Кризис 3 Лет У Ребенка Консультация Для Родителей Комаровский

Содержание

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка

Еще совсем недавно ваш малыш был достаточно послушным, открытым и ласковым, но теперь все наоборот: постоянное упрямство, частые истерики и желание, чтобы все было, как ему или ей хочется.

Как объяснить такие перемены? Все это свидетельствует о кризисе ребенка. И сегодня мы постараемся подробно и достоверно узнать, в чем заключается психология кризиса 3 лет у детей, каким образом он проявляется, и как необходимо родителям себя вести, чтобы вместе с ребенком пережить этот период.

Что такое кризис 3 лет у ребенка

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Основная причина появления кризиса у детей

Примерно в таком возрасте ребенок начинает чувствовать себя взрослым и способным проявлять свою волю, а вот протесты и запреты родителей в его планы не входят, и все, чего ребенок желает – исполнения своих желаний и прихотей. Это и ведет к тому, что своим поведением он пытается показать свою значимость и «взрослость». Поэтому, очень важно, чтобы в этот тяжелый период родители помогли своему ребенку, а не навредили.

Кризис у ребенка – симптомы

Чтобы знать, как бороться с проблемой, необходимо знать ее «в лицо». Поэтому, сейчас мы ответим на вопрос: в чем и как у ребенка проявляется кризис 3-х лет?

Среди самых распространенных признаков кризиса 3-х лет можно отметить следующие проявления:

  • Происходит отдаление ребенка от родителей и частое противостояние им. Малыш все воспринимает враждебно и любая помощь от взрослых может быть оценена им отрицательно. В этот период ребенок может быть плохо настроен против одного из родителей, но при этом проявлять благосклонность к другому. Этот симптом кризиса трех лет многие определяют как негативизм.
  • Упрямство малыша переходит все границы и проявляется в каждой мелочи.
  • Он или она постоянно пытается отстаивать свои желания, и часто в речи можно услышать «я хочу», «я знаю», « я не буду» и тд.
  • Малыш постоянно пытается делать наоборот все, что говорят родители, даже если ему или ей это может навредить. Можно сказать, что в этот период вредность набирает обороты.
  • Часто ребенок становится агрессивным, он может закатывать истерики, кусаться или биться. Очень важно в этот момент не потакать всем его прихотям и хотениям.
  • Еще отмечается полное пренебрежение тем, что раньше имело значение. Ребенок может ломать игрушки, которые раньше для него были любимыми, отказываться делать то, чем раньше он увлекался. Такое отношение зачастую проявляется и к родителям.

Сколько может длиться кризис 3 лет у ребенка?

На этот вопрос нет определенного ответа, ведь все детки разные и проходят этот период по-разному. Однако специалисты выделяют возрастной период в который чаще всего наблюдается кризис у детей, и это время с 2,5 до 3,5 лет.

Кризис трех лет – консультация для родителей

Отношение к ребенку с самого рождения постепенно формирует его личность и характер. Поэтому, очень важно как к воспитанию подходят родители и ближайшие родственники. Мы собрали несколько советов, которые можно охарактеризовать, как памятка родителям, помогающая преодолеть кризис трех лет у вашего малыша.

  • Родители должны стремиться воспитывать ребенка в одной «системе координат». Не должно быть такого, чтобы мама что-то разрешала, а папа запрещал или наоборот. В таком случае ребенок выберет для себя «удобного» родителя и будет вить из него «веревки», как бы странно это не звучало. Ведь дети очень хорошие психологи и они сразу же видят, кто из родителей более мягкий и идет на уступки.
  • Необходимо запастись твердостью, терпением и спокойствием, и вкладывать в ребенка то, что есть определенные правила, которые нельзя нарушать, независимо от того, что хочет ваш малыш. Обязательно нужно говорить о последствиях непослушания, чтобы ребенок начинал осознавать свою ответственность, выбирая те или иные действия. И, конечно же, это необходимо делать спокойно, уравновешенно и с любовью.

