он попрощается с нами?

Он оставил тебе на память картинку.

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» (из опыта преодоления моторной алалии)

Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми»: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

  • Михайлова Ольга БорисовнаНаписать 9551 07.11.2016

Номер материала: ДБ-328593

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    07.11.2016 391
    07.11.2016 854
    07.11.2016 536
    07.11.2016 1865
    07.11.2016 207
    07.11.2016 678
    07.11.2016 339

Не нашли то что искали?

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

развитие графомоторных навыков:

Рекомендуем прочесть:  Сыпь При Энтеровирусная Инфекция У Детей Симптомы И Лечение
Ссылка на основную публикацию