Занимательные Задания Для Дошкольников По Математике Для Дошкольников

Содержание

Занимательная математика для дошкольников

Содержание:

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно интересные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно полезно в плане подготовки к школе.

Что входит в понятие «занимательная математика»?

Неожиданные сопоставления чисел и предметов, хитрые головоломки, ребусы, нестандартные решения тривиальных задач способны вызвать у ребёнка интерес к математической науке. Но нужно правильно донести базовые математические закономерности и принципы до детского сознания.
У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел – базы, которую необходимо заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребёнок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах.
Познакомить с арифметикой ребёнка нужно уже в 4-летнем возрасте, поэтому самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками).
Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить, осваивает понятия размеров (длина, ширина, высота).
Если необходимые знания поступают дошкольникам в форме познавательной продуманной игры, то и математика становится для них увлекательной и интересной. При решении логических задачек они с интересом ожидают таящейся в описании условий задачи «закавыки», и поиск таких подвохов начинает их захватывать.

Математические игры

Таковыми называются игры, моделирующие математические закономерности, отношения и построения. Обычно чтобы найти решение, требуется предварительно проанализировать условия, вспомнить правила. Ход решения требует применения умозаключений и методов, присущих математике.

«Цепочка примеров»

Эта игра подходит для индивидуальной работы с 6-7-летними детьми, которые уже хорошо усвоили базовый уровень элементарной арифметики. Цель заключается в упражнениях дошкольников в арифметических действиях.

  1. В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга на стулья.
  2. Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу, например, 2+1, после чего бросает мяч кому-то из соперничающей группы.
  3. Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде соперников
  4. Поймавший мяч должен придумать новый пример, где участвует ответ из первого примера и т. д.
  5. Если кто-то даст неверное решение, задаст нерешаемый пример или дающий в результате не целое число, то он выбывает из игры. Побеждает та группа, где «уцелело» больше участников.

«Отгадай число»

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности сравнивать числа.

  1. Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа меньше 6, но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.
  2. Если ребёнок справился, то получает флажок.
  3. Если детей разделить на две группы, то можно проигравшего исключать из игры.

Обе приведённые игры имеют простую задачу – участники должны осуществить математическую операцию или назвать число, основываясь на знании последовательности чисел и отношении между ними. Интереса и занимательности играм добавляет бросание мяча, приёмы стимулирования работы мозга, игровая постановка цели.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н .

Логические игры

В математические игры входят также логические упражнения и задачи, направленные на тренировку мыслительного процесса путём выполнения логических операций.

«Только одно свойство»

Материалом этой игры для старших школьников служат геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники и квадраты) двух размеров и четырёх цветов. Набор этих фигур нужно изготовить заблаговременно. То есть, на каждого участника игры должно приходиться по 64 фигуры разных цветов и размеров. Целью игры является закрепление у дошкольников знаний о свойствах геометрических фигур, развития способности моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей характеристику.

  1. Например, у двух участников игры имеется полный комплект вышеупомянутых фигур.
  2. Первый участник кладёт любую фигуру на стол. Второй участник должен выложить на свою половину стола фигуру, которая отличается от первой лишь одним каким-нибудь признаком. Например, если первый игрок выложил маленький красный квадрат, то второй может предложить большой красный квадрат или маленький красный круг и далее по такому же алгоритму.
  3. Ошибкой будет считаться то, если второй участник выложит либо точно такую же фигуру, либо отличающуюся двумя или всеми тремя признаками. В таком случае игрок лишается этой фигуры.
  4. Проигрывает тот игрок, который первым лишится всех фигур, но можно придумать и другие варианты исхода игры.

Эта игра напоминает принцип домино. Процесс игры требует быстрой ориентации участников в формах, цветах и размерах фигур, что помогает развиваться обоснованности действий, мышлению и развитию логики.

Дидактические игры

Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых выглядят занимательно. Эти игры предназначены для развития у разновозрастных дошкольников пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в вычислениях и счёте.

«Числовой ряд»

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление запоминания последовательности ряда натуральных чисел.

  1. В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.
  2. Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13), поскольку на некоторых из них цифры повторяются.
  3. Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.
  4. Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число: если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева от первой, а если больше – то справа.
  5. Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а ход переходит к соседу.
  6. Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.

Игры на смекалку

«Назови число»

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления. Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?». Эта загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь вычислять устно, чтобы не запутаться.
При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь нужны лишь сообразительность и находчивость.

Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится инте .

«Сколько конфет взять?»

Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи. Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три).
Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял яблоко вместе с блюдом.
С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например, пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать число пирожков в вазе.

Занимательные игры на развитие памяти

Занимательная игра на развитие памяти «Фотография».