  • Ребенку необходимо давать возможность принимать самостоятельные решения в доступных для него пределах и поощрять это. Например, если он хочет помочь вам по дому, дайте ему сделать это. И даже если у него что-то не получится, обязательно хвалите и благодарите за помощь. Вы покажите ему пример, что нужно быть благодарным, когда тебе помогают, и в тоже время ребенок будет приучаться к трудолюбию.
  • Также, в таком возрасте можно позволять малышу принимать участие в выборе игрушек, книг или игр при покупке. Такой подход позволит выработать самостоятельное принятие решений, что очень важно для дальнейшего становления личности.
  • Если вы можете уступить в той или иной ситуации, например, ребенок хочет взять с собой на улицу какую-то определенную игрушку, уступите и дайте ему возможность выбрать. Однако помните, что это не относится к желаниям малыша, которые могут ему навредить. В такой ситуации вы должны быть твердыми и с любовью объяснять, почему так делать нельзя.
  • Необходимо помнить о том, что все мы сделаны «из одного теста» и порой уже во взрослом возрасте ведем себя, как наши дети во время кризиса. Мы также часто не послушны, не уступаем другим, отстаиваем свое мнение, даже если оно ошибочно, и относимся не очень хорошо к своим ближним. Поэтому, когда вы видите, что ребенок ведет себя не так, как вам бы хотелось, просто вспомните себя и учитесь помогать ему с любовью и лаской. Обнимайте его чаще и говорите о том, что вы вместе сможете преодолеть все невзгоды, даже если сейчас он этого не заслуживает, ведь и мы часто не заслуживаем хорошего к себе отношенияю

Доктор Комаровский о кризисе трех лет у ребенка – видео

— Что делать, если ребенок не слушается—? И вообще, почему это он вдруг стал непослушным и капризным? В этом видео доктор Комаровский очень доступно и просто объясняет, что происходит с детьми в этом возрасте и какие меры должны предпринимать родители вместе с бабушками и дедушками. Какие правила являются неизменными в воспитании детей, и как пережить кризис 3 лет у ребенка.

Итак, кризис 3 лет, как и любой другой кризис – это достаточно непростой период в жизни детей и родителей. У кого-то это время проходит незаметно и практически безболезненно, а кому-то стоит очень потрудиться и набраться терпения.

Родители! Нам стоит не забывать, что, несмотря на всю вредность, нашим детям в такое время тоже нелегко и чем более ласковыми и терпеливыми мы будем с ними , тем легче и быстрее мы сможем преодолеть этот кризис.

Обязательно прочитайте о методиках раннего развития детей: методике Домана, методике Никитиных и методике Монтессори.

Кризис трех лет – это переходный период между ранним и дошкольным возрастами. Этот период считается одним из достаточно трудных моментов в жизни ребенка. В это время происходит осознание ребенком себя как личности, и становление нового вида взаимоотношений с окружающими.

Кризис 3 лет у детей — Как помочь ребенку

Характеристика кризиса 3 лет у детей — Особенности кризиса 3 лет у детей — Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?

Под кризисом 3 лет у детей понимается — резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.

Симптомы кризиса 3 лет у детей

  • Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
  • Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
  • Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
  • Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
  • В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», «Я сам», «Я могу», «Я хочу».
  • Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
  • Малыш становится упрямым.
  • Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
  • Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
  • Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителям следует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
  • В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
  • Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
  • Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: особенности типов темперамента, приемы воспитания детей.

Уход за кожей лица после 30 лет: как выглядеть моложе своих лет, причины раннего старения.

Доктор Комаровский «Кризис 3 лет» или «Непослушный ребёнок» Видео

Как правильно вести себя с непослушным ребенком? Какие существуют способы изменить его поведение? Можно ли наказывать ребенка? Если да, то как? Как родители могут понять, что сами не справятся с «трудным» ребенком и необходимо обращаться к профессионалу? Как помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет? Свой взгляд на эти вопросы выскажет доктор Комаровский, а в гостях у него — певица Даша Медовая с семьей

Причины кризиса 3 лет у детей

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 — 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей?

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие «Кризис трёх лет» весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 — 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.

