Памятка Для Родителей Кризис 3 Лет И Его Преодоление

Материал по теме:
Памятка для родителей «Рекомендации в период кризиса 3-х лет»

Рекомендации в период кризиса 3-х лет

Вложение Размер
pamyatka_rekomendaciy_dlya_roditeley_kriz_3h_let.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать родителям, чтобы помочь

ребенку пережить кризис 3х лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  1. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь

(по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь,

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

но малышка не оценит Вашего стремления, скорее сего

она будет громко сопротивляться.

  1. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,

проверяя по несколько раз в день – действительно ли то,

что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите

твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на

улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно

быть слишком много. Этой линии поведения должны

придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  1. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет

за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне

эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).

  1. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша

на что – нибудь нейтральное.

  1. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять,

что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш

успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в

спокойное безлюдное место.

  1. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте,

посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка

хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть

можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.

  1. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,

какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все

сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как

с человеком, мнение которого Вам интересно.

  1. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

заплаканный, упрямый, капризный.

Что делать родителям, чтобы помочь

ребенку пережить кризис 3х лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения,

станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

  1. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь

(по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь,

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

но малышка не оценит Вашего стремления, скорее сего

она будет громко сопротивляться.

  1. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер,

проверяя по несколько раз в день – действительно ли то,

что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите

твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на

улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно

быть слишком много. Этой линии поведения должны

придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

  1. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет

за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне

эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).

  1. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша

на что – нибудь нейтральное.

  1. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять,

что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш

успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в

спокойное безлюдное место.

  1. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте,

посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка

хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть

можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.

  1. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать,

какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все

сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как

с человеком, мнение которого Вам интересно.

  1. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже

пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь,

Памятка для родителей «Кризис 3 лет»

Опубликовано: 23:06:39 04-12-2015

О кризисе 3 лет (Рекомендации родителям детей 2,5 — 3,5 летнего возраста)

Знание о психологии ребенка 3 лет очень важная информация для родителей. От правильного поведения родителей в этот период развития зависит благополучный прогноз эмоционального и психического здоровья ребенка.

У детей раннего детства стремительно нарастает тенденция к самосотоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое выражение в словах «Я сам!», которые и являются свидетельством кризиса 3-х лет.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

  • острый интерес к своему изображению в зеркале;
  • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .

  1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
  2. Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
  3. Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
  4. Своеволие . Стремится все делать сам.
  5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
  6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам» . Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность» (Э.Эриксон).

Если ребенок часто устраивает истерики?

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои потребности. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему?

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т. е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть?

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям)».

Попросите, чтобы вместе с вами за малышом понаблюдали более опытные люди, — возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика:

Памятка для родителей «Кризис 3х лет»

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и не­зависимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребен­ка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называет­ся кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса

Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его про­сят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или прось­бу определенного взрослого.

Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его стропти­вость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.

Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызы­вает дополнительные конфликты со взрослыми.

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

Протест-бунт проявляются в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоя­нии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возни­кает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отно­шение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отноше­ния к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кри­зиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятель­ность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной ин­тенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полу­тора лет, у других «волевое противостояние» с родителями отодвигается к че­тырем годам. Тем не менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: уп­рямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстра­ция собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — прояв­ление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходя­щие в ребенке изменения.

Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требова­ния. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — ино­гда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый — движение без ограни­чений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требова­ние ложиться спать в 21.00 — жесткое или возможны послабления в зависимо­сти от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.

Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали «нет», не ме­няйте позиции.

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся силь­нее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный п ериод приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оста­вайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.

Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в обществен­ном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Ка­приз – это своеобразный спектакль, где главный герой — ребенок. Если нет «зрителей» — мамы, например, то не кому и показывать концерт

Постарайтесь переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризу­лю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей ин­тонации искренний интерес: «Давай играть в «Наоборот»: я тебе скажу — не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,

и здесь вам помогут фантазия и юмор.

Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: уп­рямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстра­ция собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — прояв­ление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходя­щие в ребенке изменения.

Кризис 3х лет. Рекомендации родителям

Кризис 3х лет. Рекомендации родителям 17.03.2015 Елена Романова

Прежде всего, стоит заметить (для тех родителей, которые все помечают и отслеживают «по календарику»), что кризис 3 лет у ребенка начинается вовсе не в 3й его день рождения, с выносом праздничного торта или «битьем курантов». Дата очень приблизительна. Уже с 2,5 и лет до 4 будут проявляться «симптомы» кризиса 3 лет. Их много, но не пугайтесь заранее: далеко не все малыши проходят все стадии и отражают «7 психопунктов», описанных еще Выготским:

Тем, кто интересуется глубокими психофизическими причинами каждого из проявлений описываемого пункта, стоит почитать оригиналы. Мы же поговорим о том, как смягчить ситуацию и не испортить характер ребенку, находящемуся в кризисе. Как с ним общаться?

Что и почему происходит с ребенком?

К 2,5-3 годам малыш уже несколько освоился с непривычным огромным миром, научился вполне сносно говорить, объяснять, что ему нужно. Если кроха растет в доверии и уважении к родителям и окружающим взрослым, его не обижают старшие дети (в т.ч. — в собственной семье), не наказывают и не ругают излишне строго, дают достаточно места и времени для самостоятельного развития и занятий по собственному выбору, то он (кроха) готов в некоторой степени от любимой мамы «отпочковаться». Это ни в коем случае не значит, что он стал «по-взрослому» независимым, меньше, чем раньше, нуждается в ласке, поддержке и внимании! Просто он начинает осознавать себя как Личность (с большой уже буквы), отдельную от Мамы (всегда — только с большой). Мамы же (а также — папы, бабушки, которые очень любят воспитывать и давать советы, соседей и прочих взрослых) ребенок привычно остается маленьким и беспомощным, не имеющим своего мнения, выбора, желаний. Вот — истоки конфликта и всех «неадекватных» поведенческих реакций, присущих кризису 3 лет.

Внешне это выглядит примерно так: славный пухлый младенчик, всегда улыбчивый и с радостью идущий на контакт, превращается (почти всегда — не постепенно, а прямо на глазах) в «нечто» орущее, визглявое, истерящее, капризно-противное и совершенно «не-ваше». Бесконечны ссоры, требования, голос и тон — «с претензией», и нервы ваши постоянно на пределе напряжения… Что делать?

Кризис 3 лет. Рекомендации родителям

  1. Прежде всего — надо для себя уяснить, понять и принять: все, происходящее сейчас с вами и вашим ребенком — совершенно нормально. Это — неизбежный этап его личностного становления. И в большой степени от вас зависит, как будет прожит малышом этот этап. Не застрянете ли вы на нем, не обрастете ли конфликтами, не испортите ли ваши взаимоотношения? Каждый раз, когда вы готовы уже сорваться: наорать, отлупить, лишить чего-то, запретить и т. п. — вспоминайте этот важный пункт;
  2. Круглосуточно держать себя в руках и контролировать проявление негативных эмоций. Пусть вам помогут ароматерапия и йога, травяные сборы и успокоительные капли (постарайтесь только не поддаваться самым вредным привычкам: курению и алкоголизму, прикрывая ими необходимость ежедневного «успокоения расшатанных нервов»). Чем терпеливее, доброжелательнее и спокойнее будут родители, тем, вдохновленный их примером, гармоничнее и тише станет и ребенок;
  3. Используйте методики расслабления и творческого самовыражения для детей: игры с водой и песком, длительные прогулки на свежем воздухе, режим дня,нужен ли режим сказкотерапию, искренние и дружелюбные беседы о том, что малыша волнует, теплые объятия. Можно на время вернуться к совместному сну, завести домашнее животное, походить в бассейн…

Выходов из любой ситуации бывает много. Пусть ваша любовь к ребенку и признание в нем полноценной личности поможет семье пережить «страшный» кризис 3 лет!

Тем, кто интересуется глубокими психофизическими причинами каждого из проявлений описываемого пункта, стоит почитать оригиналы. Мы же поговорим о том, как смягчить ситуацию и не испортить характер ребенку, находящемуся в кризисе. Как с ним общаться?

Рекомендуем прочесть:  От Глистов Пирантел Суспензия Инструкция По Применению Для Детей
Ссылка на основную публикацию