Как Научить 4 Летнего Ребенка Говорить Букву Р

Содержание

Как научить ребенка говорить букву «р»

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

Особенности детей

Не стоит заставлять ребенка до 4-х лет правильно говорить все буквы. Он еще находится на стадии языкового развития и способен самостоятельно обучиться произношению.

Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

Самые распространенные проблемы:

Обучение с помощью игр

Можно затеять своеобразную обучающую игру. Нужно выбрать самые простые игрушки, показывать их ребенку и издавать разные звуки с буквой «р». Например, как делает пистолет: «тра-та-та» или, как едет трактор: «тр-тр-тр».

Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

Поначалу будет сложно, но со временем начнет получаться. Следите, чтобы произношение было четким: только «р», а не «л».

Обучение через собственный пример

Занимаясь с детьми дома, вы должны на своем примере показывать, как правильно проговаривать слова.

Чтобы ребенку было понятно, четко артикулируйте и замедляйтесь на тех фразах, где есть буква «р», дайте ему прочувствовать вибрацию и рассмотреть, как расположены губы и язык.

Также можно попробовать самостоятельно немного поддернуть уздечку языка, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Самые распространенные проблемы:

Как быстро научить ребенка говорить букву Р

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время — не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Ценные рекомендации

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Рекомендуем прочесть:  25 недель это сколько дней

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Рекомендуем прочесть:  7 недель после зачатия

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Как научить ребенка говорить букву Р

Избежать трудностей с произношением тех или иных звуков в процессе овладения речью удается очень немногим ребятишкам. Но если забавный лепет двухлетнего карапуза радует и веселит домочадцев, то дефекты произношения у деток постарше вызывают у родителей тревогу и переживания. В числе самых коварных и неподдающихся обычно оказывается звук «р». Вопрос о том, как научить ребенка говорить букву Р правильно, не грассируя и не заменяя ее другими звуками, заставляет маму с папой изрядно поломать голову.

Ребенок не говорит букву Р: когда стоит бить тревогу?

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Навестить логопеда стоит в том случае, если произношение ребенка старше 4 лет продолжает серьезно хромать. Вероятно, здесь имеет место речевое расстройство, в основе которого лежит недостаточное развитие дыхания или артикуляционного аппарата. У подрастающего поколения существует не так уж много вариантов непроизвольного искажения звука «р». Рассмотрим самые популярные детские «издевательства» над этой буквой:

  • Ребенок не говорит букву Р совсем, она просто выпадает из слова. Чаще всего такое наблюдается в словах, где звук «р» находится между гласными: «га_аж» (гараж), «са_ай» (сарай) и т. д.;
  • Вместо «р» у малыша получается звук «л», «ы» или «й»: «лука» (рука), «койова» (корова), «ыба» (рыба);
  • Звук «р» звучит узнаваемо, но несвойственно для русского языка (особенно часто этим страдают дети-билингвы). Ребенок произносит букву Р не твердо, как это принято в нашей речи, а грассируя (что характерно для французского языка) или с излишней вибрацией (как говорят англичане).

Если в силу каких-либо причин визит к специалисту откладывается на неопределенный срок или невозможен ввиду отсутствия хорошего логопеда в радиусе сотни километров (в небольших городах бывает и такое), это вовсе не значит, что нужно бездеятельно ждать, пока проблема решится сама собой. Конечно, лучше проконсультироваться с врачом, который определит, почему у малыша возникают трудности с произношением, и посоветует, как правильно научить ребенка говорить букву Р; но вы можете начать заранее осваивать с крохой гимнастику, направленную на развитие мышц его язычка.

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Упражнения для детей на букву Р выполняются сидя, при этом спина остается прямой, а тело расслабленным. Малыш должен видеть не только лицо родителя, который проводит занятие, но и собственное отражение, чтобы самостоятельно следить за правильностью выполнения каждого упражнения. Обычно наставник со своим подопечным располагаются напротив большого зеркала, однако возможен и несколько иной вариант: они сидят друг напротив друга, малыш держит в руках небольшое зеркальце.