Полезные статьи для родителей по воспитанию детей:

Стили семейного воспитания: характеристика стилей, к каким последствиям может привести тот или иной выбранный стиль воспитания.

Развитие речи ребенка 3- 4 лет: характеристика особенностей нормального хода речевого развития детей.

Кризис 3 лет психология

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

  • Становление нового уровня самосознания.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Развитие волевых качеств, активности.
  • Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?

Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка. Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.

Кризис 3 лет у детей — Как помочь ребенку справиться с кризисом 3 лет:

  • Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования.
  • Проявляйте чуткость и терпение.
  • При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют.
  • Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.
  • Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению.
  • Поменьше вмешивайтесь и торопите его.
  • За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть.
  • Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).
  • Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.
  • Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.
  • Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.
  • Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.
  • Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.
  • Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.
  • Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.
  • Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.
  • Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его. Что значит любить ребенка просто так, таким какой он есть, как показать ребёнку свою любовь, к каким последствиям для ребенка может привести нехватка любви читайте в статье «Безусловное принятие ребенка» ЗДЕСЬ.
  • Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.
  • В возрасте 3 лет игра становится для ребенком ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.
  • Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.
  • Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: «Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!» вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример, например: «Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец».
  • Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: «растяпа», «плохорукий» и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: «Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно».
Рекомендуем прочесть:  Узи на 20 недели беременности фото

Кризис 3 лет у детей — это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми. Если вам сложно в одиночку справиться с поведенческими проявлениями ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психологу, он поможет вам восстановить мир в семье.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Как пережить кризис 3 лет у ребенка

Процесс становления личности человека от рождения до взрослости – череда сменяющих друг друга кризисов и периодов «покоя». Каждый пережитый кризис – это ступенька к новому возрастному уровню, к новым знаниям и умениям.

Один из самых сложных этапов детства – переход от раннего возраста (1-3 года) к дошкольному (3-6 лет). Эта ступень в развитии малыша порой становится настоящим испытанием для мам и пап. Поэтому каждой семье известен термин «кризис 3 лет у ребенка».

Интересный факт! Закономерный кризис трех лет переживают и новая семья, и новая фирма. Развитие любой психологической структуры подчиняется одним и тем же законам. Первые два года уходят на накопление информации, а в середине третьего начинается поиск новых горизонтов.

Из этой статьи вы узнаете

Желание быть самостоятельным

Самостоятельность – нормальное и естественное желание в возрасте около 3 лет. Еще недавно чадо робко делало первые шаги и с трудом держало равновесие на широком бордюре. И вдруг малыш изменился, обрел уверенность в себе и стал капризным, строптивым, непослушным. Его главный аргумент против любых родительских возражений – «я сам

Детям трудно понять, что в мире что-то может быть невозможно. Они стремятся все проверить и убедиться лично. Стремление быть самостоятельным впервые возникает обычно около 2 лет, но может проявиться и раньше, и немного позднее.

Собственное «я» формируется в личности не сразу, не в один момент, и довольно важно, чтобы взрослые общались с ребенком правильно. В 2,5-3 года уделите внимание возрастной психологии:

  • Если в этом возрасте ребенок все еще говорит о себе в третьем лице, пора поработать над собой и перестать произносить фразы вроде «Мы заболели». Особенно это касается мамочек. Малыш нуждается в отделении его личности от взрослого. Физически это уже произошло в момент рождения, психологически происходит в период кризиса 3 лет.
  • Если ребенок все еще ругает себя, благодарит и уговаривает так, будто общается с посторонним человеком, стоит подтолкнуть его к осознанию «я». Попробуйте вместе совершить открытие перед зеркалом: «Вот же я! (отражение). И это тоже я! (реальность)».

Трехлетка может стать очень конфликтным. Его «жуткий гнев» то и дело направляется в адрес старших! Но это не от того, что у него дурной характер или психологические проблемы. Наоборот, маленький человек развивается!

