Что Делать Если Ребенок Не Слушается В 7 Лет Советы Психолога

Содержание

Что делать если ребенок 9 лет не слушается

Родители часто жалуются на то, что ребенок 9 лет не слушается, не желая признавать того, что в первую очередь это ошибка их самих. Дети могут вести себя капризно и в 2 года, и в 6 лет, и в 9, но для каждого возраста существуют свои причины, а разобраться в них нужно в кругу своей семьи. Именно родители, как самые любящие и понимающие для ребенка люди, должны помочь ему преодолеть этот барьер и избавиться от своего непослушания. Но не у всех хватает знаний и терпения, поэтому такие семьи часто становятся пациентами у психолога. В этом нет ничего страшного. Более того, именно специалист поможет быстрее и правильнее разобраться в сложной ситуации.

С непослушанием нужно бороться

Если малыш не слушает родителей в 2-3 года, это явление считается вполне нормальным. Возраст допускает такое поведение, но его нужно начинать постепенно корректировать, иначе позже будет тяжело всем.

Родители иногда не понимают, что непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В возрасте 9-10 лет это может оставить сильную психологическую травму, которая после перерастает в сильнейшую психологическую травму, что обязательно скажется на дельнейшей жизни человека.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Стиль воспитания

Все дети по-разному реагируют на те или иные психологические ситуации. И очень многое зависит не от характера, а от приобретенных навыков, которые передаются через стиль воспитания.

Родители могут предъявлять своему чаду различные требования. У кого-то в семье они и вовсе отсутствуют. Но результат воспитания иногда может сильно удивить, когда в определенный момент взрослые начнут замечать, что их девятилетний ребенок стал просто неконтролируемым.

Часто с проблемой непослушания сталкиваются семьи, в которых используется авторитарный стиль воспитания. В основном к такому способу прибегают отцы, но в последнее время психологи часто сталкиваются и с чрезмерным материнским авторитетом в жизни ребенка. При этом происходит слишком сильное давление на неокрепшую детскую психику. Ребенка не воспитывают, а дрессируют. При этом он становится не послушным, а подавленным, без возможности проявлять свою волю. Но однажды такой прессинг все же должен найти выход. И это может выражаться в виде непослушания, истерик, а чаще всего простого игнорирования членов своей семьи.

Значительно проще воспитывать свое чадо в демократичном стиле. Это значит, что все вопросы в семье, которые касаются поведения, обучения и иных важных для ребенка моментов, будут связаны не с приказами, а с совещанием. Вот прекрасный метод для налаживания отношений с любым человеком, в любом возрасте. Однако некоторые родители тут дают слабину, что выходит в виде непослушания в будущем. Некоторые дети слишком открыто пользуются хорошим отношением к ним, считая это вседозволенностью. Но исправить такую ситуацию будет достаточно просто, ведь с ребенком, который растет в демократичной среде, всегда можно договориться. Он не будет замыкаться в себе, как те дети, которые воспитывались родителями-авторитетами.

Третий стиль воспитания, который специалисты выделяют в отдельную категорию, носит называние смешанного. Это достаточно спорная ситуация, которая может быть либо идеальным решением, либо полным провалом. В данном случае родители ведут себя вполне демократично, всегда во всем советуются со своим чадом, но при нарушении правил начинают действовать жестко. В таком случае ребенок либо подстраивается под ситуацию и старается всегда вести себя хорошо, либо испытывает судьбу и живет только от одной порки до другой.

Причины непослушания

Для каждого возраста существуют свои нормы поведения. Но это вовсе не говорит о том, что ребенку с ранних лет нужно позволять все только по причине того, что он еще слишком мал. Объяснять правила нужно сразу. В этом случае к 9 годам родителям не придется бороться с капризами своего драгоценного чада.

Что касается воспитания в более старшем возрасте, то есть около 9-10 лет, то тут все сложно. Многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе. Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

Родители, которые так воспитывают своих детей, должны быть готовыми к тому, что однажды чаша терпения будет переполнена и тогда это обязательно выльется в массу неприятностей, а в первую очередь в капризность. Начать выражать свой протест ребенок может уже в 9 лет, но в подростковом возрасте ситуация может стать критичной.

Еще одной проблемой является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Это очень важный момент. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

Нельзя не рассмотреть и очень типичную ситуацию, когда в семье разрешается все с ранних лет. Для ребенка нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

Как побороть непослушание?

Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет — это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

Если родители постоянно говорят, но не слышат ответа своего чада, это очень плохо. Ребенок может не найти другого способа донести свои слова взрослым и просто начнет капризничать. Решение вопроса кроется в обычном диалоге.

Большинство причин непослушания и методов борьбы с ними — в родителях. Чрезмерные запреты либо неограниченная свобода — все это нехорошо сказывается на воспитании. В таком тонком моменте все должно быть сбалансировано. И важно не упустить контакт с ребенком на том этапе, когда все еще можно исправить. Если к 9 годам тихий и послушный ребенок вдруг стал показывать свой характер, не нужно удивляться, необходимо найти причину и устранить ее. Многие родители забывают о чувствах своих детей, просто действуя по правилам либо по намеченному ранее плану. Но каждая семья и каждая ситуация индивидуальны. Поэтому нельзя утверждать, что в конкретной ситуации можно решить проблему тем или иным способом, не зная ее сути и всех подробностей.

Таким образом, если ребенок перестал слушаться, а наладить контакт с ним родителям не удается, не нужно стесняться рассказать о своей проблеме. Но только слушателями должны быть не друзья с родственниками, а профессионалы.

Можно ли считать непослушание психическим отклонением?

