Содержание
- 1 Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?
- 2 Физическое развитие
- 3 Как развивается зрение, мимика, слух и речь?
- 4 Важные рефлексы
- 5 Что должен делать месячный малыш?
- 6 Советы родителям
- 7 Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: интересы малыша в год и семь
- 8 Физическое развитие и двигательная деятельность ребенка в 1 год и 7 месяцев
- 9 Развитие речи у ребенка в 1 год и 7 месяцев
- 10 Психика ребенка в 1 год и 7 месяцев
- 11 Умственное развитие малыша в 1 год и 7 месяцев
- 12 Во что поиграть с ребенком в возрасте одного года и семи месяцев?
- 13 Уход и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев
- 14 Развитие ребенка в 2 месяца: нормы роста, веса и что умеет делать
- 15 Рост и развитие двухмесячного ребенка
- 16 Двигательная активность и эмоциональное развитие
- 17 Маленькие достижения в 2 месяца жизни
- 18 Примерный режим дня в 2 месяца
- 19 5 советов по уходу за двухмесячным младенцем
- 20 Всестороннее развитие 2-месячного малыша
- 21 1 и 2 месяцы жизни. Что должен уметь малыш?
- 22 Физическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц
- 23 Физическое развитие месячного малыша
- 24 Как развивается зрение, мимика, слух и речь у месячных малышей
- 25 Развитие рефлексов на первом месяце жизни
Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?
Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками. Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.
В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки
Физическое развитие
Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки. Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.
Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца. Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.
Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой
Как развивается зрение, мимика, слух и речь?
Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете. Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом. В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.
Специалисты выяснили, что больше всего малыша привлекают лица людей. Новорожденный любит рассматривать часто склоняющееся над ним мамино лицо и обращает при этом внимание на ее мимику. Вы можете заметить, что ребенок, которому исполнилось 2-3 недели, повторяет за вами активные движения: улыбается, высовывает язычок, вытягивает губки трубочкой.
Новорожденный обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос. Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем. Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги. В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.
Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша
Важные рефлексы
Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:
- Сосательный . Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
- Поисковый . Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
- Ладонно-ротовой . Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
- Хватательный . Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
- Защитный . При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
- Ползания . Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
- Автоматической ходьбы . Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».
Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков
Что должен делать месячный малыш?
Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. Ребенок, достигший 1 месяца, умеет:
- В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову
- Прислушиваться к звукам, поворачиваться к их источнику, выделять голос мамы среди других голосов
- Вздрагивать, услышав резкий звук
- Захватывать легкую погремушку или палец взрослого
- Следить взглядом за медленно перемещающимся ярким предметом
- Издавать некоторые гласные звуки
- Фиксировать взгляд на склоненном над ним лице
- Улыбаться в ответ на улыбку или ласковые слова.
Чаще держите ваше сокровище на ручках, ведь ребенку это внушает спокойствие и помогает почувствовать себя лучше
Советы родителям
Чтобы вся семья, в том числе новорожденный малыш, находилась в спокойной, благоприятной обстановке, при общении с ребенком нельзя проявлять нервозность. Грудничка первых недель жизни лучше всего чаще брать на руки: слыша биение сердца родителей, чувствуя запах маминого молока, малыш успокаивается. Дети любят качаться, поэтому покачивайте его на руках, в колыбели, детском шезлонге. Очень важно следить за температурой и влажностью в помещении, где находится новорожденный.
Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.
Для новорожденного очень важны тактильные ощущения. Чаще выкладывайте его на животик, поглаживая при этом спинку, ручки и ножки. Помещайте перед малышом яркие предметы, игрушки, побуждая его тем самым тянуться вперед. Включайте ребенку классическую музыку. Специалисты уверяют, что спокойные мелодии помогают детям лучше развиваться и чувствовать себя более уверенно.
Помните, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе. Если ваш малыш к концу 1-го месяца чему-то не научился, не расстраивайтесь. В ближайшие недели он обязательно догонит своих ровесников и приобретет необходимые навыки. Если вы все же чем-то обеспокоены, обратитесь к детскому врачу.
Чтобы развить слух и речь младенца, чаще рассказывайте ему стихи, потешки, сказки, пойте песни. Комментируйте все свои действия, называйте предметы вокруг. Малыш будет пытаться вступить с вами в «диалог», станет активнее произносить звуки и улыбаться. Разговаривая с грудничком, всегда сохраняйте хорошее настроение.
Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: интересы малыша в год и семь
Содержание статьи:
Дети в этом возрасте умеют многое. Уже все основные навыки приобретены. Начинается познание мира в полной степени. Активность на максимуме. Ребенок умеет играть в подвижные игры, пытается проявлять самостоятельность. Достаточно опасный возраст, так что родителям необходимо внимательно следить за своим чадом.
Физическое развитие и двигательная деятельность ребенка в 1 год и 7 месяцев
- Сон . Деткам рекомендуется спать не менее 12 часов в сутки. Многие из них не против поспать с утра или после обеда пару часов. Но вот некоторых трудно уложить днем, малыши бастуют и просятся еще играть, двигаться. Но все-таки лучший распорядок дня — это дневной сон, не более двух часов. Так что необходимо после обеда создать спокойную обстановку, затемнив помещение, почитав сказку. Пусть малыш и не уснет, но хотя бы отдохнет от суеты и шума, наберется сил для будущих свершений. Тем более, редко дети могут бодрствовать весь день, не отдыхая.
- Движение . Дети в возрасте год 7 месяцев уже уверенно ходят. Период сопровождается высокой активностью (сейчас он в одной комнате, через минуту уже бежит в другую), проявлением интереса ко всему окружающему миру. С каждым днем совершенствуется координация движений. Игры в мяч — лучшее занятие для выработки четкой моторики рук и ног. 1 год и 7 месяцев — пора подражания взрослым. Так, например, кроха уже пытается самостоятельно причесаться.
Развитие речи у ребенка в 1 год и 7 месяцев
Период «говорения» — произносится много слов, родители, конечно, понимают не все. Но вот малыш из взрослой речи осознает значение большей части услышанного и запоминает это.
Ребенок должен не только говорить отдельные слова, но и стараться связать их в предложения, хотя бы самые простые: мама, смотри; папа, дай.
Кроха понимает просьбы родителей, реагирует на слова-запреты: нет, нельзя, хватит. Однако это не всегда может получаться. И не потому, что он забывает их значение, а потому, что начинает их игнорировать.
Психика ребенка в 1 год и 7 месяцев
В этом возрасте малыш, пусть и маленький, но уже человек со своими потребностями, желаниями, запросами. Он хорошо ориентируется в пожеланиях, и может настойчиво требовать то, что нужно ему. Одна проблема: взрослые не всегда понимают, что говорит чадо и чего требует. Объяснить пока он не в состоянии, а потому лучшим средством помощи остается плач.
Указания родителей часто у ребенка не вызывают реакции. Даже иногда на замечания демонстрируются вспышки гнева, агрессии, злости. Такая капризность допускается.
Умственное развитие малыша в 1 год и 7 месяцев
Ребенку легко удается различать предметы по форме, габаритам, цветовой гамме. Получается отождествлять действие и идущее за ним последствие.
Например, если уронить чашку, вода разольется. То есть у детей активно формируется логическое мышление.
Во что поиграть с ребенком в возрасте одного года и семи месяцев?
Дети обожают копировать родителей. Если в более раннем возрасте они играют в игрушечную посудку, утюжок, веничек, то теперь пришло время превратить обычные хлопоты по дому в интересные развлечения.
Этот вариант игровой концепции имеет несколько плюсов.
- Во-первых, малыш сразу увидит, что труд — это, в первую очередь, тяжелая работа.
- И, во-вторых, чадо будет чувствовать свою значимость и нужность.
Самый популярный пример: поручение разложить салфетки на столе, выбрать овощи, из которых приготовится будущее блюдо.
Мозаики, пазлы, конструкторы — интересное занятие, развивающее мышление. Они должны быть яркими и крупными. Также в приоритете подвижные игры на воздухе.
Уход и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев
Что касается ухода, то жизнь родителей станет легче. В этом возрасте ребенок все меньше ходит в штанишки, а многие уже вовсю пользуются горшком. Таким образом, отпадает необходимость часто мыть малыша.
Итак, водные процедуры — основа основ. Утреннее умывание, чистка зубов, вечером — вот, что непременно должно присутствовать в жизни деток.
Гимнастику рекомендуется проводить утром. Из закаливания — воздушные, солнечные ванны, обтирание водой, «дорожка здоровья».