На стол раскладываются различные геометрические фигуры и малышу предлагается выполнить интересное задание. Ребёнок смотрит на расположение фигур секунд 10, а затем отворачивается. Расположение фигур на поверхности меняется. Малыш должен восстановить предыдущее расположение фигур.

Игра «Лапки, рожки, хвост».

Сколько лапок и ножек у божьей коровки? А у лягушки? А сколько всего лапок у божьей коровки и у лягушки?

Сколько всего крылышек у бабочек на рисунке?

В лесу живёт три зайчонка. Посчитай, сколько всего у них лап? А хвостиков? А ушей?

Занимательные задачки на внимательность и логику

  1. На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?
  2. У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?
  3. В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы в пакете осталось одно яблоко?
  4. Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке, сколько листочков бумаги получится?
  5. Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?

У Лены было 3 ленты. Одну из них она разрезала пополам. Сколько лент стало у Лены?

Занимательные задачки на воображение и логику

1. Это длинный фрукт. Когда он не спелый, он ещё зелёный. Когда ты хочешь его съесть, ты должен снять с него шкурку. Назови его.

2. Он маленький, красненький и внутри него есть косточка. Это ягода или фрукт?

3. Он не круглый и не гладкий, но очень вкусный и сладкий. Что это?

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро .

4. Посмотри внимательно на картинку и найди на ней фрукты и овощи. Назови их.

5. Найди на картинке животных и насекомых. Назови их.

Занимательные считалки

1. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

2. Найди правильные соответствия между числами и картинками.

3. На какой строке нарисовано 8 карандашей?

4. На какой строке нарисовано 5 муравьев?

4. На какой строке нарисовано 4 бабочки?

13 1

Еще статьи по теме:

В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать ра .

С каждым годом появляются всё новые «умные» развлечения для малышей, что совсем неудивительно, ведь ещё «с младых ногтей» роди .

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для .

В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать ра .

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Занимательные Задания по математике

Как выполнять эти занимательные задания
К примеру на рисунке изображены яблоки. В начале читаем задание: Обведи 6 яблок.
1. Считаем количество яблок изображеных в рамочке.
2. Обводим указанное количество яблок.
3. Называем сколько лишних яблок осталось в рамочке.
4. Раскрашиваем оставшиеся или обведенные яблоки.

Можно ли усложнить занимательные задания
Данные задания по математике можно усложнить. После того, как ребенок выполнит задания описанные выше на распечатанных заданиях по математике, можно задать следующие вопросы по выполненному занимательному заданию:

1. Сколько осталось добавить яблок чтобы получилось ровно 10.
(Если в рамке уже изображено 10 предметов, то ребенок должен ответить- 0 предметов.)
2. Вопрос может звучать из области окружающего нас мира. К примеру: где можно выидеть эти предметы, к какой категории относится этот предмет (т.е. это мебель, фрукт или транспорт и т.д.) Или к примеру: какого цвета может быть этот предмет и т. д.

Используйте эти занимательные задания по максимуму, придумывайте сами вопросы и задавайте их ребенку, после того как он выполнит основное задание.

Занимательные задания по математике у нас дома
Находите дома, на улице в лесу, на море, у друзей дома- везде предметы и считайте их вместе с вашим ребенком: Сколько птиц в небе-8; Сколько машин красного цвета-4; Сколько конфет в вазочке-10 и т.д.
Удачи всем.

Рекомендуем прочесть:  Ребенок в 29 недель беременности фото

Где можно найти занимательные задания
Смотрите также Развивающие математические задания для дошкольников.
На сайте веселая математике можно найти интересные задания по математике, геометрии и логике для школьников.

Используйте эти занимательные задания по максимуму, придумывайте сами вопросы и задавайте их ребенку, после того как он выполнит основное задание.

Математика для дошкольников

Этот блог помжет Вам правильно подготовить своего ребенка к школе.

Этот блог помжет Вам правильно подготовить своего ребенка к школе.

Занимательная математика для дошкольников

  • Маленький ребёнок не может длительное время сохранять одну и ту же позу, выполнять одно и тоже действие. Поэтому не надо сердиться, если Ваш малыш будет отвлекаться, сползать со стула на пол или вдруг задаст вопрос совершенно «из другой оперы».
  • Если Вы в своих занятиях будете использовать какой-то наглядный материал — карточки, картинки, игрушки, то познакомьте ребёнка со всем этим заранее. Это делается для того, чтобы во время занятия малыш не отвлекался от учёбы на разглядывание новых для него вещей.
  • Скорее всего Вы будете заниматься с малышом по какой-нибудь книге. Не старайтесь «пройти» её побыстрее и обязательно время от времени возвращайтесь к пройденному. Память малышей ещё очень не устойчива.
  • Маленькие дети значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Поэтому используйте побольше игр, считалок и стишков.
  • Для занятий Вам потребуется счётный материал. В качестве такового можно использовать крупные пуговицы, игрушки из Киндерсюрприза, детали от Лего. Также понадобятся карточки с картинками. Для этого можно использовать наклейки.