Многие родители, которые тщательно следят не только за физическим, но и за эмоциональным состоянием своих детей, часто начинают переживать, когда отмечают подозрительное поведение. К примеру, в некоторых семьях живут детки, которые могут быть рассеянными, долго собираться, иногда даже игнорировать просьбы взрослых либо просто отказываться от контакта с людьми. Взрослые порой воспринимают такую ситуацию как серьезное отклонение от нормы и верх непослушания.

Но на самом деле все значительно проще. Именно так зачастую ведут себя детки с высоким интеллектом. Им просто скучно вести разговоры с обычными людьми, и они не всегда могут выслушать просьбу взрослого, так как их мозг в этот момент может быть занят решением других важных на их взгляд вопросов. В таком случае у родителей есть только один выход — смириться с гением в семье. Не нужно давить на ребенка, так как это может нарушить его психику и крайне негативно сказаться в будущем.

Чрезмерно послушный ребенок, но с несчастным взглядом является поводом для беспокойства. Это верный признак того, что родители перестарались с воспитательными мерами.

Поэтому нужно обязательно искать пути решения, а их может быть очень много. Но главное — это определить суть проблемы. Причин, из-за которых ребенок может вести себя непослушно, игнорировать просьбы, избегать общения и просто закатывать истерики, существует огромное количество. Для каждой ситуации имеется свой метод решения проблемы.

Если ребенок не слушается в 7 лет

Семь лет – интересный возраст в развитии ребенка, в становлении его характера. Родители в этот момент должны быть предельно внимательными к происходящим изменениям, чтобы суметь сохранить доверие. Обычно данный период сопряжен с поступлением в первый класс и началом учебы в школе. Он характеризуется переменами в настроении малыша, его желании стать хорошим учеником, которого хвалят учителя. Повышается психическая, умственная нагрузка, что приводит к раздражительности, нервозности, плаксивости. Если ваш ребенок достиг возраста 7 лет, у него может резко измениться характер и способ восприятия окружающей действительности. Не стоит удивляться таким переменам – они абсолютно естественны. Важно знать, как правильно поступать в тех или иных случаях, что делать, когда он не слушается, ведет себя дерзко, даже грубо.

Рекомендуем прочесть:  38 неделя беременности тонус матки

Как вести себя любящей маме и всей семье? Что делать при возникновении конкретных сложностей? Ниже приведены советы психолога, позволяющие родителям научиться понимать своих детей, выстраивать с ними искренние, крепкие отношения, основанные на любви и взаимном доверии.

Потребность в самостоятельности

Если ваше чадо не слушается, не спешите его наказывать. Быть может, он таким образом привлекает к себе внимание или демонстрирует индивидуальные качества характера. Для ребенка семи лет крайне важно, чтобы окружающие с ним советовались, принимали его. Он хочет показать тем, кто находится рядом, что он уже достаточно взрослый и самостоятельный. Ребенку 7 лет уже можно поручать некоторые дела по дому: мыть посуду, выносить мусор, чистить дорожки, убирать свою комнату. Конечно, такая «взрослость» обусловлена новым социальным положением. Ребенок идет в школу, чувствует на своих плечах груз ответственности. Ему хочется доказать, что он способен на многое. Потребность в самостоятельности выражается в том, что дети стремятся отстаивать свою позицию в споре, часто не слушаются родителей. По отношению к младшим братьям и сестрам семилетка обычно имеет некоторый авторитет.

Как следует вести себя родителям в данном случае? Что делать для поддержания гармоничных отношений? Если ребенок часто обижается и капризничает, спокойно выясняйте причину, но не пытайтесь сразу его к чему-то принудить. Возраст семи лет предполагает, что отныне с дочерью или сыном надо больше разговаривать, убеждать, а не просто слепо пытаться управлять жизнью маленького человека. Конечно, мало кому придет в голову считать взрослым первоклассника, но относиться к нему нужно не так же, как и к детсадовцу. Больше поручайте ему посильных дел, ставьте перед ним реальные задачи, которые чадо в силах выполнить. Тогда у сына или дочери появится возможность гордиться собой, своими достижениями.

Смена ведущей деятельности

Это обстоятельство играет важную роль в формировании отношения к самому себе и окружающим людям. В дошкольном детстве у ребенка преобладает игровая деятельность. К шести-семи годам все меняется. Именно в этот момент дети идут в школу. Будущий первоклассник нацелен на учебу и свято верит, что у него все получится. С момента поступления в школу ведущая деятельность меняется на учебную: отныне появляется обязанность делать уроки, учиться в группе, уметь себя правильно вести. Некоторым детям крайне тяжело сидеть по сорок минут в классе, им все время хочется куда-то повернуться, с кем-то поговорить. Сын или дочь семи лет приносят родителям дополнительные хлопоты: нужно проверить выполнение домашних заданий, отследить, в каком виде ребенок отправляется в школу. В результате всех нагрузок и резкой смены привычного ритма жизни дети нередко теряются, не знают, как им поступать в тех или иных случаях. Для первоклассника плохая отметка может стать поводом для настоящего расстройства.

От родителей на данном этапе требуется максимальная поддержка и понимание. Выделяйте время для занятий с чадом, не жалейте бесценных часов, потраченных на уроки. Нельзя бесконечно укорять малыша за то, что у него что-то не получается. Если первоклассник нервничает и не слушается, продолжайте говорить спокойным, ровным голосом. Так он сможет скорее успокоиться и не зацикливаться на неудачах.