Питание: четыре раза в день. Рацион должен быть полноценным: каши, супы, мясо, овощи, фрукты, кисломолочная продукция, немного сладостей. Блюда можно готовить в рубленом виде, полностью отойти от пюре. В год 7 месяцев у детей складываются гастрономические предпочтения, появляются любимые блюда и, наоборот, те, которые кушать они не будут ни при каких обстоятельствах. Все-таки стоит прислушиваться к пожеланиям крохи, но потакать капризам не надо.
Любой возраст сопровождается определенными трудностями. В 1 год и 7 месяцев ребенок — интересное существо. Он, как копирка, принимает на себя поведение взрослых.
Кроха понимает просьбы родителей, реагирует на слова-запреты: нет, нельзя, хватит. Однако это не всегда может получаться. И не потому, что он забывает их значение, а потому, что начинает их игнорировать.
Развитие ребенка в 2 месяца: нормы роста, веса и что умеет делать
В возрасте двух месяцев у младенца начинается “время открытий”. Буквально с каждым днем кроха из полностью зависимого от мамы новорожденного превращается в активного грудничка, интересующегося всем происходящим вокруг. Родителям важно знать, каким должно быть развитие ребенка в 2 месяца, какие умения и навыки будут появляться в этот период, чтобы определить правильный ритм развития своего малыша.
Рост и развитие двухмесячного ребенка
За второй месяц жизни малыш становится тяжелее в среднем на 800 г, и длиннее на 3 см. Темпы увеличения окружности головы первые 8-12 недель жизни держатся на высоком уровне, и в конце второго месяца данный показатель может варьироваться от 38,2 до 40,1 см. По мере роста черепа размеры родничков соответственно сокращаются; малый задний родничок должен полностью закрыться уже ко 2-3 месяцу.
Параметры развития | Примерные показатели нормы в 2 месяца | |
---|---|---|
девочки | мальчики | |
Рост, см | 57 | 58 |
Вес, кг | 5,1 | 5,6 |
Окружность головы, см | 38,3 | 39,1 |
Окружность груди, см | 38,1 | 39 |
В два месяца малыш выглядит круглощеким, полненьким по телосложению. Но с каждым днем активность ребенка растет, он начинает более активно двигать ножками и ручками. Мышцы укрепятся, и жировая прослойка будет истончаться. Кости грудничка также стремительно растут, тело и конечности удлиняются. К окончанию месяца младенец будет выглядеть стройнее и выше, чем в его начале.
Физическое развитие двухмесячного ребенка имеет некоторые особенности:
- Волосяной покров к 2 месяцам жизни начинает меняться – пушковые волосы выпадают, а на их месте вырастают луковичные.
- Начиная с данного возраста у младенца увеличивается болевая чувствительность. Также грудничок более остро реагирует на любого рода дискомфорт, будь то голод или мокрые пеленки.
- Двухмесячный ребенок неосознанно способен выразить свое отношение к приятным и неприятным запахам. На первые он реагирует улыбкой или замирает; на вторые – чихает или корчит гримасу.
- Зрение крохи развивается и совершенствуется. Он уже может распознавать предметы окружения (соску, бутылочку с молоком). Когда ребенок бодрствует, он останавливает свой взгляд на игрушках, расположенных перед ним или сбоку от него, особенно внимание грудничка привлекают яркие предметы. Продолжительность зрительного сосредоточения младенца может быть 5-7 минут.
- Иногда малыш рождается с яркими сосудистыми пятнами на затылке и лбу, которые в период новорожденности отчетливо видны. Ко втором месяцу они постепенно начинают бледнеть, а спустя еще полгода практически бесследно исчезают.
Двигательная активность и эмоциональное развитие
Начиная со 2-го месяца у грудничка уменьшается тонус сгибателей ног и рук, а объем спонтанных движений, наоборот, увеличивается. Если малыш лежит на боку, то можно заметить, что головка у него уже не запрокинута назад, как это было в первые недели жизни (период новорожденности).
Большая часть малышей к двум месяцам умеет следующее:
- подносить руку ко рту, сосать пальчики;
- не менее 10 секунд удерживать вложенный в руку предмет;
- отводить рукой висящие впереди игрушки, отпихивать их от себя;
- некоторое время способны держать голову на весу;
- лежа на животе приподнимать грудку на несколько секунд;
- тереть кулачком глаза и носик;
- прислушиваться к голосам взрослых.
Ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его предметам. Все, что можно пощупать, схватить ладошкой, не пройдет мимо его внимания. К середине второго месяца грудничок активно цепляется за все вокруг: мнет мамин журнал, простыни, хватает за пальцы взрослых и пытается сорвать игрушки с развивающего коврика.
Маленькие достижения в 2 месяца жизни
Что должен уметь ребенок в таком младенческом возрасте? Этот вопрос волнует многих родителей. Двухмесячный малыш быстро растет, крепнет и уже приспособился к новым условиям жизни. Лежа на животе, кроха уже довольно хорошо держит голову. Если мама вложит в его ручку погремушку, то он её немного подержит, а потом уронит. Ребенок в два месяца следит взглядом за тем, что движется, но только при условии, что предмет наблюдения достаточно крупный. Малыш может понять, откуда доносятся звук, и с любопытством повернет голову к его источнику.
Что еще умеет делать двухмесячный грудничок:
- чаще распрямляет ладони, уже не держит их постоянно в кулачках, как в первые недели после рождения;
- услышав звук, взглядом и поворачиванием головы реагирует на него, прислушивается и ждет продолжения;
- видит не только очертания предметов, может замечать детали;
- учится привлекать внимание мимикой, а не только плачем, и меняет выражение лица;
- пугается, если слышит чей-то громкий голос, чихание или громкий бытовой прибор.
В помощь молодой маме приводим таблицу нормативов, сформулированных врачами. Она послужит ориентиром, который поможет оценить физическое здоровье и развитие ребенка.
Речь | Как и в первый месяц жизни, дискомфорт кроха выражает плачем. Появляются попытки гуления, иногда малыш может издавать заднеязычные звуки, например “г-г-г”, “к-к-к”. |
Слух | Услышав звук, поворачивает голову в его сторону. Прислушивается к маминому голосу, к погремушке или работающем телевизору. От внезапно появившегося резкого щелчка или иного звука моргает, или даже вздрагивает. |
Зрение | С интересом рассматривает лица взрослых, особенно всматривается в маму. Следит глазами за перемещающимися предметами, поющей каруселью на кроватке. Интерес вызывают черно-белые геометрические фигуры и рисунки этих тонов. |
Эмоции | Когда к малышу обращается мама, поворачивает в её сторону голову, слушает, открыв ротик. Часто улыбается при общении со взрослым. |
Моторика | Пытается удерживать вложенные в руку маленькие игрушки на несколько секунд. Лежа на животе способен удержать некоторое время голову; если становится тяжело – опускает, но через время поднимает вновь. |
Видео о развитии ребенка от одного до двух месяцев:
Примерный режим дня в 2 месяца
В возрасте 8-10 недель малыш ведет достаточно спокойный образ жизни. Большую часть дня ребенок еще проводит во сне, ведь для роста ему требуется большое количество энергии. На 2-ом месяце жизни время сна в основном уже перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. Чередование сна и бодрствования устанавливается не сразу, нужно последовательно приучать грудничка к режиму. Четко установленный режим дня способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого и эмоционально положительного состояния.
Питание
В идеале питание для двухмесячного грудничка – это только лишь материнское молоко. Режим кормления уже может претерпевать изменения: если месячный ребенок ест исключительно по требованию, то к 2-3 месяцам можно установить промежутки между кормлениями в 2, 2,5 или даже 3,5 часа. Искусственное и смешанное вскарливание имеют свои нормы, но есть мини-формула для ориентировочного определения количества молока/адаптированной смеси, которое младенец должен получать за сутки. Для этого мама может пользоваться расчетом: с 2 до 4 месяцев это количество составляет 1/6 от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, можно узнать приблизительный объем питания на одно кормление.
Купание
Если в первый месяц жизни купание было для родителей волнительным событием, требующим сноровки, то к 2 месяцам уверенности у мам и пап значительно прибавляется. На данном этапе малыша чаще всего купают через день, в вечернее время – от 19.30 до 21.00. Детская ванночка наполняется водой, по желанию в неё можно добавлять отвар для лучшего сна малыша – из ромашки, череды, лаванды или коры дуба. Нужную температуру воды следует измерять специальным термометром, она должна быть не менее 36-37ºС. Также следует поддерживать правильную температуру в помещении, где проводится купание младенца (23-24ºС).