Созревание личности трехлетки

Преодоление кризиса укладывается в возрастные рамки 2-4 года. Пиковый момент приходится на достижение 3 лет. Ребенку необходимо осознать собственные силы. Первое, что делает малыш на этом пути, – изучает возможности своего тела: прыгает, лазает, принимает разные позы, манипулирует предметами взрослого мира, активно познает технику и электронику, осваивает первый настоящий (трехколесный) велосипед.

Парадокс возраста. Воля заставляет детей совершать проступки и нарушать дисциплину. Но применить волю осознанно, чтобы, например, прекращать плакать по желанию взрослого, им тяжело.

Нормально развивающиеся дети испытывают удовольствие от своего волеизъявления. Они противопоставляют собственные потребности и требования взрослых открыто и как будто назло. Упрямство – негативная, но необходимая форма поведения. Преодолев столкновение интересов, человечки учатся своим первым компромиссам.

Важно! Подавайте хороший пример! Маленький человек упрямо старается делать то же, что разрешено взрослым. Любые попытки объяснить, что это «нельзя» или «плохо», наталкиваются на логичный вопрос: «А почему тебе можно, а мне нет?!»

Источник воли: причины кризиса

К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.

Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:

  • Заканчивается половая идентификация. Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
  • Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
  • Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
  • На основе темперамента формируется характер. От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.

Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк, в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.

Кризисные симптомы

Хотите наверняка диагностировать у своего чада кризис 3 лет? Ответьте «да» или «нет» на несколько вопросов о поведении и взаимоотношениях. Чем больше ответов «да», тем более вероятно, что пора изменить стиль воспитания дошкольника.

Экспресс-тест

  1. Возникает ли у вас ощущение, что ребенок как будто назло выводит из себя родителей, нарушает правила, действует поперек существующих запретов, перепроверяет границы личного пространства взрослых?
  2. Возникают ли у ребенка капризы и истерики на ровном месте, сопровождающиеся фразами: «Не хочу», «Не буду», «Хочу другое»?
  3. Часто ли вы сталкиваетесь бескомпромиссными «Я сам» и «Не трогай, это мое»?
  4. Случались ли рыдания в магазине с требованием «Хочу эту игрушку!» (падать на пол при этом необязательно, достаточно просто ныть)?
  5. Убегает ли ребенок от вас на улице так далеко, что не в состоянии вернуться самостоятельно или не реагирует на зов?
  6. Бывает ли, что малыш остро и с обидой реагирует на запреты либо игнорирует их и даже не пытается переставать нарушать правило по требованию?
  7. Часто ли ребенок отказывает вам в выполнении каких-то простых просьб?
  8. Часто ли в целом вы сталкиваетесь с отрицанием, даже если предложенное раньше было приятно ребенку?
  9. Проявляет ли ребенок агрессию по отношению к взрослым в конфликтных ситуациях (кидает или ломает игрушки, рвет книги, говорит грубости, пытается хамить и драться, бить или кусать взрослого)?
  10. Замечали ли вы за своим трехлеткой проявления деспотизма или ревности, которые ранее не были ему свойственны?

7 достоверных признаков

Кризис периода «Я сам!» хорошо изучен. Удалось выявить основные его признаки и выработать универсальные тактики, как вести себя родителям. Необязательно проявятся все симптомы одновременно, некоторые могут и вовсе никогда не возникнуть. Это так называемое семизвездие кризиса 3 лет.

Все дети разные, но закономерности их психологического развития едины во всем мире. На этом и строится теория семизвездия. У ребенка кризис, если в возрасте 2,5-3,5 года ярко проявляются ранее не замеченные поведенческие особенности:

  1. Негативизм. Ребенок в любой ситуации действует поперек мнения старших, поступает наоборот.
  2. Упрямство. Он упорно отстаивает свое мнение даже по самым незначительным вопросам, с радостью вступает в спор и борется до конца.Важное замечание!Не путайте упрямство и настойчивость. Первое – временные негативные проявления в поведении. Второе – положительная черта характера дошкольника. Отличить их просто: по предмету спора. Упрямство может касаться самых обыденных вещей, настойчивость – только принципиально важных.
  3. Строптивость. Своеобразное сопротивление всему устоявшемуся, появление сомнения по поводу любого утверждения старшего.
  4. Своеволие. Ребенок утверждает, что он достаточно взрослый, чтобы делать взрослые дела наравне со старшими, да еще и действовать по собственному плану! Имеет значение развитость самооценки.
  5. Бунтарство. Конфликтность и агрессивность активизируются по любому незначительному поводу, буквально на ровном месте.
  6. Обесценивание. Все, что раньше казалось незыблемым и ценным, вдруг перестает быть важным. Ребенок больше не признает старых правил, не любит свои старые игрушки, не дружит с прежними друзьями.
  7. Деспотизм. Малыш стремится захватить власть над младшими и старшими, подчинить мир своей воле через манипуляции, ревность, капризы и настойчивые требования.

Если сына или дочь стало трудно переубеждать, настаивать на своем, прежние воспитательные модели не работают, а выработать новые не получается, лучше обратитесь к педагогу или психологу за родительской консультацией.

Останавливать сопротивление во время кризиса нельзя. Научный подход учит преодолевать кризисный этап, приобретать опыт. Помогать детской психике побеждать возрастные трудности — задача родителей. Это требует постоянной сосредоточенности и контроля, но продлится недолго.

Как вести себя

Здесь уместна установка Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие!» Раздражаться, нервничать, кричать и необдуманно применять наказания родителям категорически нельзя. Понять, как вести себя, поможет осознание одной простой истины кризисного периода:

Ребенок ведет себя плохо не потому, что хочет противоречить взрослым, а потому, что его психика требует создания и преодоления конфликтов, чтобы выработать новые качества и модели поведения.

Бороться с маленьким человеком и его неокрепшими нервами однозначно неправильно. Малыш в состоянии кризиса нуждается в помощи и поддержке самых близких людей. Авторитарность никоим образом не поможет переломить протест трехлетки.

Важно подбирать стратегии для каждого симптома отдельно. Вот несколько рекомендаций.

Негативизм.

Когда чадо на каждое «да» кричит «нет», без предупреждения начните играть в игру, которая обязательно вызовет смех. Задавайте самые очевидные вопросы:

— Ты хочешь кушать?

— А погулять пойдем?

— А гулять пойдем?

Можно задавать вопросы другому члену семьи, по-доброму передразнивать малыша и постепенно втягивать его в эту игу. Добейтесь того, чтобы ребенок заигрался и начал отвечать без негативизма. Еще один прием – просьба наоборот: «Не собирайся, ты не поедешь в садик сейчас», «Не надо надевать спортивный костюм, мы же не идем на тренировку».

Упрямство

Создайте ситуацию, в которой сын или дочь станет заложником собственного слова (заранее продумайте ее):

— Пойдешь со мной гулять, пока мама готовит обед?

— Ты уверен, что не хочешь гулять?

Родитель уходит на 5-7 минут один, затем возвращается и рассказывает маме о впечатлениях:

— Мы запускали во дворе Васькин самолет/катались на новых санках/играли со щенком/строили шалаш… (любое значимое для малыша событие).

Важно сделать паузу и дождаться реакции ребенка. Затем обратиться к нему:

— Я возвращаюсь во двор. Все ребята еще там. Ты пойдешь гулять?

В подобных смоделированных ситуациях ребенок учится задумываться о последствиях своего выбора. Развивается логика, причинно-следственные связи.

Строптивость.

Ребенок сопротивляется даже предложенным развлечениям, родители могут использовать это, чтобы еще раз указать чаду на последствия каждого выбора. Подстроенные ситуации не должны заканчиваться слезами разочарования и обиды!

Своеволие.

Взрослые дела могут быть опасны. Чтобы снова объяснить правила безопасности, используйте две стратегии контролируемых ошибок. Разрешите ребенку ошибиться и получить наказание от ситуации (естественно, без травм и страхов!). Сыграйте на самооценке малыша.

В ответ на желание малыша выполнить работу взрослого предупредите его о последствиях для неправильного варианта. Дайте возможность выбрать и иметь дело с последствиями:

— В этом пакете яйца для торта. Если ты его уронишь, яйца в нем могут разбиться, и мы не испечем торт. Давай лучше я его понесу?