Итак, первым шагом к тому, чтобы научить ребенка говорить букву Р, должно стать выполнение таких упражнений:

  1. «Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
  2. «Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
  3. «Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
  4. «Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
  5. «Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
  6. «В перерыве порычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
  7. «Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
  8. «Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.

Выполнение упражнений для детей на букву Р должно проходить в игровой форме. Если хотите, чтобы малыш научился выговаривать этот звук, никогда не настаивайте на занятиях тогда, когда у крохи явно нет настроения. Спустя некоторое время, когда кончик языка вашего чада найдет свое место за верхними зубами, а ротик будет широко открываться, можно будет приступать непосредственно к постановке звука «р».

Как научить ребенка говорить букву Р?

Рассмотрим наиболее простые упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

  • Начинаем логопедическое занятие с уже знакомого малышу «Доброго дятла». Через несколько секунд предложите ребенку резко дунуть на кончик языка, не прекращая произносить звук «д-д-д». Звука «р» вы не услышите, но кроха ощутит вибрацию и со временем запомнит ее;
  • Попросите малыша широко открыть рот и произносить звук «ж-ж-ж», плавно пододвигая язычок к основанию верхних зубов. Спустя пару секунд поместите под язык ребенка логопедический шпатель (можно использовать чисто вымытый указательный палец) и поводите им из стороны в сторону, создавая вибрацию.

Со временем малыш научится заставлять свой язычок правильно вибрировать без посторонней помощи. Когда неподатливый звук «р» будет освоен, начинайте отрабатывать его произношение: сперва в слогах ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир, затем в словах и скороговорках.

  1. «Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
  2. «Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
  3. «Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
  4. «Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
  5. «Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
  6. «В перерыве порычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
  7. «Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
  8. «Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.

Как научить ребенка выговаривать букву Р?

К шести годам словарный запас ребенка должен насчитывать более двух тысяч слов. Он должен применять простые и сложные предложения, использовать все три времени, пересказывать, произносить звуки.

Но некоторым детям очень сложно произносить звук «р», он один из самых тяжело выговариваемых.

Узнаем, как научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях. Можно ли помочь ему самостоятельно, или необходима помощь логопеда?

Почему так много проблем со звуком «р»?

Это очень сложный звук, и многие дети начинают осваивать его в последнюю очередь. Речевой аппарат, вибрация и амплитуда языка должны быть отточенными, а корень языка и уздечка — сильными, удерживать звук. Благодаря умению языка расслабляться вибрация происходит на сильном выдохе.

Существует несколько вариантов искажения этого звука детьми:

  • звук находится между гласными, например в словах: сарай, гараж, воробей;
  • Л, Ы, Й вместо Р: ребенок не сможет правильно произнести слова «рыба», «рука»;
  • звук может произноситься узнаваемо, но не типично для норм русского языка (это характерно для ребенка-билингва);
  • произношение звука не твердое, присутствует грассирование (как во французском языке) или слишком сильная вибрация (вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо или его маленький язычок);
  • одноударный звук «р» имеет схожесть с английским «r» (кончик языка не вибрирует, но ударяется о твердое небо лишь однократно);
  • ребенок произносит звук «в нос», как будто у него насморк.

Проверяем произношение звука у малыша. Нужно попросить ребенка «порычать», т.е. произнести звук отдельно, вне слога или слова. После он должен повторить слова: трава, король, воробей и другие.

Если одиночный звук не получается, следует подобрать упражнения и научить произносить сам звук «р». Если «рычит» он хорошо, а в составе слов не выговаривает, практиковаться нужно в правильном произношении звука в разных слогах.