Сон
Двухмесячному ребенку необходимо как минимум три-четыре дневных сна. Распорядок дня может меняться в зависимости от кормления, и от того, как рано кроха встает утром. Один из вариантов режима может выглядеть таким образом:
Пробуждение, утренний туалет, кормление | 8.00-8.30 |
Бодрствование | 8.00-9.30 |
Первый дневной сон | 9.30-11.30 |
Кормление | 11.30 |
Бодрствование | 11.30-12.30 |
Второй дневной сон | 12.30-15.00 |
Кормление | 15.00 |
Бодрствование | 16.00-16.30 |
Третий дневной сон | 16.30-18.30 |
Кормление | 19.30 |
Бодрствование | 19.30-20.30 |
Купание | 20.30 |
Ночной сон | 21.00-8.00 |
*Первое ночное кормление | 22.00 |
*Второе ночное кормление | 01.30 или 03.00 |
Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.
5 советов по уходу за двухмесячным младенцем
Физическое развитие грудничка нужно ежедневно стимулировать для успешного становления и роста. Для этого родители должны:
- Обеспечить ежедневные прогулки на улице с малышом длительностью не менее 2-4 часов, вне зависимости от времени года и погодных условий.
- Понемногу, но часто выкладывать ребенка на животик, чтобы младенец развивал шейные мышцы и тренировался удерживать голову на более длительное время;
- Проводить малышу 5-минутные воздушные ванны, раздев ребенка догола во время смены подгузника или перед подготовкой к купанию. Со временем можно увеличивать продолжительность воздушных ванн до 10-15 минут;
- Для развития мелкой моторики знакомить кроху с различными материалами, вкладывая ему в ручку предметы с разной поверхностью (мягкая, шершавая, гладкая), разного веса и состава (пластмасса, резина, дерево и т.д.);
- Делать легкий массаж всего тела, поглаживаниями и нежными, невесомыми похлопываниями по спинке, ручкам, ножкам, стопам и ладоням младенца.
Всестороннее развитие 2-месячного малыша
Общение и контакт
Общение пронизывает ребенка с первых дней жизни. Ни в коем случае оно не должно быть эпизодическим. Обращайтесь к своему малышу по имени, разговаривайте с ним ласковыми интонациями. Младенцам нравится, когда мама воспроизводит звуки из его “репертуара”. Вы и не заметите, как ваш несмышленый грудничок будет продолжать с вами “разговор”, отвечая вам гулением.
Улыбка и игра
Все свои действия, которые направлены на уход за ребенком, сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку вашего малыша. Когда кроха будет в хорошем настроении и развеселится, смейтесь и забавьтесь вместе с ним. Дарите ребенку эмоциональное общение, оно бесценно. Носите на руках, покачивайте, рассказывайте сказки-потешки. В два месяца грудничок любознателен и будет с интересом наблюдать за вашими действиями.
Положительные эмоции
Выражайте любовь к своему малышу, даже если вам кажется, что он еще слишком мал и ничего не понимает. Прикасайтесь к ребенку, – грудничку доставляет неимоверное удовольствие поглаживание его мамой по спинке, перебирание пальчиков, . Не забывайте при этом смотреть в глаза крохе, старайтесь продлить контакт взглядов как можно дольше.
Правильные игрушки
В первые месяцы жизни ребенку не важны мелкие детали. Сейчас для него лучшими игрушками будут яркие предметы-подвески (мобиль, мягкие игрушки или погремушки) с четкими очертаниями. Для того, чтобы малыш учился фокусировать на них взгляд, их стоит разместить на расстоянии 30-40 см от ребенка, подвесив в коляске или кроватке. Первое время кроха будет наблюдать за ними, но настанет момент, и ребенок потянется к ним, чтобы попробовать схватить. Приближая и отдаляя игрушки, тренируются мышцы глаз.