Обязанности ученика

Не так легко начинать делать что-то новое. Постепенно усталость имеет обыкновение накапливаться и заслонять собой радость от победы. Выполнение домашних заданий может показаться трудной задачей, когда нет опыта и соответствующего навыка. Если малыш, к тому же, довольно неусидчивый, то ему будет вдвойне сложно. Родители здесь должны прийти на помощь, вовремя поддержать, приободрить, направить в нужное русло. Обязанности ученика накладывают на ребенка большую ответственность: нужно грамотно распределить свое время, делать в срок задания, помогать маме по дому. Для семи лет этого более чем достаточно. Если чадо с чем-то не справляется, то у него возникает чувство вины, может появиться неконтролируемая агрессия, плаксивость, апатия.

Желание быть хорошим учеником

Поступив в школу, сын или дочь имеют перед глазами примеры своих одноклассников. Кто-то учится хорошо и на лету схватывает материал, другим учеба дается труднее. Не всегда в неуспехе виноват сам ученик. Дети просто не могут быть все одинаковыми и учиться с невероятной скоростью. Ребенок по вполне понятным причинам хочет быть в числе первых и успешных. Вдохновляет перспектива иметь в дневнике хорошие оценки, принимать похвалу родителей. Кому же хочется ежедневно выслушивать неодобрение учителей и расстраивать маму с папой? Здесь у него нередко возникает внутреннее противоречие. С одной стороны, ему хочется быть среди тех, кого хвалят учителя, с другой, возникает раздражение из-за нагрузки, которое он и выплескивает на взрослых. Иногда малышам задают так много, что остается только удивляться – совсем некогда отдыхать и играть. Ребенок семи лет обязательно нуждается в поддержке родителей. Кто-то должен научить его правильно относиться к школьным делам, распределять нагрузку. Если такого понимания в семье не наблюдается, могут возникнуть значительные переживания, избавиться от которых весьма нелегко.

Расширение кругозора

Дети в семь лет уже достаточно много знают. Они даже могут поспорить с взрослыми по поводу каких-то явлений окружающей действительности. Если ваш отпрыск проявляет себя как настоящий эрудит, стоит этому порадоваться. Не каждый ребенок имеет потребность узнавать новое, стремиться к чему-то большему, чем от него это требует общество. Расширение кругозора накладывает и определенные обязательства на чадо: быть первым среди лучших, всегда правильно отвечать на уроках. Только подумайте о том, какая это большая нагрузка на психику. Иногда доходит до того, что малыш перестает испытывать удовлетворение от занятий, а просто старается угодить окружающим. Если вы заметили подобные проявления у своего ребенка, то нужно постараться его от этого оградить. Расширять кругозор необходимо, но не в ущерб всему остальному. Родители могут на собственном примере продемонстрировать, почему важно стремиться к большему, но уметь радоваться тому, что уже имеешь. Не позволяйте, чтобы вашим чадом управляли другие люди, ставили его в заведомо ложные рамки, накладывали дополнительные ограничения.

Авторитет взрослого

Достигая семи лет, дети в состоянии подвергать некоторому пересмотру жизненную позицию ближайшего окружения. Власть родителей над ним еще очень сильна, но, в то же время, у малыша начинает отчетливо проявляться индивидуальность. По этой причине могут возникать ситуации, когда ребенок отказывается слушаться, ведет себя не самым лучшим образом. Он всего-то хочет доказать, что с ним тоже стоит считаться, желает продемонстрировать свою позицию. Иногда сын или дочка действительно могут вредничать, прибегать к хитрости. Все зависит от поведения конкретного ребенка, его характера, воспитания и отношения родителей. Известно, что дети всегда копируют своих мам и пап. В определенных условиях опытные специалисты могут без труда узнать, что происходит в семье. Чувства и настроение ребенка при этом играют большую роль.

Если чадо отказывается что-то делать, разберитесь в ситуации. Не приучайте его к тому, что вы при любых обстоятельствах начинаете ругаться и выражать всяческое недовольство. Поддерживайте свой родительский авторитет и не разочаровывайте ребенка. Конечно, это стоит больших трудов и определенных усилий. Часто происходит такая вещь, как обесценивание прежних моделей взаимодействия между родителями и детьми. Те приемы, что спокойно работали еще три года назад, с семилеткой уже не проходят. Если ребенок вас не слушается, значит, взрослеет. У него теперь на многие вещи сформировались собственные представления, хотя они еще и вполне детские.

Таким образом, семь лет – это момент, когда ребенок активно проходит социализацию, входит в школьный коллектив. Именно в это время у него появляются друзья и товарищи. Чтобы влиться в общество и стать ее частью, ему необходимо усвоить кучу правил, сделать свои ошибки, а это не всегда дается легко.

Если чадо отказывается что-то делать, разберитесь в ситуации. Не приучайте его к тому, что вы при любых обстоятельствах начинаете ругаться и выражать всяческое недовольство. Поддерживайте свой родительский авторитет и не разочаровывайте ребенка. Конечно, это стоит больших трудов и определенных усилий. Часто происходит такая вещь, как обесценивание прежних моделей взаимодействия между родителями и детьми. Те приемы, что спокойно работали еще три года назад, с семилеткой уже не проходят. Если ребенок вас не слушается, значит, взрослеет. У него теперь на многие вещи сформировались собственные представления, хотя они еще и вполне детские.

Кризис 7 лет — что делать, если ребенок не слушается?

Провожая ребенка в первый класс, многие родители облегченно выдыхают: давешний кроха вырос, стал самостоятельным, самое время расслабиться… Но покладистый малыш внезапно начинает перечить взрослым, поступать вопреки их просьбам, всячески проявлять характер. Не стоит пускать процесс на самотек, но и хвататься за голову, а тем более за ремень не спешите — кризис семилетнего возраста нормальное явление, редкое чадо он обходит стороной. Так что же делать, если ребенок не слушается в 7 лет? Советы психолога помогут вам вновь наладить отношения в семье.