Как познакомить ребенка с логикой?

У вас родился ребенок, и вы вне себя от нахлынувшего счастья только от осознания того, что вы теперь стали счастливой матерью и, наконец, будет кому передать свою материнскую любовь и знания. Недаром, испокон веков, все ведущие философы всячески подчеркивали, что когда родители хотят вырастить своего ребенка по образу и подобию, жестко или мягко, то они вольно или невольно хотят, чтобы их малыш был похож на самих себя. Этот процесс и называется воспитанием.

Ведущие психологи в один голос уверяют нас, что доброта и широта души вашего ребенка вольно или невольно должны помочь в достижении его целей. И действительно, добрым быть легче, чем умным. Недаром в народе говорят, что добрый помогает всем, тогда как умный – только нуждающимся. И если вы хотите видеть своего ребенка не только добрым, но и умным, то нужно начинать весь процесс воспитания с младенчества. Но с чего нужно начинать?

Начинать нужно с малого. С логики. Чтобы ваш ребенок смог уверовать в существование причинно-следственных связей, вы всегда должны и обязаны выполнять свои родительские обещания (например, “если ты будешь хорошо себя вести, то мы обязательно сходим в зоопарк”.)

Если ваш малыш уже всерьез увлекается детскими книжками, то будет полезно присовокупить и словесные логические загадки и задачи с ответами, вроде: “Если это так, то это потому что…” или “Что будет, если я сделаю все наоборот?” “Как все это можно объяснить?” Развитию логики помогают простые детские загадки, головоломки, ребусы. Возьмите себе за правило, хотя бы раз в неделю устраивать вечера загадок. Научите ребенка самого составлять ребусы.

Ваш ребенок входит в стадию, когда ему становится все крайне интересным и на его любопытстве можно и нужно сыграть, чтобы он смог поскорее познавать и главное – понимать окружающий мир. И простая житейская логика только будет ему на пользу.

Чтобы вашему ребенку было полегче все это понять и осознать, то будет полезным включать в сюжетно-ролевые игры некие элементы уже готовых умозаключений, вроде: “Твои куклы ложатся вечером спать, потому что они устают за день. Но мой Володя тоже устал, и ему тоже пора ложиться отдыхать.”

Можно также показать и такой пример из мира “Мойдодыра”, что если “дети не будут мыться и причесываться, то остальные дети в детском саду не будут с ним играть.” Уже в процессе взросления вашего ребенка можно будет давать гораздо более глубокие понятия с логическим подтекстом. Здесь нужно применять главный и основной принцип – чтобы ваш ребенок уже начал отчетливо понимать, что в этом мире всегда есть как причина, так и следствие.

Как запомнить графическое изображение цифр?

Очень часто бывает так, что малыш прекрасно считает до 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображенную на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него — это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышление не простой процесс, как считают детские психологи. И без помощи взрослых здесь не обойтись.

Очень часто малыши путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 8 и 3, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Крохе нужно помочь разобраться в таких сложных, для его восприятия, графических образах. Малышу будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2-лебедь, 8-очки.

Если мама сможет подобрать интересные стихотворения о цифрах, то процесс запоминания будет еще более легким. Как помочь малышам? Главное, не стоит сердится на детей, если они не схватывают все «на лету». Это для Вас, взрослых, все легко и просто, а для детей, только приступившим к овладению цифрами и счетом, все очень сложно. Любой педагог или детский психолог Москва подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.

Математическая игра «Найди цифру”
Для этой игры потребуется:

нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9
рисунки, похожих на цифры, предметов.

Малыш смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем мама показывает цифру 2 и просит малыша найти рисунок, похожий на эту цифру.

“На что похожа цифра”
Мама спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и кроха должен показать цифру 8.

Математическая игра «Угадай, что за цифра»?
Мама читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.

По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

На горе четыре мыши
Перепутали все лыжи,
А ежи, четыре братца,
Помогли им разобраться!

Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня — цифра …

Математическая игра “Картонные цифры”
Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона. Малыш закрывает глазки, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за циферка.

Математическая игра «Потерянные цифры»
На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Малыш должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.

“Что там на спинке”
Малыш ложится на живот, а мама рисует у него на спинке пальчиком цифру. Кроха должен угадать, что же это за цифра.

Занимательная математика и счет для дошкольников

Занимательная математика для дошкольников и малышей
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам.

Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки.

Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные задачи

Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Задачи в стихах

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое — маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке — Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В.Кудрявцева

Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки — три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!

Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?

Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!

Занимательная математика и счет для дошкольников

Игровые занятия для малышей 5 по 5 (2 г. 6 мес.)

Сделайте 5 фигур. Например: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 25 фигур. Потом можете расширить количество. Фигуры наклейте на картон. Желательно обклеить липкой пленкой. Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры; отдельно — зеленые и т.д. Такое занятие можно проводить очень долго, постоянно возвращаясь к нему. Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно — квадраты; отдельно — круги и т.д.) Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые — позади…

Счет в быту (1 г. 6 мес.)

Считать все вместе с ребенком. Отметим, что и как в большинстве подобных занятий, начинать надо не с понуканий вроде «Ну давай с тобой ступеньки пересчитаем!», а Вам самому считать и для своего удовольствия. В начале Ваша цель — продемонстрировать ребенку возможности устного счета, вызвать интерес к нему.
— Сколько ступенек.
— Сколько яблок купили.
— Сколько вилок на столе. и т.д.

Рекомендуем прочесть:  Шашлычок На Шпажках В Духовке Из Курицы Для Детей

Карточки (1 г. 6 мес.)

Сделать карточки с цифрами (в начале до 10).Обклеить их пленкой. Учится выкладывать их по порядку.

Изучаем ноль (2 года)

Ввести ноль можно с помощью таких вопросов:
— Сколько коров в кармане?
— Сколько у нас дома крокодилов? и т.д.

— Поставить на стол 5 кубиков. Убирать по одному и спрашивать сколько осталось. Сначала 1 кубик (останется 4) потом еще 1 и т. д. Пока не останется 0.

Считаем,используя стихи (1 г. 6 мес)

Леонид Яхнин. «Скамейки». (Нарисуйте разноцветные скамейки или выложите их из геометрических фигурок и сосчитайте. )

В нашем парке на аллейке
Разноцветные скамейки:
На коричневой скамейке
Две шумливые семейки.
На другой скамейке, белой,
Только девочка сидела.
А вблизи скамейки красной
Лег бульдог большой, опасный.
Бабушка сидит на синей,
На коленях-кот в корзине.
Два рабочих взяли рейку —
Чинят желтую скамейку.
Мы усядемся с тобой
На скамейке голубой.
А на самой отдаленной,
На скамеечке зеленой —
Вырезные листья клена.
Всем хватило по скамейке
В нашем парке на аллейке.

Владимир Орлов. «Я считаю» (После прочтения стихотворения предложите ребенку выложить фигурки, похожие на животных или любые геометрические фигуры, затем сосчитать, сколько всего животных живет в зоопарке)

Все, что вижу во дворе я,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею
Сосчитать до десяти.
Еду с мамой в зоосад
И считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз,
Это-раз.
Чистит перышки сова,
Это — два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой — черепаха.
Серый волк улегся спать,
Это-пять.
Попугай в листве густой,
Он — шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять — это бегемот.
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать —
Надо снова начинать!

Из книги «Расскажи стихи руками» (по мотивам английского фольклора, перевод В. Егорова)
«Котята»
(Попросите Ребенка приготовить пять геометрических фигурок. Во время чтения стихотворения Ребенок должен убирать по одной фигурке. Сколько котят осталось в комнате?)

Вот пятеро котят. Один ушел — и нет его.
Ну нет его — и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Один ночной порою
На дерево залез — котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
Котенок услыхал — осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный — тот, оставшийся, последний-
Лакать за пятерых стал молоко из миски.

Загибать или поглаживать пальцы (2.5 года)

У кого больше. В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.
Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет — подсчитайте, у кого больше.Найди пару.Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек. (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…)
Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковых игрушки:
1) по цвету;
2) по форме;
3) по размеру (величине).
Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: «Это разве одинаковый цвет?» «Разве кубик тоже круглый?»
Вариант: То же задание, но с картинками.
Следует чередовать занятия с предметами и картинками. Что изменилось?Вариант1: развиваем зрительную память.
Поставьте перед ребёнком 4-6 игрушек. Посчитайте: первый — Мишка, второй — зайчик и т.д. Затем попросите малыша отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Малыш должен угадать, что изменилось.Вариант2: Дальше-ближе.
Поставьте перед малышом домик и на разном расстоянии от него 3 игрушки. Определите, кто ближе к домику, кто дальше. Затем попросите ребёнка отвернуться и измените положение 2 игрушек. «А теперь кто ближе к домику? Кто дальше от домика?»Вариант3: Выше-ниже.
Поставьте на стол 3-4 кубика разной высоты, и на них разные игрушки. Выясните какая игрушка выше всех, какая ниже. Затем попросите ребёнка отвернуться и поменяйте местами две игрушки. «А какая игрушка теперь выше всех?»

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — воробей.
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко.
Эта — зяблик.
Эта — стриж.
Эта — развеселый чиж.
Ну, а эта — злой орлан.
Птички, птички по домам!

Математика для малышей в игре

Вырежьте из плотной бумаги комплекты фигурок животных или игрушек, например, кукол, матрешек. Все фигурки в комплекте должны быть разного размера и цвета. На листе бумаги нарисуйте домики, тоже разных размеров.

Мишки идут на прогулку

Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым. (подчеркните интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самого маленького. И, наконец построим по росту всех остальных. Если ребенок затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой .Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: «кто у нас второй?» «Филя». Кто у нас последний, шестой?» — «Мотя».

Найти домик для каждого мишки

Смысл игры тот же — расставить предметы по росту и поупражняться в порядковом счете. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем подбираем по размеру домики для них.

Ищем игрушку

Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрешку, которая стоит перед синей (после зеленой, между желтой и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий «перед», «после», «между», «справа», «слева» поможет вашему ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Ищем игрушку 2

К этой игре стоит заранее подготовиться — положите изображения матрешек на большой лист бумаги и обведите их. Сначала можно сделать рисунки в один ряд, а когда малыш легко будет справляться с этим заданием, расположите контуры на листе «в рассыпную». Расскажите малышу, что у каждой матрешки есть свое место, покажите контуры матрешек. Но однажды после прогулки матрешки перепутали свои места. Предложите ребенку помочь им. Эта игра хорошо развивает глазомер, вырабатывает привычку доводить начатое дело до конца.

Считай, не ошибись!

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

Найди игрушку

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т.д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет.

Знакомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками. (можете скачать zip. выше), цифры (на карточках или любые другие), фишки.
Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так — выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: «Под второй?». — «Нет, больше».

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.
Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет — подсчитайте, у кого больше.

Логические задачи для дошкольников

Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?

Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?

У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?

В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?

Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?

Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?

Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

Учимся определять время по часам

Сначала сделаем муляж часов.
Прекрасно изготовляется из коробки из-под торта, торт можно съесть. Сложность в другом: многие годы и многие дети привели нас к мысли, что обычные стенные часы являются ненужной учебной нагрузкой и эти занятия нужно упрощать и делать поэтапно.

Сначала мы делаем обычный циферблат, но минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку тоже упраздняем.
Время делится на :

  • час,
  • чуть больше часа,
  • половина второго(или час с половиной),
  • около двух,
  • два,
  • чуть больше двух и так далее.

Когда эта часть окончена и ребенок ориентируется по часовой стрелке совершенно уверенно, мы переходим к работе с минутной стрелкой в пределах одного часа(60 минут), но это можно вести и параллельно. И не торопитесь совмещать стрелки!

Работа с часовой стрелкой может быть начата года в 3,5- 4, и мы не видим особенных причин торопиться.

Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт.

Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается.

Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата- часовой и минутный — для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует.

Выбросьте минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на , например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет ГОД. Не форсируйте события.

Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат. Не торопитесь с четвертями (четверь и без четверти), не торопитесь с без пяти, без десяти и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Пусть ваши настенные часы в комнате или на кухне долго будут иметь только часовую стрелку, а вот цифры можно менять, римские цифры можно вводить почти сразу.

А если мы давно уже даем все понятия и кажется. что победа близка, правильно ли идти дальше или все-таки вернуться к циферблату с часовой стрелкой?

Думаем, что введение на какое-то время циферблата только с часовой стрелкой создаст у ребенка правильное ощущение времени и улучшит его отношения с часами.

Мозаика из пуговиц — развивающая игра для детей

В 6 лет у детей происходит иннервация (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой). Становятся чувствительными верхние фаланги пальцев (подушечки).

Рекомендуем прочесть:  Нет живота на 17 неделе беременности

Почему пуговицы?

Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Занятия с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики.
Вы можете купить такие пуговицы в любом магазине, а для первых занятий использовать запасы в вашем доме. Наверняка ваш шкафы хранят одежду, которую вы не носите. Спорите с нее пуговицы и можете приступать к занятиям.

Но главная идея “пуговичной мозаики” в том, чтобы к школе у ребёнка сформировались образы множеств 2, 3, 4, 5. Для этого ещё до шести лет с ребёнком надо наиграться на закрепление образов множеств через предметы. Это надо делать только через реальный мир, не информационно (мультфильмы и книжки), а через сенсорное восприятие: тактильность, осязаемость, обоняние и т.д. Взаимодействие с обьектом (котёнок, стульчик, игрушечная машинка и т.п.) гораздо эмоциональнее, поэтому образы ярче и фиксируются чётко.