Причины нарушения произношения

В каком возрасте ребенок должен выговаривать букву «р»? К шести годам. Артикуляционный аппарат ребенка должен быть достаточно натренирован. Но существуют определенные причины такого нарушения:

  1. Короткая подъязычная уздечка (перепонка под языком). Уздечка языка должна растягиваться до 8 мм к шести годам. Если она утолщенная, малоподвижная и короткая, возможно появление сложностей со звуком. Растянуть ее помогут специальные упражнения.
  2. Нарушено звукопроизношение. Ребенок путает свистящие и шипящие звуки. Со временем он может начать путать и звук «р». Если вместо «р» он произносит «л», ситуация корректируется легче. Позиция языка при произношении этих звуков похожа. Если ребенок заменяет звук «Р» другими звуками, изменить ситуацию будет сложнее. Но в обоих случаях он слышит необходимый звук. Если ребенок вовсе его пропускает, возможно, у него нарушено фонематическое восприятие звука.
  3. Нарушения в фонематическом слухе. Можно говорить о том, что слуховой аппарат воспринимает отдельные звуки не в полной мере. Развивается фонематический слух в 4-5 лет. Но и ранее можно заподозрить, что малыш слышит звуки не так. При произношении слов происходит подмена или пропуск отдельных звуков. Необходимо как можно скорее отвести ребенка к неврологу и логопеду. Возможные причины такой патологии: поражения ЦНС, проблема с аденоидами, перенесенный отит.
  4. Тонус языка, щек, губ. Пропуск звуков возможен и из-за недостаточного развития речевых мышц, которые могут быть малоподвижными (гипотонус) или слишком напряженными (гипертонус).
  5. Нарушение поведения. Для освоения необходимого звука требуются определенные усилия. Трудно исправить ситуацию, если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  6. Горловое «р». Ребенок заменяет труднопроизносимый звук на более простой вариант (вибрация происходит за счет гортанного язычка). Исправить проблему сложно, необходимо переучивание под контролем логопеда.
Рекомендуем прочесть:  Норма Сахара У Беременных После Еды Через 1 Час

Во всех вышеописанных случаях следует правильно определить причину неправильного произношения ребенком звука «р».

В этом поможет квалифицированный специалист. Он проверит уздечку, тонус, фонематический слух, составит программу коррекции.

Рассмотрим, как научить ребенка выговаривать букву «р» без логопеда.

Постановка звука без логопеда

Начать следует с артикуляционной гимнастики.

Все упражнения на развитие артикуляции призваны решить следующие задачи:

  • развить подвижность языка (нужно учиться делать язык широким, узким, поднимать его, отодвигать);
  • развить подвижность губ;
  • развить навык удерживания нижней челюсти в определенном положении.

Предварительно обязательно делают разминку, иначе упражнения будут малоэффективны!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения на букву «р» для детей следует проводить перед зеркалом. Или позволить малышу повторять их за взрослыми. Тренировку делают ежедневно. Число повторений — по 6-8 раз.

Гимнастика должна доставлять ребенку удовольствие, заинтересовывать, но не утомлять.

Развитие речевого дыхания

Гимнастика направлена на тренировку выдоха, растягивание уздечки, укрепление языка в верхнем положении. Мощный выдох — одна из самых важных составляющих. Развить его помогут мыльные пузыри.

Упражнения:

  1. Ребенку дают кусочек распушенной ватки, рассказывают, что это снежинка, которая летает на ветру, показывают, что нужно дуть ртом, округленными губами. И ребенок будет повторять за родителями.
  2. Шарик от пинг-понга можно попытаться загнать в ворота выдохом. Это увлекательное упражнение формирует правильную воздушную струю.
  3. Из бумаги делают бабочку или самолетик, прикрепляют ниточку, показывают ребенку, как они летают, когда на них дуют. Выдох должен быть долгим.
  4. Из бумаги вырезают несколько полосок, приклеивают к палочке или карандашу, дуют, как будто листва колышется на ветру. Развивается не только речь, но и воображение.
  5. Можно зажечь свечу и дуть на нее. Выдох не должен быть резким, нужно дуть плавно, чтобы свеча не потухла.
  6. Кладут на край стола бумажных птичек, дуют на них так, чтобы птицы улетели как можно дальше.
  7. Можно научить ребенка подражать собаке и дышать так, как будто ей жарко, высунув язык, шумно и быстро.
  8. Научить дуть на горячее или греть дыханием руки. Вдыхать нужно носом, выдыхать ртом.
  9. Из бумаги сделать кораблик, наполнить ванную водой, опустить кораблик, подуть на него вместе с ребенком, попытаться пригнать к определенному месту. Кораблик можно сделать разноцветным.