— Нет. Я понесу сам!

(Удар пакетом об асфальт.)

— Ну вот. Теперь мы не сможем испечь торт. Жаль, что больше нет денег, чтобы купить новые продукты. Придется сделать омлет. Пойдем домой.

Используйте также упражнения и диалоги для самооценки дошкольника. Применяйте терапевтические сказки.

Бунтарство.

Против бунтарства хорошо работает театрализация. После очередного бунта важно спросить у ребенка, как он отнесся бы к другому человеку, который вел бы себя так же. Выбрав нужный момент, взрослый имитирует истерику на ровном месте, громко кричит, бьет кулаками по дивану или стенке, требует чего-либо.

Этим способом можно вызвать у ребенка одну из сильных эмоций: стыд или недоумение. В любом случае стоит разобрать ситуацию на уже знакомые понятия: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «красиво», «некрасиво», «правильно», «неправильно».

Рекомендуем прочесть:  Как собрать ртуть с пола из разбитого градусника

Для строгих запретов, например, относительно игр у дороги, лучше всего переменить место дислокации, а правило несколько раз разобрать на примере картинок или «рассказов про одного мальчика, который играл на дороге».

Обесценивание.

Обесцененные игрушки могут (временно) покинуть дом. Обесцененные правила придется заменить новыми, придуманными вместе с ребенком, но выгодные родителям. Порой достаточно просто перефразировать привычный запрет, чтобы он снова выполнялся.

Нельзя обесценивать разве что людей. Например, если ребенок исключил из круга общения бабушку, она не должна перестать приходить в гости. Но она имеет право проигнорировать присутствие внука. Задача родителей – обсудить ситуацию с ребенком и прийти к тому, что бабушка все-таки ценный для малыша человек.

Переключайте внимание. Если сын отказался от игр с машинками, увлеките его конструкторами, а вместо лепки предложите рисование пластилином.

Деспотизм.

Равное разумное внимание к детям, строгое распределение обязанностей, режим дня и ежедневные семейные ритуалы помогут свести на нет проблему ревности между детьми и капризы по поводу покупок или выбора одежды.

Другой полезный опыт – контрастное подкрепление. Хорошее поведение активно поощряется, а дурное – разумно игнорируется. Как только малыш начал обижать младшую сестру, мать молча забирает ее и занимает другим делом, оставив обидчика в одиночестве.

Научите детей разумно анализировать поведение других: мальчиков и девочек в детском саду, персонажей сказок и мультфильмов. Однажды покажите чаду запись видео с его собственной истерикой и спросите о его мнении. Беседа о содержании ролика откроет для вас ребенка с другой стороны.

Каждая семья уникальна, к каждому ребенку желательно найти профессиональный индивидуальный подход. Лучше всего получить несколько консультаций у психолога, который научит правильно реагировать на выходки, не психовать, не орать на ребенка и предложит упражнения и игры, наиболее актуальные для вашей семьи.

Ребенок – зеркало семьи

Не опекайте ребенка излишне, но и не применяйте к нему деспотичный стиль. Долгое время перед кризисом дети впитывают окружающую информацию, отражают ее внутри себя, а во время кризисного периода выдают вовне. Поведение ребенка может быть диагностичным для семейного психолога.

Если специалист заметит в поведении младшего члена семьи ошибки старшего поколения, то обязательно порекомендует минимальную программу:

  • договориться о едином стиле, в том числе с бабушками и дедушками;
  • отказаться от гиперопеки и авторитаризма;
  • сохранять спокойствие и выдержку в любой момент общения с детьми;
  • обдумывать каждое действие и слово, стараясь подавать ребенку позитивный пример;
  • научиться моделировать нужные ситуации вокруг ребенка, стать находчивыми родителями;
  • не обманывать малыша, вести себя искренне.

Правильная стратегия – залог быстрого результата. Изменение поведения ребенка происходит почти сразу, в течение нескольких дней.