Гимнастика
Легкая физическая нагрузка поможет ребенку расти здоровым и крепким. На этом пункте остановимся более подробно. Представляем видео о том, как необходимо правильно делать массаж и гимнастику для 2-х месячных малышей:
Выполнять упражнения лучше всего по утрам, через час-два после первого “завтрака”. Обхватите ручки ребенка своими ладонями, и легко, без усилий, расставьте ручки малыша в стороны. Затем сложите кулачки на груди. Сопровождайте гимнастику счётом до четырех, или веселой песенкой.
Также полезно с 2 месяцев делать упражнение “Велосипед”. Малыша нужно взять за голени и поочередно прижимать согнутые в коленях ножки к груди, а затем выпрямлять их. Упражнение помогает справиться с коликами, и активно укрепляет мышцы ног.
Чаще всего такой режим (с 3-мя дневными периодами сна) устанавливается к 2-3 месяцам у хорошо развивающихся детей, с крепким здоровьем и уравновешенной нервной системой. Все дневные сны ребенку желательно проводить на свежем воздухе.
1 и 2 месяцы жизни. Что должен уметь малыш?
Скляренко Элина Олеговна
К концу 1 месяца жизни новорожденный:
- Вздрагивает и мигает при резком звуке.
Например, с 9-11 дня , ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки. - Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку. - В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука. - В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций! - Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие “а”, “кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже “храп”. - Движения еще не координированы.
Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!
К концу 2 месяца жизни малыш:
- Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление — это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается! - Возникает “реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
- Удерживает головку.
Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света. - Предпочитает находиться на руках у взрослого.
Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс. - Спонтанно произносит отдельные звуки, например, “кхе”, “ах” и пр.
На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает “жалобное” ворчание…Протяжное “агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!
Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!
Скляренко Элина Олеговна
Физическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц
Когда долгожданный момент рождения ребенка остается позади, перед его родителями возникает множество вопросов, связанных с новым этапом в их жизни. Все эти вопросы связаны с главным событием – появлением в семье новорожденного ребенка. С трепетом в сердце мама прислушивается к дыханию крохи, наблюдает за его первыми движениями и еще очень неуверенно чувствует себя рядом с малышом.
Первый месяц жизни, пожалуй, самый сложный. В этот момент происходит адаптация ребенка к новым условиям, а его мамы – к своему новому статусу. Легче понять, направить развитие ребенка в правильное русло, предугадать возможные проблемы в плане здоровья, а также оптимально организовать продуктивное общение с ним, если мама знает, что должен уметь ребенок в 1 месяц.
Кроме того, зная основные этапы физического и эмоционального развития, родителям малыша будет проще спланировать свое личное время и максимально организовать все процессы, связанные с кормлением, уходом и заботой о нем.
Оглавление статьи — вы можете перейти к нужному разделу
Физическое развитие месячного малыша
В первый месяц жизни новорожденные очень быстро прибавляют в весе и растут. Родители смогут заметить это, измерив параметры ребенка к концу первого месяца жизни.
При этом характерно, что на первой недели жизни, малыш может терять порядка 10% массы. Это явление пугает многих родителей, однако считается вполне нормальным, ведь связано с естественной адаптацией всех систем и органов.
Новорожденный ребенок еще по-прежнему имеет крупные размеры головы, не пропорциональные общему размеру тела. Ручки, ножки и грудь малыша кажутся, наоборот, слишком маленькими и короткими. Такое состояние также считается нормой, правильные пропорции тела у ребенка начнут вырисовываться только к третьему месяцу жизни. Также пройдет родовая отечность головы и яркие малиновые пятна на переносице, лбу и в области затылка.
Что касается цвета кожных покровов ребенка, то они нормализуются и приобретут естественный розовый оттенок на протяжении первой недели жизни. Пройдет физиологическая желтуха новорожденных, при которой его кожа приобретает желтоватый оттенок. Этот процесс связан у новорожденных с нормализацией функционирования их печени.
Если говорить о физическом развитии девочек, то примерно к 3-4 дню жизни у них происходит набухание молочных желез. К 8 дню происходит увеличение половых органов. В некоторых случаях могут даже наблюдаться слизистые выделения, порой с примесями крови.
Набухание молочных желез также можно наблюдать и у некоторых мальчиков, которое примерно к 10 дню жизни достигает максимума, а затем постепенно проходит. При рождении у мальчиков оба яичка должны находиться в мошонке, и практически полностью закрыта головка полового члена. Когда малыш плачет, родители должны осмотреть пахово-мошоночную область на предмет отсутствия грыжи.