Разминка языка

Упражнения для разминки:

  1. «Качели». Рот широко открывается, ребенок двигает языком вверх-вниз, при этом касается зубов. Задерживает у верхних зубов на 20 секунд. Упражнение помогает языку тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
  2. «Вкусное варенье». Язык поднимается к верхней губе, облизывает губы по часовой стрелке и против. Язык тянется к носу, щекам, подбородку.
  3. «Индюк». Рот приоткрывается, язык дотягивается до верхней губы, производится движение вперед-назад широким передним краем языка до верхней губы. Язык от губы не отрывается. Скорость нужно увеличивать.
  4. «Маляр». Производить движения языком так, будто он «красит» зубы, щеки, верхнее нёбо.
  5. «Накажем непослушный язычок». Малыш высовывает язык и несколько раз быстро прикусывает его губами, при этом выдувая воздух. Это упражнение расслабляет язык, тренирует выдох.
  6. «Лошадка». Ребенок щелкает языком по верхнему нёбу, имитирует цоканье лошади.
  7. «Грибок». При выполнении предыдущего упражнения язык останавливается, приклеивается к верхнему нёбу, удерживается в таком положении 10 секунд. Подъязычная уздечка натягивается, «изображая» ножку грибочка.
  8. Нужно надувать щеки и сдувать их, словно шарик.
  9. «Барабанщик». Рот приоткрывается, язычок барабанит по верхним зубам.
  10. «Слоненок». Губы вытягиваются трубочкой, делают «хобот», «набирают водичку», слегка причмокивая.
  11. «Орешки». Нужно закрыть рот, поочередно с напряжением упирать в щеки кончик языка, образовывать на щеках твердые «орешки».
  12. «Заборчик». Малыш с напряжением улыбается, обнажая зубы. Высовывает язык, придавая ему форму чашечки.
  13. Заворачивает язык наверх, как будто сворачивает блинчик, прижимает его верхними зубами.
  14. «Маятник». Малыш изображает, как работают часы с маятником, двигая языком вправо-влево, в уголки рта.

Также можно проявить фантазию, придумать сказку. Малыш должен использовать язык в качестве «иллюстрации». К примеру: «Проснулся по утру язычок, окошко раскрыл (ребенок открывает рот), поглядел наверх (вытягивает язык к носу), поискал солнышко (вытянуть язык влево и вправо)» и так далее.

Если все вышеописанные упражнения даются без труда, следует приступить к следующим упражнениям. Рассмотрим, как поставить букву «р» ребенку в домашних условиях.

Учим малыша правильно произносить звук «р»

Для самостоятельной ежедневной речевой тренировки подходят следующие упражнения:

  1. Рот открывается, кончик языка прижимается к основанию верхних зубов, быстро произносится звук «д-д-д». Через пару секунд ребенок, не прерываясь, должен сильно подуть на кончик языка (произносит «д-д-д» на сильном выдохе). Необходимо прочувствовать вибрацию языка и запомнить ее. Артикуляция «д» похожа на артикуляцию «р».
  2. Потребуется логопедический шпатель, который продается в специализированных магазинах, аптеках. Их изготавливают из гипоаллергенных материалов с ароматом карамели, шоколада, фруктов. Нужно использовать приспособление аккуратно, но уверенно. Ребенок должен произнести звук «ж» и постепенно сдвигать язык к основанию верхних зубов. Через пару секунд ему под язык вводят шпатель и начинают ритмично, но осторожно, колебать его вправо-влево, создавать вибрацию. Малышу следует сильно дуть на свой звук, чтобы он прочувствовал вибрацию.
  3. Произносится звук «з-за». При этом язык максимально отодвигается, под него подкладывается шпатель, им ритмично двигают вправо-влево.
  4. Открытым ртом произносится «з-зи», делаются те же манипуляции шпателем. Тренирует более мягкий звук «р».
  5. Одно из эффективных упражнений — «Моторчик». Под прижатый к верхнему нёбу язычок ставится пальчик, ватная палочка или все тот же шпатель. Ребенок с силой выталкивает воздушную струю, произносит «ддд» или «жжж». Шпателем производятся колебательные движения. Язык напряжен, кончик расслаблен, вибрирует, «мотор» завелся.