Сколько глазиков? Два. А ушка? Два. Покажи два пальчика. А лапок у кошки? Четыре.

Ни в коем случае не надо считать, просто назвать — четыре.

Когда образы закрепятся, т.е. ребенок легко без присчёта показывает 2,3,4, можно переходить к оперированию с множествами на пальцах или на любом другом счётном материале. А четыре как еще можно показать? Два и два. На руке пять пальцев. А если разбить на две группы, на три? Как по-другому можно показать три да три? Это пять и один. И чем больше вариантов проиграно, тем чётче у рёбенка закрепляются образы множеств. А как можно 10 разделить? Опять поиск разных вариантов.

Можно использовать крупные косточки, орехи, камешки и т.п. Идеальное занятие перебирать крупу по 3 зёрнышка, по 2, по 4. Вполне смысловая и полезная деятельность. Так же можно большое количество чего-либо поделить по множествам. Десятка вполне достаточно, чтобы в школе легко давался и устный счёт четырёхзначных чисел (не прибегая к счету столбиком), и таблица умножения — зубрить не придётся. Она легко усваивается при навыке оперирования образами множеств внутри себя. Когда ребёнок выкладывает из пуговиц свои узоры, рисунки, он невольно работает с образами множеств. Мозаика из пуговиц очень полезная развивающая игра для детей.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Занимательная математика для дошкольников: игры и задания

У многих взрослых математика ассоциируется с чем-то сложным и скучным. Поэтому они не торопятся начинать со своими детьми систематические занятия, откладывая знакомство с задачками и примерами до поступления в школу. Там ребенку придется научиться сложению и вычитанию, умножению и делению. Но сможет ли он полюбить точные науки, проснется ли в нем желание искать ответы на сложные вопросы, находить неожиданные решения? Именно такое отношение к предмету воспитывают занятия занимательной математикой у дошкольников.

Зачем малышу математика?

Ученые доказали, что дети рождаются с интуитивным чувством числа. В 6 месяцев младенцы реагируют на количественную разницу предметов, хотя не умеют считать. При правильно организованных занятиях дошкольники рано начинают осознавать смысл математических понятий, находить закономерности. У них просыпается стремление вникать в суть явлений и процессов, самостоятельно решать проблемы, рассуждать нестандартно. Таким детям намного проще дается освоение школьной программы.

Дошкольников занимательная математика в увлекательной форме знакомит с количеством, величинами, геометрическими фигурами, пространственными отношениями. Основная задача родителей и педагогов — научить малышей применять изученный материал в различных ситуациях. При этом на первый план выступает форма его подачи.

Учимся играя

Дошкольники импульсивны и не могут долго сосредоточиться на скучном занятии. У них слабо развита воля, зато ярко выражена эмоциональность. Все интересное, необычное, удивительное притягивает их внимание и надолго врезается в память. Поэтому педагоги рекомендуют обучать ребятишек незаметно, в процессе специально организованных дидактических игр.

В их основе лежат практические действия с предметами, игрушками. Занимательные игры по математике для дошкольников очень полезны: они дают возможность осознать смысл изучаемых понятий, идей. Решая задачи про улетающих птиц, дайте их в руки малышу. Сочините захватывающую историю. Покажите наглядно, что значит «прилетела», «улетела». Чтобы в школьном возрасте ребенок мог оперировать числами в уме, ему надо наиграться с ними, «прочувствовать», пощупать.

Математика и жизнь

Можно долго заниматься с ребенком и не получить никакого результата. А можно пойти за малышом и его интересами. Буквально на каждом шагу нас окружает материал для занятий занимательной математикой. В жизни дошкольников всегда найдется место открытиям и чудесам. Сын увлеченно наблюдает за работой снегоуборочной техники? Придя домой, предложите ему при помощи экскаватора убрать вату с двух дорожек: короткой и длинной. Где «снега» было больше? Почему?

Дочка готова десять раз на дню слушать сказку про трех медведей? Разыграйте сюжет при помощи игрушек. Накройте стол, используя посуду разных размеров. Разделите на всех конфеты, добавьте Мишутке еще две ложечки каши. Если ребенку интересно, его познавательные процессы активно задействованы.

Пятилетний малыш пытается расшифровать трехзначные номера автобусов? Тем же вечером займитесь рисованием общественного транспорта и его нумерацией. Ребенок очень быстро сориентируется в сотнях и десятках, пока у него присутствует мотивация. Но при этом он может активно протестовать против специально организованных занятий.

Игры для младших дошкольников

Занятия математикой можно начинать с 3-4 лет. В этом возрасте дети способны:

  • считать до 5;
  • оперировать понятиями «больше», «меньше», «одинаково»;
  • сравнивать предметы методом наложения и группировать их по различным признакам;
  • находить лишний элемент;
  • ориентироваться в пространстве (за домом, внутри коробки, под кроватью, слева от двери);
  • различать геометрические фигуры и тела;
  • восстанавливать последовательность событий («Что было сначала, а что потом?»);
  • ориентироваться во времени (части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Занимательный материал по математике для дошкольников легко найти. Это всевозможные настольные игры, книжки, раскраски. Только не все малыши этого возраста готовы к традиционным занятиям.

Подвижные игры

Большинство ребятишек не способны усидеть на месте. Родители пытаются использовать занимательный материал в обучении дошкольника элементарной математике, но чадо убегает и прячется под стол. В этом случае предложите малышу следующие веселые игры:

  • «Давай попрыгаем». На листе картона крупно нарисуйте цифры, геометрические фигуры или разное количество предметов. Разложите их на полу, возьмите ребенка за руки и предложите попрыгать. Громко называйте цифру или фигуру, на которую приземляетесь. Когда малыш запомнит названия символов, попросите его искать их самостоятельно.
  • «Математические прятки». Спрячьте в комнате «клад» и предложите малышу найти его, ориентируясь на подсказки: «Два шага вперед, три шага влево, один — направо».
  • «Добеги и сравни». В одной комнате разложите карточки с цифрами и соответствующим количеством точек. Сами сядьте в кухне. Выдайте малышу листок с определенным количеством точек и предложите найти такой же. Когда это будет получаться легко, просите принести карточки, на которых точек больше или меньше. Третий уровень — ребенок получает две карточки и должен найти в соседней комнате их сумму.

Ролевые игры

Малыши с удовольствием представляют себя доктором, продавцом или автоинспектором. Занимательные задания по математике для дошкольников отлично впишутся в стандартные ролевые игры, при этом обучение будет протекать незаметно. Так, покупая в игрушечном магазине овощи, ребенок закрепит навыки счета, понятие величины. А если вместо денег выдать ему кружки и квадраты, то можно вспомнить и геометрические фигуры. Игры с транспортом позволяют решать задачки про уехавшие и приехавшие машинки, закрепят пространственные представления.

Важно соблюдать следующие правила:

  • Предлагайте ребенку обвести пальцем цифры и геометрические фигуры. При подсчете касайтесь поочередно каждого предмета, так как малышу трудно следить за ними глазами.
  • Закончив счет, обведите рукой игрушки, выстроенные в ряд, и скажите: «Всего пять». Если не сделать этого, малыш может связать число с последним предметом.
  • Сравнивая игрушки, раскладывайте их напротив друг друга. Например, каждой собачке поставьте свою миску. Ребенок должен наглядно увидеть разницу по цвету или размеру, осознать, что значат слова «больше» и «меньше».

Дидактические игры своими руками

Занятия занимательной математикой для дошкольников могут включать в себя и спокойные игры за столом. Все необходимые материалы можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно, с учетом интересов ребенка. Вырежьте из картона и цветной бумаги предметы разных размеров и цветов, украсьте их отличающимися узорами. Это могут быть машинки, принцессы, торты, новогодние игрушки, поезда с вагонами — все, что подскажет вам фантазия.

Играя с ними, можно находить парные картинки, раскладывать принцесс в ряд в зависимости от роста, нагружать в вагончики столько грибов, сколько окошек нарисовано на них. Заодно малыш научится сравнивать предметы и группировать их по разным признакам. Полезно также украшать новогоднюю елку из бумаги заданными геометрическими фигурами, мастерить из них машинки, домики и зверят.

Старшие дошкольники

К первому классу ребенок должен уметь сортировать предметы на подгруппы, сравнивать их количество, писать цифры, решать примеры в пределах первого десятка, различать геометрические фигуры. Все это детям предстоит освоить в возрасте 5-6 лет. Однако занятия не должны представлять из себя простое зазубривание правильных ответов. Важно, чтобы у ребятишек развивалось логическое мышление, сообразительность. Поиск решения должен происходить осознанно.

Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет включает в себя нестандартные задачи, головоломки, сопоставление предметов по нескольким признакам, нахождение несущественных отличий. Многие дети осваивают счет в пределах сотни. Занятия в этот период должны проводиться регулярно. Форма подачи материала при этом по-прежнему остается игровой.

Изучаем геометрические фигуры

Старшие дошкольники уже знают основные формы, активно знакомятся с различными многогранниками, трапециями, ромбами. Чтобы понять, как из одной фигуры получается другая, проведите эксперименты. Можно ли квадрат превратить в несколько треугольников? Как из него же получить два прямоугольника? Если отрезать у треугольника один угол, какие две фигуры получатся? Изготовьте для ребенка геометрические пазлы. Не называйте фигуру заранее, пусть соберет ее самостоятельно.

Полезно составление геометрических орнаментов. Их можно продолжать, выявив общую закономерность. Или находить потерянную фигуру. Потренируйтесь в решении геометрических примеров. Если к треугольнику и двум ромбам прибавить еще один треугольник и трапецию, что получится? Пусть ребенок выложит результат на столе с помощью геометрических фигур, а потом запишет этот пример при помощи цифр.

Развиваем логику

После 5 лет дети активно учатся анализировать информацию, выделять самое важное, находить взаимосвязи, определять закономерности. Развитие логического мышления дошкольников средствами занимательной математики в этом возрасте проходит очень эффективно. Предложите ребенку следующие задачки:

  • Папа весит 80 кг, когда стоит на двух ногах. Сколько будет весить папа, если встанет на одну ногу? (80 кг)
  • У мамы 7 сыновей. У каждого сына есть одна сестра. Сколько всего дочек в семье? (Одна.)
  • Если на веревке завязать 6 узлов, на сколько частей она будет поделена? (На 7.)
  • В разных аквариумах плавало три рыбки. Красная рыбка плескалась не в квадратном и не в круглом аквариуме. Золотая рыбка ныряла не в круглом и не в овальном аквариуме. В каком аквариуме жила серебристая рыбка? (В круглом.)
  • Катя младше Тани на 10 лет. А Таня старше Вани на 3 года. Кто из детей самый маленький? (Катя.)

Учимся считать

Большинство детей с трудом овладевают счетом в уме. Первоклассники по привычке прибегают к помощи пальцев. Первым шагом в этом направлении станет умение определять количество предметов на глаз. Для этого сделайте 2 колоды карт с разными геометрическими фигурами в количестве от 1 до 10. Одну колоду возьмите себе, другую отдайте ребенку.

Карты поверните картинками вниз, перетасуйте и выкладывайте по одной. У кого выпало большее количество — тот забирает себе карту противника. Если значения одинаковые, достаем еще по одной карте. На кону их теперь 4, и победитель забирает себе все. Кто первым остался без карт — проиграл.

Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет может включать в себя и знакомство со счетом до 100. Для этого удобно использовать пособия из бусин, придуманные Монтессори. На проволоку нанизывается 10 бусин. Расскажите, что десяток на Руси называли «дцать». Рядом положите еще одну бусину. Получилось «одиннадцать». Досчитайте до 20. Познакомьте ребенка с цифровым обозначением двузначных чисел. Каждую неделю проходите по десятку, пока не дойдете до 100.

Сколько будет?

До школы дети должны познакомиться со сложением и вычитанием. Сделать это ненавязчиво можно с помощью занимательных задач по математике для дошкольников. Их можно найти в интернете или придумать самостоятельно, задействовав героев любимых мультфильмов.

Решать примеры тоже можно весело. Вырежьте из картона круглые «оладьи». С одной стороны запишите пример, с другой — ответ. Выдайте ребенку кухонную лопатку. Пусть по очереди решает примеры и проверяет свой ответ, перевернув «оладьи» лопаткой. Если ошибся — угощение сгорело.

Из цветной бумаги легко изготовить цветы. На сердцевинах запишите варианты ответов (например, 10, 9 и 8). А на лепестках — примеры. Нужно приложить их к сердцевинам правильно. Только не используйте разные цвета, ведь в этом случае ребенку не нужно будет утруждать себя счетом.

Занимательная математика для дошкольников — это увлекательная игра, через которую дети незаметно для себя осваивают элементарные понятия, развивают логику, воображение. После таких занятий обучение в школе будет даваться легко, а точные науки станут для ребенка любимыми предметами.

  • Папа весит 80 кг, когда стоит на двух ногах. Сколько будет весить папа, если встанет на одну ногу? (80 кг)
  • У мамы 7 сыновей. У каждого сына есть одна сестра. Сколько всего дочек в семье? (Одна.)
  • Если на веревке завязать 6 узлов, на сколько частей она будет поделена? (На 7.)
  • В разных аквариумах плавало три рыбки. Красная рыбка плескалась не в квадратном и не в круглом аквариуме. Золотая рыбка ныряла не в круглом и не в овальном аквариуме. В каком аквариуме жила серебристая рыбка? (В круглом.)
  • Катя младше Тани на 10 лет. А Таня старше Вани на 3 года. Кто из детей самый маленький? (Катя.)
Ссылка на основную публикацию