Тревожные признаки

Часто родители, заметив неприятные изменения в поведении ребенка, стремятся любой ценой отстоять свой авторитет, не особенно вникая в ситуацию: жестко отчитать, лишить сладкого, шлепнуть по попе. Возможно, в случае обычного каприза ребенка это бы помогло, но сейчас все повторяется: кризис 7 лет обычно затягивается на несколько месяцев. О его приходе можно догадаться по характерным признакам:

  • Исчезновение детской непосредственности. Ребенок, достигший школьного возраста, всегда обдумывает свои поступки заранее, что несвойственно малышам, действующим по настроению;
  • Манерность. Как порой раздражают кривляния ребенка, например, его новая привычка говорить писклявым голосом! Другая крайность — постоянные умничанья, рассуждения о «взрослых» проблемах, встревания в разговор;
  • Скрытность. Если трехлетку кто-то обидит в песочнице, об этом тут же узнает весь двор. Первоклассник — другой случай, очень часто родители и не подозревают о внутренних переживаниях и страхах своего ребенка, настолько умело он прячет негативные эмоции, понимая взрослость как умение самому решать проблемы;
  • Непослушание. Отпрыск делает вид, что не слышит указания взрослых или демонстративно поступает наоборот. В 7 лет ребенок может внезапно отказываться мыть руки, идти спать или обедать, убрать игрушки, хотя раньше споров по этим вопросам не возникало.

Обнаружив у ребенка подобную симптоматику, наберитесь терпения — это пройдет. Потакать капризам нельзя, но превращать конфликты в настоящую войну не стоит. Обдумывая тактику действий, родители должны четко понимать, почему так изменился их всегда послушный ласковый малыш.

Причины кризиса 7 лет

Когда ребенок не слушается, ведет себя вызывающе и грубо, сложно сохранить спокойствие, так и подмывает хорошенько шлепнуть наглеца. Не стоит этого делать — доверие будет потеряно окончательно. Задумайтесь, зачем чадо привлекает к себе внимание. Психологи выделяют несколько причин, объясняющих сложности возраста 7 лет:

  • Физиология. Замечали, как вытягиваются за одно лето будущие первоклашки? Примерно в 7 лет начинается очередной скачок роста, иногда настолько стремительный, что организм воспринимает непривычное состояние как стрессовое.
    Плюс ко всему продолжается смена молочных зубов коренными, что тоже причиняет ребенку некоторый дискомфорт;
  • Смена социальной роли, ведущей деятельности. Раньше ребенок был просто сыном (или дочкой), а большую часть его времени занимали различные игры. Теперь ему необходимо освоить новую роль, стать учеником и прилежно учиться, отодвинув развлечения на второй план. Смена привычного уклада вызывает у маленького человека растерянность;
  • Желание угодить. Очень просто начинать что-то новое, но со временем любое занятие приедается. Так происходит в 7 лет со школой: горящий энтузиазмом ребенок становится апатичным, плаксивым. Малыш помнит, какие надежды возлагают на него родители, и ждет похвалы от учителя, хочет оказаться успешным учеником. Возникает противоречие между усталостью и стремлением отличиться;
  • Проявления индивидуальности. В 7 лет дети пересматривают позиции ближайшего окружения — семьи. Первоклашки ожидают, что с их взрослением будут считаться, их мнение будут учитывать. Именно этим объясняется упрямство и непослушание по мелочам. Ребенку просто не хватает внимания.
Рекомендуем прочесть:  Большой живот 20 недель

Капризы в ребенка 7 лет бывают спровоцированы обидой за не купленную игрушку или запрет на просмотр мультфильма. Время истерик по малейшему поводу прошло, теперь у детского негатива всегда есть скрытая причина.

Что делать — советы психолога

Детские психологи, говоря о кризисе 7 лет, всегда рекомендуют избегать физических наказаний и психологического давления. Подобные методы ожидаемых результатов не принесут, только усугубят ситуацию. Несколько советов помогут справиться со сложностями достойно:

  • Договаривайтесь. Умейте не только приказывать, но и слушать. Не ставьте ребенка перед фактом, обговаривайте те решения, которые непосредственно его касаются: необходимость посещать продленку, поездка к бабушке на каникулы, занятия в музыкальной школе. Заранее определите, какие вопросы обсуждению не подлежат – безопасность, здоровье. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку;
  • Давайте поручения. Ребенок не слушается, стремясь к самостоятельности, уважению? Прекрасно, в 7 лет он способен помочь по дому — полить цветы, вытереть пыль, подмести. Такое доверие поднимет чаду самооценку без некрасивых сцен. Не забывайте похвалить ребенка, обязательно громогласно доложите всем домочадцам, как он выручил вас своей помощью, пусть почувствует себя значимым, авторитетным;
  • Не заостряйте внимание на неудачах малыша. Многие мамы и папы очень раздражаются, видя плохие оценки за элементарные ошибки. В 7 лет ребенок остро переживает родительское неодобрение, перестаньте бесконечно укорять его, с кем-то сравнивать. Вы же любите его не за успеваемость?;
  • Не озвучивайте поручения категорическим тоном. Пусть это будет настоятельная просьба. Встретив возражения, добавьте голосу твердости или используйте физический контакт: возьмите ребенка на руки, посмотрите в глаза, добейтесь ответного внимания. Обязательно спросите о причине отказа, найдите компромисс;
  • Выделите время на доверительную беседу. Даже будучи очень занятым человеком можно посвятить четверть часа собственному ребенку. Расспросите его, как прошел день, что нового в школе, с кем он дружит, с кем поссорился и почему. Привычка обсуждать с вами события личной жизни останется на долгие годы. Подростковый возраст тоже недалеко — готовьте почву заранее;
  • Пресекайте попытки манипуляции. Демократическое воспитание не меняет ведущих ролей, родители остаются высшей властью. Позволив манипулировать собой, взрослые теряют авторитет;
  • Не наказывайте ребенка показным равнодушием, оно ранит сильнее криков и ремня. Ваша злость скоро пройдет, а детская психика серьезно пострадает;
  • Будьте примером. Соблюдайте установленные правила, поддерживайте семейные традиции.

Беседуя с родителями первоклашек и давая им советы, психологи часто говорят, что беспрекословное послушание в этом возрасте куда подозрительнее постоянных проказ, поэтому не спешите огорчаться, если ребенок в 7 лет вас не слушается. Теперь вы знаете что делать, пусть советы психолога помогут сохранить доверительные отношения.

Часто родители, заметив неприятные изменения в поведении ребенка, стремятся любой ценой отстоять свой авторитет, не особенно вникая в ситуацию: жестко отчитать, лишить сладкого, шлепнуть по попе. Возможно, в случае обычного каприза ребенка это бы помогло, но сейчас все повторяется: кризис 7 лет обычно затягивается на несколько месяцев. О его приходе можно догадаться по характерным признакам:

Свобода или воспитание: что делать, если ребенок не слушается

Что делать, если ребенок не слушается? Животрепещущий вопрос, который мамы (и некоторые папы) обычно набирают в поисковик трясущимися руками, параллельно пытаясь унять дергающийся глаз.

Потому, что дети иногда не слушаются, а родителям бывает очень важно, чтобы слушались. Так важно, что гнев и безысходность просто переполняют. И тогда наступает время для поиска ответа.

Почему надо что-то делать?

Прежде чем начать решать проблему, стоит разобраться, в чем проблема заключается. Типичные проблемы с послушанием могут быть, например, такими:

  1. Ребенок не слушается и подвергает себя опасности. Мать говорит «не лезь под машину», «не трогай нож», «нельзя в море одному». Дитя вырывается и бежит на дорогу, хватает нож или ножницы и так далее. Мать вынуждена постоянно быть начеку, а это выматывает и пугает. Кроме того, это поведение представляет объективную опасность. В 1 год и даже в 2 года такое поведение довольно типично, но в 3 года уже вызывает тревогу.
  2. Ребенок не слушается и протестует. Мать говорит «давай одеваться», «садись за стол, еда готова», «иди чистить зубы». Дитя закатывает истерики и яростно сопротивляется. Мать чувствует себя беспомощной, злится, кричит, устает от бесконечных препирательств и конфликтов. Типичная ситуация для ребенка в 3 года.
  3. Ребенок не слушается и создает неудобства окружающим. Мать говорит «не кричи в самолете», «отстань от дяди». Дитя ведет себя как дитя, навлекает гневные взгляды, замечания и недовольство окружающих. Мать чувствует себя плохой матерью, переживает стыд и неловкость. Обычно к 5-7 годам дети все же осваивают общепринятые правила приличия и вызывают меньше неудовольствия.
  4. Ребенок не слушается и игнорирует взрослых. Мать говорит «давай одеваться, нам пора», «пожалуйста, уберись в комнате». Дитя продолжает играть или лепить из пластилина, или читать книгу, игнорирует просьбы и злится. Мать чувствует обиду, гнев и беспомощность. У детей в 10 лет и старше, в период подросткового кризиса, это весьма распространенная форма протеста.

Это четыре разных примера того, как дети не слушаются родителей, каждый из которых имеет свои психологические причины, и каждый из которых нормален для детей определенного возраста. Это далеко не полный список ситуаций, в которых могут возникнуть проблемы с послушанием, но основные тенденции таковы.

Для каждого из случаев можно подобрать свои воспитательные приемы, более или менее гуманные, которые сделают чадо более послушным. Но до того, как воспитывать непослушного ребенка, важно понять, почему ребенок не слушается.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Что делать с кем?

Быть родителем послушной детки очень удобно. А вот быть родителем несносного маленького чертенка – неудобно, трудно и утомительно. Но по большому счету это психологическая проблема родителей (и других взрослых), а не самого чертенка. С научной точки зрения непослушание в большинстве случаев не является патологией или сколь-нибудь тревожным отклонением от нормальной линии развития.

Родителям нужно соблюдать интересы ребенка при попытках добиться от него послушания. Слишком строгие наказания могут психологически травмировать малыша, и на выходе получится послушный, затравленный, пугливый человек, не способный к активному и адаптивному включению в социальную жизнь.

Но это вовсе не означает, что когда ребенок не слушается – делать ничего не надо. Маме, папе, бабушке и всем остальным все еще неприятно и тяжело справляться с непослушным отроком, даже если у самого отрока при этом все нормально. Кроме того, воспитанный малыш нравится окружающим, а это приятно как для родителей, так и для него самого.

Но имея в виду нормальность происходящего, мы можем более сознательно задавать вопрос «что делать». В любой ситуации с непослушанием есть как минимум двое участников, а значит можно что-то делать с каждым из них. То есть маме (и другим взрослым) стоит в первую очередь решить, хочет ли она изменить поведение ребенка, или достаточно просто снизить градус собственного напряжения по этому поводу.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Что делать с ребенком?

Иногда «не слушается» — это слишком мягкое выражение для проблемы с поведением. Некоторые дети отказываются подчиняться вообще каким-либо требованиям взрослых, могут вести себя неадекватно своему возрасту. Например, в 2 года малыш не отзывается на свое имя, нападает на других детей, дерется со всеми и по любому поводу и тому подобное. В таком случае родителям рекомендуется обратиться к детскому или семейному психологу за очной консультацией, так как серьезные проблемы с поведением нуждаются в профессиональной коррекции и могут быть признаками психологических нарушений.

Ниже приведены советы психолога родителям тех детей, поведение которых остается в рамках нормы, но по какой-то причине не устраивает родителей. Давайте разберемся, какие же воспитательные меры можно применять в разных случаях непослушания.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок подвергает себя опасности

Как заставить ребенка слушаться, если его поведение опасно для него или для других? Речь идет о системе жестких правил и границ, которые нельзя пересекать ни в коем случае. Большинство детей, которые бегут на дорогу или тянут руки в костер, просто не понимают, насколько это опасно. Такое поведение характерно для многих детей до трех лет, когда они только начинают активно исследовать мир и узнавать о том, как работает все вокруг.

Человек, только начавший жить, который никогда не сталкивался с реальными угрозами, не в состоянии понять некую абстрактную опасность. Поэтому система абсолютных запретов, которые касаются безопасности, строится на условных рефлексах. То есть, услышав слово «нельзя», «опасно» или «стоп» малыш должен останавливаться рефлекторно и очень быстро – это требует намного меньше времени, чем объяснение конкретной ситуации и возможных последствий, и намного меньше эмоциональных ресурсов.

Для того, чтобы такая система работала, необходимо:

  1. Выбрать слово-сигнал, сообщающее строгий запрет. Одно, конкретное и простое слово, которое будет использоваться всегда. Обычно слово «нельзя» в такой роли работает плохо, потому что «нельзя конфету», «нельзя рвать книги», «нельзя вылезать из окна» для ребенка будет звучать как запреты одного «ранга», а для родителя это совсем не так. Так что стоит либо выбрать другое слово – например, «опасно», «запрещено»; или не использовать слово «нельзя» в случае относительно нестрогих запретов. Например, можно ограничивать круг возможностей словами «не надо», «положи», «мы так никогда не делаем», «я не разрешаю» и так далее.
  2. Показать ребенку связь запрещающего слова с болезненными последствиями. Не стоит оберегать ребенка от естественных последствий его действий, если нет серьезной опасности для здоровья. Например, малыш тянется к горячей кружке. Можно сообщить ему, что это «опасно» или «нельзя» и позволить почувствовать боль от прикосновения к горячему. Если же опасность слишком велика, и метод естественных последствий невозможен – следует убрать ребенка или его руку от опасного предмета, проговаривая при этом запрещающее слово: «нельзя брать нож», «трогать плиту опасно». Такую схему придется повторить от нескольких до нескольких десятков раз прежде, чем она заработает как рефлекс.
  3. Устранить эмоции из опасных ситуаций. Вторая причина, по которой дети не слушаются и провоцируют опасность – потребность во внимании. Ребенок знает, что мама испугается за него, и таким образом пытается найти желанный (хотя и не слишком позитивный) эмоциональный контакт. Не стоит демонстрировать свои переживания в опасной ситуации ребенку.

Яркий пример того, как не следует реагировать, описан в книге «Малыш и Карлсон»:

— Подумай только! — сказала она. — А если бы ты упал с крыши? Если бы мы тебя потеряли?

— Вы бы тогда огорчились?

— А как ты думаешь? — ответила мама. — Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой».

Малыш чувствует, что когда он лезет на крышу, то становится сразу очень ценным и любимым. И вполне закономерно повторит этот опыт, когда снова почувствует себя одиноким и брошенным. Поэтому — никаких «ах, как ты всех нас напугал», объятий и восклицаний, только сухое и холодное объяснение, почему никогда ни в коему случае нельзя так делать.

В остальных ситуациях, которые не угрожают здоровью и жизни, вопрос непослушания оказывается довольно сложным, так как невоспитанное чадо взрослым не нравится, но и забитого тихоню вырастить они обычно не хотят. Если разобраться в причинах непослушания, то станет понятнее, как справиться с непослушным ребенком.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок протестует

Для детей характерны периоды протеста, как правило совпадающие с кризисами развития. Кризис – это переломный момент, некая резкая смена внутренней картины личности. У детей в эти моменты (и в 1,5, и в 3, и в 7, и в 10-12 лет) остро проявляется потребность стать более самостоятельными и автономными.

Поэтому и возникает импульс протеста против давления – взрослые контролируют каждый шаг, говорят, что и когда есть, надевать, когда и куда справлять нужду, и когда спать. Для каждого взрослеющего малыша пережить осознание этого тотального контроля – задача непростая.

Рекомендуем прочесть:  Может ли пропасть грудное молоко за один день

Важная роль родителя в этом кризисе автономности – предоставить малышу пространство, в котором он может принимать решения и действовать самостоятельно. Позволить решать, что он будет на завтрак и что надеть на праздник, доверить самому помыть посуду (да, возможно рискуя парой чашек и смирившись с необходимостью вытирать всю кухню от воды), заплатить за покупки в магазине, сделать заказ в кафе или развесить свои штанишки.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Эти вещи кажутся неважными мелочами, осложняющими жизнь взрослым, но для развивающейся личности человека возможность что-то делать самому в мире взрослых (а не только в играх) – это знак того, что он может действовать и быть полезным, что он важен и полноценен.

В те моменты, когда всплеск автономности оказывается ну совсем не к месту и конфликт неизбежен – не обязательно отвлекать или уговаривать. Встреча с жестокой реальностью – необходимая фрустрация для развития, поэтому нет ничего ужасного в том, чтобы иногда все равно делать то, чего ребенок не хочет. Важно при этом, чтобы он не переживал это как акт насилия и не чувствовал себя сломленным.

Сомнительная стратегия, например — орать на орущего ребенка. Ребенок себя контролировать не может, и от страха и чувства вины истерика только усиливается. А взрослый – может себя контролировать (ну, иногда), и когда истерика у ребенка – собственную истерику лучше отложить. Хватая в охапку сопротивляющийся комок ненависти, вопящий «не хочу домой», можно комментировать свои действия в духе «я понимаю, что ты хочешь еще поиграть на площадке, и сочувствую тебе, но мы идем домой». Вопли от этого вряд ли прекратятся, но чувствуя поддержку ребенок сможет быстрее и легче пережить период кризиса.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Когда ребенок мешает окружающим

Важно дать понять, что существуют правила поведения, которые соблюдают все. Для маленького ребенка понять это представляется почти невозможным, поэтому если ребенок не слушается в 4 года, когда мама просит его не кричать так громко в автобусе – это обычная ситуация.

Тем не менее, выражать свое недовольство можно, и можно делать все новые и новые попытки объяснить положение вещей: «здесь много людей, и твоя песенка может кому-то мешать», «человеку впереди неприятно, когда ты пинаешь его кресло». По мере взросления дети легко усваивают общие правила, которых придерживаются родители – особенно, если эти правила доброжелательно и доступно объяснить.

Когда ребенок игнорирует

Это бывает в двух вариантах:

  1. У ребенка собственные планы и ему вообще не интересно, что вы там хотите.
  2. Это пассивная агрессия, и так он выражает протест.

Первый вариант – типичное поведение для аутичных и автономных детей до 7 лет, а также для всех самостоятельных школьников. Бороться с таким игнорированием можно с помощью завлекательных прибауток, историй и присказок (от «ложечку за маму» до «внедряем систему поощрений за работу по дому»).

Важно помнить, кто здесь взрослый.

Обидно, когда детка не признает авторитет взрослых и делает, что вздумается, дерется и кричит. Но, ругая детку за автономность, взрослый не нарабатывает авторитет, а только увеличивает дистанцию и стремительно теряет доступ к «рычагам управления», что особенно актуально, если речь идет о школьниках старше 10 лет. Взрослый человек в состоянии справиться со своей обидой и одновременно оставаться родителем – с уверенностью в том, что надо делать и с пониманием того, как ребенку этого не хочется.

Второй вариант – проявление бунта, который чаще бывает у подростков, и по глубинным механизмам похож на тот самый «кризис трех лет» — подросток хочет быть автономным, сам принимать решения, он злится на родителей, когда чувствует давление, и сопротивляется требованиям. Как ни странно, система оптимального поведения для родителей тоже похожа – дать максимум самостоятельности там, где это безопасно, поддержку и любовь там, где она уместна, и не орать в ответ. Кстати, если в три года и позже у ребенка кризисы проходят продуктивно, то формируется устойчивое чувство автономности, самостоятельности и при этом надежной поддержки взрослого (обычно мамы), которое сохраняется и развивается, создавая «подушку безопасности» к подростковому кризису.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Что делать с собой?

Итак, когда ребенок не слушается — его можно услышать, понять и помочь пережить запрет, при этом не отступая и не «балуя» его отсутствием ограничений.

Пожалуй, каждая мама знает, как сложно услышать и понять ребенка, когда сил едва хватает на то, чтобы сдерживать собственный гнев.

Поэтому основная проблема, оказывается, в том, как себя чувствует мама, когда не может справиться с непослушным ребенком. А для мамы вполне нормально при этом чувствовать гнев, беспомощность, страх, ненависть и бессилие. Потому, что это сложно. Потому, что материнство полно конфликтов и трудностей. Потому, что никто не может быть эмпатичным и принимающим постоянно.

Злиться – нормально. То, что многие мамы не могут сдержать гнев – тоже нормально. Ребенок не сломается от того, что мама на него кричит. Детям важно видеть разные эмоции и понимать, какую реакцию у других вызывает их поведение. Выражение гнева – совершенно здоровое поведение даже для самой доброй и понимающей мамы.

Но потом, когда мама выразит свой гнев (любым способом, который для нее возможен), важно объяснить ребенку, что он не виноват. В силу детского эгоцентризма малышам очень сложно понять, что мама может злиться не потому, что он плохой, а потому что она устала, потому что не может понять его бессмысленную истерику, потому что разочарована и расстроена нарушенными планами. Вернее, наверное, важнее всего объяснить это себе, а уже потом – ребенку.

То, что ребенок не слушается – не делает его плохим. Это выражение его внутренней реальности, которая заслуживает внимания и уважения.

Никому не нужна идеальная мама, которая никогда не злится и всегда все понимает. Но очень здорово быть ребенком живой, эмоциональной и чувствительной мамы. Мамы, которая может разозлиться, но может и поддержать в трудный момент. Здорово быть ребенком надежной и взрослой мамы, которая в состоянии выдержать любой бунт и не отвернуться от своего малыша.

Фото и сын Василисы Русаковой, практикующего психолога и арт-терапевта

Автор статьи: психолог и арт-терапевт Василиса Русакова

Поэтому и возникает импульс протеста против давления – взрослые контролируют каждый шаг, говорят, что и когда есть, надевать, когда и куда справлять нужду, и когда спать. Для каждого взрослеющего малыша пережить осознание этого тотального контроля – задача непростая.

Что делать если ребенок не слушается в 5 лет советы психолога

В 5 лет дети уже понимают намного больше, чем мы, взрослые, полагаем. Возможно, некоторые тонкости взрослой жизни им кажутся загадкой, но они чувствуют, когда врут и неплохо умеют сочинять сами. Пятилетний ребенок буквально как губка впитывает всё, что творится вокруг: семейные привычки, поведение друзей. Это возраст исследования рамок, когда он осознает себя и пытается найти свое место для старта. Естественное желание отстаивать свое мнение приводит к возникновению проблемы поведения, и родители порой не знают, что делать, когда ребенок не слушается в 5 лет — советы психолога здесь, безусловно, сыграют роль подспорья.

Им уже недостаточно простых «нет», они хотят знать, почему нельзя это именно сейчас или именно ему? Когда будет можно? Что будет, если он нарушит? Столько «Почему?», которые требуют вразумительных ответов с последующими пояснениями. Тогда, разговаривая с сыном или дочерью на равных, вы даете ему ощущение, что считаетесь с ним, он уже сознательный, а он, в свою очередь, начнет уважать обоснованное «нет».

Ребенок не слушается в 5 лет – советы психолога ↑

Лучше всего выявить проблему и построить варианты решения.

Когда вы чем-либо угрожаете своему чаду, особенно когда вы обещаете что-то сделать — сделайте. Малыши помнят всё, касающееся их, и если по каким-то причинам не смог воплотить свое обещание (купить машинку или свозить в зоопарк во вторник, а мера наказания – лишить торта на день рождения за крупную провинность) подойти и честно объяснить, почему так сложилось, и какова причина того, что обязательства не выполнились. Иначе в будущем рискуете лишиться авторитета. Ведь всем хочется иметь вокруг себя обязательных и внимательных людей, на которых можно положиться. Ребенок в 5 лет — не исключение.

Важно выяснить в семье истоки возникновения проблемы. Почему он не может уважать простейшие запреты, почему порой делает что-либо назло, почему воспринимает все сказанное «в штыки», и что же делать, если ребенок не слушается в 5 лет — советы психолога, безусловно, невероятно полезны. Устранив корни можно полностью решить проблему.

Если он не ощущает себя счастливым, взрослые не кажутся ему друзьями, с которыми можно договориться, открыться им.

Вы хотите, чтобы он отошел ко сну и с кровати не вставал до утра – вместо фразы: «Еще раз встречу тебя на ногах, я приму меры, не вынуждай меня», прибегнуть к: «Надеюсь, лег отдыхать и спать, а ходить по дому не собираешься». Так ему понятны ожидания.

Вы желаете чистую тарелку после обеда, чтобы он съел приготовленное? «Пока не съешь все, со стола не встанешь» — плохой вариант. Альтернатива: «Знай: после ужина перекусов не будет». Это станет напоминанием, что для него кухня уже будет «закрыта» и выбор за ним — есть или нет.

Вместо стандартного: «Пока не почистишь зубы, из ванной не выйдешь», изменить на: «Ну вот, пора спать. Что мы выполняем обязательно перед сном?» — это даст знак, что наступило время для общих вечерних процедур.

Вы говорите, чтобы он вел себя в магазине спокойно – «Хватит бегать и ныть, иначе не возьму тебя с собой». Следует: «Напомни-ка, что мы хотели взять здесь? Где твой любимый батон, помоги маме отыскать» — так он получит руководство и отвлечется.

Просите не плакать, не требовать – «Будешь в углу весь день, если не прекратишь». «Я бы выслушала тебя, но могу услышать тебя, только когда ты говоришь нормальным голосом» — так он будет знать, что его поймут в принципе, но когда его голос позволит это.

Прочитав данные советы, теперь вы знаете, что делать, когда ребенок не слушается в 5 лет – советы психолог твердят в один голос: следите за своей манерой разговора. Когда он попросит о чем-то, обращаться с ним обычным своим голосом, не повышать — близкие должны прислушаться к его просьбам. Это научит к взаимному уважению, он узнает, что его точка зрения тоже ценна.

Все так плохо? ↑

На самом деле, признаки непослушания — хороший знак в глазах психологов. По их мнению, такой ребенок развивается здоровым и активным, он участвует в жизни семьи и учится стоять на своем. Он не загнан в угол «нельзя\можно».

Помните! С вами растет Человек, у которого имеется свой характер и предпочтения. Он хочет быть услышан вами, а когда этого не случается (близкие заняты, не могут уделить ему внимание, забывают о пожеланиях, пичкают нелюбимой едой, заставляют что-то против воли), он переходит на крик и истерики.

Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет? Советы психолога сходятся к единому – следовать своей задаче как наставников. Поддерживать его, рассмотреть в нем человека. Да, пока маленького и во многом несмышленого, но другого. Он спорит и само утверждается, ошибается в чем-то, иногда дико раздражается. Не бойтесь ругать и наказывать, но каждый раз говорите, что наказание он получил лишь за проступок, а не за себя в целом. Что его любят и заботятся о нем. Тогда он неосознанно будет беречь ваши нервы, ваше доверие.

Просите не плакать, не требовать – «Будешь в углу весь день, если не прекратишь». «Я бы выслушала тебя, но могу услышать тебя, только когда ты говоришь нормальным голосом» — так он будет знать, что его поймут в принципе, но когда его голос позволит это.

Ссылка на основную публикацию