Автоматизация звука

«Р» — коварный звук. Его сложно автоматизировать. Ребенок может рычать, а желанный звук при этом будет отсутствовать.

Как только у ребенка начинает получаться самостоятельное «р», его постепенно соединяют с гласными, согласными, последовательно доводят до автоматизма, произносят в слогах, словах, предложениях.

Сначала идет отработка через звук «д», «т» в слогах «дра», «дро», «тра», «тру» и так далее. Ребенку легче отталкиваться именно от этих звуков.

Постепенно начальный согласный убирается, остаются «ра»,» ру». Вводятся обратные слоги «ар», «ор». Вариации прокручиваются до автоматизма. Дальше не продвигаются, пока не получатся именно эти звуки.

Затем переходят к словам. Начинают с тех, которые начинаются на «р», «тр» (рыба, трава, ребенок), после переходят к словам, в которых «р» находится в середине и конце (корова, теремок).

Одновременно учатся различать мягкое и твердое «р». Для мягкого язык сильнее прижимают к нёбу, ближе к зубам. Для твердого делают его более расслабленным, располагают глубже.

У каждого звука своя длительность автоматизации. Процесс у свистящих звуков происходит быстрее, у шипящих дольше, но «р» автоматизировать сложнее всего, и на это уйдет больше времени. Родителям и детям необходимы терпение, время, мягкая настойчивость.

Скороговорки

Помогут звуку быстрее автоматизироваться скороговорки на букву «р» для детей.

Их очень много, приведем несколько примеров:

  1. «Во мраке раки шумят в драке».
  2. «Ребята во дворе собирают робота».
  3. «По бревну бодро бродят бобры».
  4. «На дворе — трава, на траве — дрова».
  5. «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Скороговорки помогают развивать речевой аппарат, делают его более совершенным. Постоянные тренировки помогут выработать правильную, четкую, выразительную речь.

Правильно поставленная речь — важный шаг на пути к успеху в жизни.

Сначала скороговорка проговаривается медленно, постепенно темп ускоряется. Она учит ребенка произносить слова полностью, не проглатывать окончания. Малыш учится взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, осознавать значение и смысл слов.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Малыш лучше концентрируется в необходимый момент и на конкретном слове. При заучивании скороговорок он также учится вдумываться в рассказ, проводить ассоциации и параллели.

Скороговорки — это не только тренировка, но и развлечение для всей семьи. Можно весело посмеяться над ошибками. Скороговорки можно повторять везде: а транспорте, во время прогулки, на отдыхе. Методика улучшает настроение и развлекает ребенка.

Все вышеперечисленные упражнения подходят детям без признаков речевого отставания. При наличии таких признаков необходимо сначала показать малыша неврологу.

Проблемы с артикуляцией и функционированием мелких мышц имеет смысл решать после «налаживания» крупной моторики, а также связи дыхания и мышечного напряжения.

В коррекционных группах артикуляционную гимнастику начинают проводить только через два-три месяца после начала работы.

При нарушении фонематического слуха мало просто утрировать звуки или увеличивать громкость. Явление связано с нарушением слуха или поражением височного отдела мозга, подкорковых узлов, которые отвечают за слух. Понадобится помощь сурдолога и невролога.

Существует множество полезных дыхательных упражнений. Но у них есть противопоказания: сбивчивое дыхание, эпилептическая активность. При судорогах, вегето-висцеральных пароксизмах следует проконсультироваться с врачом.

Научить ребенка правильно говорить букву «р» можно только после ежедневных тренировок. Малышу помогут различные упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, скороговорки и другие методики.

Занятия должны быть поэтапными. Начинают с простых упражнений (язык учится занимать то или иное положение, но не выполняет ритмичные движения). И только после освоения этого этапа переходят к более динамичным упражнениям.

Постоянное прослушивание и повторение скороговорок тренирует внимательность. Ребенок учится слушать. Это полезно для дошкольников и школьников. Им легче усвоить большой объем знаний.

Ссылка на основную публикацию