Еще одной особенностью правильного развития новорожденных в первый месяц жизни, является полное заживление и отпадание остатка пуповины. Обычно это происходит на второй неделе жизни. При этом важно, чтобы пупочное кольцо не приобретало красноватый оттенок. Если покраснение имеет место и даже сопровождается выделениями из пупочной ранки, следует показать ребеночка педиатру.
Так называемый родничок на голове у новорожденного, место схождения костей черепной коробки – на первом месяце жизни остается еще мягким. Его полное зарастание происходит примерно к полутора годам.
Все новорожденные развиваются по-разному, немного отстают в физическом развитии на первом месяце жизни малыши, родившиеся недоношенными или ослабленными. Со временем их уровень физического развития выровняется с остальными. На протяжении 1-ого месяца после появления на свет, младенец по-прежнему остается слабеньким, однако уже делает первые попытки приподнять головку, лежа на животике. Родители со своей стороны могут помочь ребенку в его физическом развитии и стимулировать его. Для этого можно использовать следующие мероприятия:
Следует отметить, что развивать и тренировать свои мышцы, ребенок сможет только когда его ручки и ножки будут свободными. В этой связи целесообразно чаще оставлять малыша голеньким, особенно, когда он бодрствует.
Как развивается зрение, мимика, слух и речь у месячных малышей
В 1 месяц новорожденный уже может реагировать на изменяющийся фон в поле его зрения. Также родители смогут заметить, что он пытается сфокусировать свой взгляд на их лицах, внимательно рассматривая и изучая их. Если перед лицом малыша медленно совершать движения заинтересовавшими его предметами, он, не отводя взгляда, будет сопровождать движение в пространстве. При этом, особенно месячным деткам нравится наблюдать за яркими предметами с четкими формами.
Что касается слуха ребенка, то он позволяет малышу отличать тембр маминого голоса, идентифицировать его среди остальных. Также мамино обращение к карапузу, стимулирует его издавать первые собственные голосовые попытки. Первые слова малыша напоминают своеобразное бульканье, гуление, агуканье.
Развитие рефлексов на первом месяце жизни
В первый месяц жизни все, что происходит с новорожденным ребенком, совершается на рефлекторном уровне. Целым комплексом рефлексом ребенка наделила природа. Они помогают ему адаптироваться и выжить в новых условиях, а также подготовиться к переходу к нерефлекторным движениям.
Среди основных рефлексов месячных малышей следует отметить:
- сосательный рефлекс, благодаря которому происходит питание;
- поисковый рефлекс, благодаря которому малыш может отыскать и среагировать на мамину грудь;
- защитный рефлекс, который особенно отчетливо проявляется, когда родители выкладывают ребенка на животик, и он при этом поворачивает головку в сторону, чтобы обеспечить себе свободное дыхание через нос;
- хватательный рефлекс, благодаря которому малыш своей ладошкой может достаточно крепко сжимать и удерживать палец мамы;
- рефлекс ходьбы, когда он пытается имитировать двигательные движения ножками, как при ходьбе, когда его поддерживать под ручки, слегка прикасаясь ступнями к твердой поверхности;
- плавательный рефлекс, когда ребенок совершает движения, лежа на животике, напоминающие плавание;
- рефлекс Мора, когда малыш разводит и сводит ручки и ножки при любом неожиданном громком звуке;
- рефлекс Бабинского, при котором пальчики на ножках младенца расходятся в разные стороны, если провести по внешней части стопы;
- рефлекс Бабкина, когда ребенок поворачивает головку и открывает ротик, если надавить на ладошку.
Стоит отметить, что все дети – индивидуальны и могут развиваться разными темпами, опережая или отставая от других сверстников. Приведенные нормы являются приблизительными, на них можно лишь ориентироваться.
Все новорожденные развиваются по-разному, немного отстают в физическом развитии на первом месяце жизни малыши, родившиеся недоношенными или ослабленными. Со временем их уровень физического развития выровняется с остальными. На протяжении 1-ого месяца после появления на свет, младенец по-прежнему остается слабеньким, однако уже делает первые попытки приподнять головку, лежа на животике. Родители со своей стороны могут помочь ребенку в его физическом развитии и стимулировать его. Для этого можно использовать следующие мероприятия: