Как Воспитателю Помочь Ребенку Адаптироваться В Детском Саду

Как Воспитателю Помочь Ребенку Адаптироваться В Детском Саду

Пивовар В.А., воспитатель д/с №17 г. Алексеевки Белгородской области

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги. .. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть. .. Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению психологов, раньше 3, 5-4 лет с садиком торопиться не стоит — в этом возрасте малыш уже больше понимает и осознает, проявляет самостоятельность, владеет речью, с ним можно договариваться. С другой стороны, в этом возрасте привычки, характер ребенка уже во многом сформированы, и ему может быть трудно принять для себя ту коллективную систему, которую представляет из себя муниципальный детский сад. К тому же далеко не всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.

Вопрос с выбора детского сада тоже стоит часто очень остро. Перед тем, как вставать на очередь в садик, полезно будет поговорить с родителями, чьи дети посещают приглянувшийся детский сад, почитать отзывы о детских садах. Стоит пройтись по близлежащим садикам, посмотреть, как гуляют дети, поговорить с воспитателями, заведующими — ведь именно от воспитателя во многом зависит, будет ли ребенок посещать детский сад с удовольствием.

Не так важно, насколько «элитным» будет садик, как то, к какому воспитателю попадет ваш ребенок. Узнайте, по какой программе работает детский сад, в который вы планируете пойти (в садиках тоже есть разные образовательные программы, например, программа «Развитие», программы «Детство», «Радуга» и другие), хотя образовательная программа в садике имеет, на мой взгляд, скорее второстепенное значение. Также каждый садик выбирает для своей работы одно или несколько приоритетных направлений в образовании и воспитании (например, есть садики с эстетическим уклоном, оздоровительным, спортивным, развивающим, художественным, музыкальным и т. п.).

Если есть выбор — желательно, чтобы садик находился недалеко от дома, если дорога в садик будет слишком длинной, то это, как и необходимость раннего подъема, будет утомлять ребенка. Если у вашего малыша имеются какие-то особенности в здоровье или развитии, лучше, чтобы он попал в специализированный садик (логопедический, ортопедический, детский сад для часто болеющих детей, детский сад для детей с нарушениями зрения, слуха). В таких садиках обычно малокомплектные группы, с детьми помимо воспитателя занимаются профильные специалисты, проводятся лечебные и профилактические процедуры, специальные занятия. Единственный минус — в них обычно не принимают детей раньше 3-4 лет.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8. 30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11. 30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12. 30&-13. 00 — сон до 15. 00-15. 30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание «неспящим» детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т. д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в «детский сад», рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как воробушки», «походим, как мишки». Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в группе раннего развития, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Рекомендуем прочесть:  Как Приучить Ребенка К Горшку За 7 Дней По Комаровскому Видео

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже «регрессировать» — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова «впал в детство», стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1, 5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о «прощальном ритуале», например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой «ключ от квартиры», без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в «детский сад», пусть игрушки возьмут на себя роли «деток» и «воспитателей», это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Не стоит ждать, что ваш малоежка, адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь «самим собой», исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть не в том, что он «не садиковский», а в том, что воспитатель просто не смог найти подход именно к вашему ребенку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то, возможно, 2-3 года — слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Наступает новая жизнь, когда маленький ребенок впервые выходит в мир.

И начинается большая жизнь, обычно, с детского сада.

9 января 2014 года состоялось открытие двух групп для детей раннего дошкольного возраста в «ЦРР – д/с «Росинка».

Чтобы сделать привыкание ребенка к детскому саду относительно легким, родителям разговор о детском садике лучше начинать задолго до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарований).

Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад?

Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город с длинными улицами, наполненными своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. И эти гиганты проявляют к вам особый интерес, и их намерения пока не ясны – добрые или не очень. И нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди и что за город. Помог, поддержал.

Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это, не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад двухлетним малышом. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотом? Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то умение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтным ситуациям с детьми, воспитателем.

Именно поэтому до начала посещения детского сада малыш должен поверить: мама может уходить, но всегда возвращается. Для «тренировки» необходимо попробовать на короткое время оставить ребенка в компании хороших знакомых, детей и родителей. Только необходимо предупредить малыша о своей отлучке! Очень пригодятся ребенку и навыки общения с чужими детьми и взрослыми. Поэтому стоит использовать любую возможность завести новые знакомства и расширить круг друзей малыша. Очень важно объяснить малышу, почему он должен ходить в детский сад. Можно сказать, что теперь он большой, и как все большие люди, утром тоже будет уходить по делам. Мама и папа отправляются на работу, старшие дети в школу, а он в садик. Это будет его первой обязанностью.

Дорога из сада – время для разговоров. Как прошел день, с кем он играл, что ел? Малышу интересно рассказать о том, кто в группе плачет, кто балуется и обязательно – кто ему нравится. А вот чего делать нельзя: исчезать, пользуясь тем, что ребенок заигрался, шантажировать садом и устраивать незапланированные выходные среди недели. Привыкнуть все-таки проще к тому, что ты понимаешь и осознаешь. Даже если это звучит так: вы покушаете, погуляете, поспите – и я приду за тобой.

Показателем окончания адаптационного периода является то, что ваш малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел. Вот теперь уже можно подумать о своих делах и о своих интересах, дорогие родители!

Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город с длинными улицами, наполненными своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. И эти гиганты проявляют к вам особый интерес, и их намерения пока не ясны – добрые или не очень. И нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди и что за город. Помог, поддержал.

«Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду»

Сроки социальной адаптации для каждого ребёнка индивидуальны. Для детей с проблемами адаптации это время увеличивается вдвое, а то и втрое. Как правило, это дети, которые воспитываются изолированно, только с близкими родственниками, либо дети с чрезмерной опекой взрослых.

Рекомендуем прочесть:  Если в 2 месяца ребенок плохо держит голову

В адаптационный период наша задача заслужить доверие ребёнка и обеспечить ему чувство уверенности и защищённости в детском саду.

Из всех причин трудного привыкания детей к новым условиям самой серьёзной является отсутствие единства требований воспитания в семье и в детском учреждении. Усилия родителей в первые дни пребывания ребёнка в детском саду должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее помочь воспитателю установить контакт с ребенком. Все взрослые, работающие в группе, должны выработать единую линию поведения с детьми и строго следовать ей.

Изменение образа жизни малыша приводят к нарушению его эмоционального состояния. Это неблагополучие сказывается на сне, аппетите, уменьшается интерес к игрушкам, снижается уровень речевой активности. У детей с проблемами адаптации преобладает отрицательное эмоциональное состояние (тревожность, плачь, отсутствует интерес к окружающему. Игрушки ребёнок либо не берет совсем, либо играет недолго. Такие ребятки стремятся к эмоциональному контакту с взрослыми (следят за их действиями, бегут за ними, пытаясь удержать рядом с собой, просятся на руки и т. д.) . Других детей такие малыши сторонятся, чужие взрослые вызывают у них страх. Чтобы облегчить адаптацию таким детям я использую следующие приёмы:

доброжелательное и терпеливое отношение к ребёнку;

телесные контакты (прикосновения, жесты, мимика, улыбка) ;

уделяю больше времени, чем контактным детям;

игры-показы, инсценировки, кукольный театр, рассматривание картинок, прослушивание сказок;

игры с пением и разнообразными движениями;

сюжетно-дидактические, подвижные, эмоциональные игры и др.

От того, насколько правильный подход к ребёнку найдём мы, взрослые, сможем ли понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребёнка в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

игры с пением и разнообразными движениями;

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду, будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других — хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала — на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.
Рекомендуем прочесть:  Изжога на 13 неделе беременности

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения – это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Фотогалерея: Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Аутотренинг

Эмоциональная связь между мамой и малышом незрима, но невероятно прочна. Сын или дочь считывают твое состояние и ориентируются на него. Ты не находишь себе места, собирая ребенка в садик, вздыхаешь: «Как ты там без меня?», расстаешься и не можешь сдержать слез? Ну, разве поверит малыш в то, что в садике ему понравится? Уверяем, если ты с улыбкой пожелаешь карапузу доброго дня, а вечером вернешься с позитивным настроем, ему будет легче пережить ваше расставание. «Но я, же волнуюсь!» — воскликнешь ты. Пожалуйста, не нужно. С твоим крохой все будет в порядке. Екнуло в груди? Это не потому, что стряслось неладное. Просто ты привыкла ежеминутно ощущать ребенка рядом с собой, следить за каждым его шагом. Мысленно повтори: «Малыш в надежных руках, у него все хорошо». Стало легче? Вот и славно. Для того чтобы удостовериться, не нужно звонить воспитателю. Когда будешь забирать ребенка, тогда все подробно и расспросишь.

Другая правда

Даже самого просвещенного карапуза, которому предварительно объяснили, что он будет делать в садике, во что играть и что кушать, ждет разочарование. Мамины рассказы он слушал как сказку, а тут столкнулся с реальностью. Постель в кроватке не похожа на домашнюю, да и перед сном никто не почешет спинку, не споет колыбельную. Еда непривычная, воспитательница требует непонятной организованности и послушания. Еще и детишки оказались не такими уж и дружелюбными. Кто-то толкнул, кто-то отобрал игрушку. И вот уже жизнь в садике кажется далеко не радостной. Ребенок со слезами на глазах толкует тебе, что в детском саду плохо, и он туда больше не пойдет. Верить ему или нет? Каждому слову! Еще и пожалеть. Но ты ведь понимаешь, что ничего страшного не произошло? В саду никогда не будет так, как дома, и это нормально. Психологи считают, что любому человеку для того, чтобы понять, что к чему в новой обстановке, требуется три дня. Не торопи события. А ребенку скажи, что скоро все наладится, он познакомится с ребятишками, подружится с воспитательницей и все нормализуется. Пока суть да дело, пусть возьмет с собой любимую игрушку. Они всюду будут вместе! Мишка или собачка разделят со своим хозяином все радости и горести. К тому же вдвоем не так страшно.

Понемногу привыкаем

Как правило, первую неделю ребенка водят в детский сад на полдня. Одни мамы забирают кроху до сна, другие — после. Малышу важно удостовериться: ты обязательно придешь за ним. Только не называй точное время — для маленького цифры ничего не значат. Говори: «После того как ты второй раз покушаешь, вернешься с прогулки или когда проснешься. » Что бы ни случилось, ты должна прийти вовремя. Постарайся быть пунктуальной. Поначалу детишки довольно охотно идут в садик, берут с собой игрушки, наряжаются. Для них это приключение, возможность показать себя, похвастаться. А потом внезапно они осознают, что детский сад — это надолго. Изо дня в день придется туда ходить, заниматься, выполнять обязанности. Нужно идти даже в том случае, если накануне кто-то обидел. Вот тогда-то тебя и ждет серьезное испытание. Малыш протестует и не хочет одеваться, всю дорогу плачет, а около двери в группу закатывает истерику. Очень просим, сохраняй спокойствие. Отлично понимаем, что тебя ждут неотложные дела, особенно если привыкание к саду совпало с твоим выходом на работу. Но не стоит соглашаться на предложение воспитателя увести карапуза в игровую: мол, там он быстро успокоится. Да, она делает это из лучших побуждений. Ей действительно можно поверить, через час ребенок будет вести себя, как ни в чем не бывало. Тем не менее, не убегай. Возьми кроху на руки, прижми к себе, утешь. Разъясни, как важно для тебя его согласие. Пока он в саду, ты справляешься со многими делами. Уговори потерпеть до вечера. Ты вернешься, и вы вместе отправитесь в парк или пойдете кататься на велосипеде. А может, просто останетесь дома, испечете пирог и посмотрите мультик. Слезки высохли? Твой умничка машет тебе на прощание рукой? Поздравляем с первой победой! Естественно, вечером ты выполнишь обещание — и вы здорово проведете время.

Надежные тылы

Новый уклад вносит свои поправки в вашу жизнь. Многое изменилось. Малыш получает от родителей меньше внимания, из сада его забирает то мама, то папа, то бабушка. «Ты меня любишь?» — кроха задает этот вопрос снова и снова. Сомневается? Да. Поэтому отвечать нужно по многу раз и самой как можно чаще напоминать об этом. Карапузу важно ощущать себя любимым, бесценным для родителей. Не помешает уверить ребенка, что в случае чего ты бросишь все дела и примчишься к нему. Следует также обговорить возможные форс-мажорные ситуации. Кто вас подстрахует? Бабушка, няня? Ребенку важно знать, что в саду его не оставят и заберут, даже если мама и папа задержатся, попадут в затор на дороге, сломается машина. Хорошо, если тот человек, который вам помогает, в присутствии крохи подтвердит свою готовность прийти на выручку. Необходимость посещать детский сад легче воспринимается тогда, когда оба родителя на службе. Зная, что кто-то находится дома, ребенок приложит максимум усилий, чтобы тоже остаться.

Дорога домой

Все новости из жизни в саду ты получаешь на обратном пути. Малыш делится впечатлениями, тараторит без умолку. Слушай внимательно, задавай вопросы, вникай. Здорово, когда мама знает, как зовут товарища, поддерживает заинтересованность противоположным полом (да-да, первая влюбленность очень серьезна), разбирается в детских играх и помнит имена игрушек. Многие детишки встречают родителей вопросом: «А что ты мне принесла?» Их можно понять — приятно каждый день получать сюрприз. Но ты ведь хочешь, чтобы ребенок ожидал твоего прихода, а не новой вещи. С другой стороны, испытываешь желание порадовать сына или дочку. Почему бы не делать это иногда, например, раз в неделю? Получится замечательная традиция. Намекни, что и ты не прочь получить что-то. Пусть это будет поделка, маленький букетик, желудь, каштан, лишь бы кроха осмысленно его приготовил. А еще придумайте ритуал. Скажем, обниматься при встрече или бежать друг к другу с улыбкой. Ты мама без комплексов? Тогда бери пример с американцев, они умеют выдумывать. Хлопок ладонями, затем коленками. Потом потереться носами, подпрыгнуть на месте и громко сказать: «Привет!» Как тебе такой вариант?

Ссоры и обиды

Что бы ни натворил ребенок в детском саду, ты всегда должна быть ему защитой. На него жалуются? Не нужно тут же выяснять отношения и допытываться при всех. Ни стыдить ребенка не стоит, ни ругать. Выслушай потерпевшую сторону, поблагодари за информацию и пообещай во всем разобраться. С выводами не спеши. Интересен еще и противоположный взгляд на происшедшее. Хотя порой все и так предельно ясно. В таких обстоятельствах твое понимание куда важнее воспитательных бесед. Кроха сам пострадал? Отнесись без шуток к его откровениям, выслушай, посочувствуй. Но оценивать старайся адекватно. Если бы произошло что-то серьезное, воспитатель обсудила бы все с тобой. Раз она не обратила внимания на инцидент, значит, ничего ужасного не произошло. Тебя что-то беспокоит? Сразу же с утра во всем разберись. В конфликте замешан другой ребенок? Запомни: ты не имеешь права его воспитывать. Сообщи воспитателю, встреться с родителями. Хочешь о чем-то расспросить ребенка, с которым дружит твой? Лучше сделать это в присутствии и с разрешения его мамы или папы. Бывают и очень неприятные ситуации, когда виновата воспитательница. Ее действия непедагогичны? У тебя есть доказательства, а она все отрицает? Придется встречаться с заведующей. Только не заводись, будь вежлива, учтива, описывай все отстраненно. И не бойся, что конфликт тем или иным образом отразится на ребенке. Воспитательница — взрослый человек, вряд ли она станет сгонять зло на крохе. Раз уж вы не смогли прийти к взаимопониманию вдвоем, вам поможет третий человек, заинтересованный во всестороннем решении проблемы. Но если ты смолчишь, побоишься предать дело огласке, будь готова к продолжению неприятностей. Правда, детишки, чьи мамы слишком робки и не отстаивают интересы собственного ребенка, быстро понимают: рассчитывать придется лишь на себя. Бойкие борются за себя. Спокойные смиренно терпят. Ты ведь не такого хочешь для малютки?!

Будет интересно!

Психологи утверждают: малыш, который умеет себя занять, обладает навыками самостоятельной игры, лучше адаптируется в садике. Как научить? Садиться вместе с ребенком и забавляться куклами, машинками, конструктором. Но не механически, а со смыслом. Придумывайте простенький сюжет и воплощайте его в жизнь. Очень важно и умение общаться со сверстниками. Вы наработали его в песочнице, с детьми знакомых, старшей сестрой или братом? Тогда проблем не возникнет. Хотя тебе все равно нужно будет научить ребенка сочувствовать и сопереживать, стремиться понять другого и не лезть в драку. А еще делиться и меняться игрушками. В общем, помочь ему постичь секреты жизни в коллективе.

Все новости из жизни в саду ты получаешь на обратном пути. Малыш делится впечатлениями, тараторит без умолку. Слушай внимательно, задавай вопросы, вникай. Здорово, когда мама знает, как зовут товарища, поддерживает заинтересованность противоположным полом (да-да, первая влюбленность очень серьезна), разбирается в детских играх и помнит имена игрушек. Многие детишки встречают родителей вопросом: «А что ты мне принесла?» Их можно понять — приятно каждый день получать сюрприз. Но ты ведь хочешь, чтобы ребенок ожидал твоего прихода, а не новой вещи. С другой стороны, испытываешь желание порадовать сына или дочку. Почему бы не делать это иногда, например, раз в неделю? Получится замечательная традиция. Намекни, что и ты не прочь получить что-то. Пусть это будет поделка, маленький букетик, желудь, каштан, лишь бы кроха осмысленно его приготовил. А еще придумайте ритуал. Скажем, обниматься при встрече или бежать друг к другу с улыбкой. Ты мама без комплексов? Тогда бери пример с американцев, они умеют выдумывать. Хлопок ладонями, затем коленками. Потом потереться носами, подпрыгнуть на месте и громко сказать: «Привет!» Как тебе такой вариант?

Ссылка на основную публикацию