У малыша должно создаваться ощущение, что он действительно сам принимает решения. Но эти решения должны быть верными, чтобы родители имели возможность похвалить за них. Споры, ругань, соперничество приводят лишь к усилению бунта. А вот желание помочь по дому (выполнение взрослых обязанностей) необходимо поощрять.

Старайтесь больше времени играть вместе, сотрудничать в играх. Борьба за первенство допустима только в рамках игры. Три года – самое время для познавательных игр и игр на внимание:

  • «Съедобное — несъедобное»;
  • «Да – нет»;
  • «А ты знал, что. » (факты о природе);
  • сюжетно-ролевая игра;
  • уроки доброты с участием животных;
  • творческие занятия, можно привлекать к ним соседских ребят или членов семьи.

Разумные решения дошкольника не следует оспаривать. Пусть играет теми игрушками, которые считает нужными; пусть выбирает одежду из нескольких допустимых вариантов; пусть съедает обед в своем порядке. Лишите его возможности закатить истерику или начать злиться.

Путем эксперимента он выбирает свои будущие привычки и формирует характер. Он все равно придет к общепринятым инструкциям и алгоритмам, потому что так делают все вокруг. Трехлетке нужно убедиться в правильности выбора взрослых на собственном опыте. Если же сейчас лишить его возможности выбирать, то в подростковом возрасте могут возникнуть более разрушительные бунты.

Важный принцип! Если ошибку можно исправить, то это не ошибка. Не ругайте за испачканную одежду, а вместе постирайте ее по правилам. Ребенок разбил мамину любимую чашку — купите «по секрету вместе с папой» новую такую же и сохраните этот секрет на века.

  • Предлагайте свою помощь, когда она необходима.
  • Хвалите хорошие поделки и оказывайте поддержку, когда что-то не получилось.
  • Обнимайте малыша перед сном. Даже если он провинился.
  • Избегайте директивных указаний, лучше придерживайтесь дипломатичной стратегии.
  • Никогда не называйте ребенка растяпой, бестолочью, глупым – не убивайте самооценку ребенка в 3 года!
  • Изучайте родительские хитрости (например, советы доктора Комаровского).

Все это – педагогические инструменты хороших родителей для любого возрастного этапа.

Важные советы родителям

Всегда помните, что поведение юного человечка, его капризы и бунтарство исходят не из характера. Все это – необходимые психике события, через которые формируется детская личность и ее эмоционально-волевая сфера.

Трехлетний бунтарь хочет быть взрослым, участвовать в жизни семьи наравне с другими. Чтобы его самооценка формировалась в соответствии с возрастом, а характер оставался мирным, научитесь считаться с его мнением: в выборе блюда на завтрак, одежды для похода в гости, подарка для соседской девочки, игрушек для прогулки. Памятка родителям по воспитанию ребенка 2,5-4 лет состоит всего из нескольких пунктов.

Памятка родителям по воспитанию детей 2,5-4 лет

  1. Разумные запреты. Не перегружайте пространство множеством запретов. Лучше установите правила безопасности и любые требования устанавливайте с этой позиции. «Нельзя выходить из подъезда первым, потому что что-то может упасть с крыши (сосульки)/кто-то сбить с ног (мальчишки на велосипедах)/дверь слишком тяжелая (может сделать больно).
  2. Спокойствие и находчивость. Сохраняйте спокойствие и рассудительность. Будьте находчивы. Учитесь оборачивать ситуацию в свою пользу. Приводите правдивые аргументы. Обращайте в шутку мелкие неприятности. Переключайте внимание капризули на что-то. Ищите компромиссы.
  3. Похвала и выбор. Хвалите за самостоятельность в разрешенных ситуациях. Во всех остальных предлагайте мнимый выбор: не спрашивайте, хочет ли он купаться, — спросите, с каким шампунем он сегодня будет купаться.
  4. С разрешения старших можно все. Придумывайте игры и занятия, в которых запреты становятся разрушенными по желанию взрослых: ватман для рисования поверх обоев с младшей сестрой, таз с теплой водой для запускания корабликов вместе с папой. Время от времени разрешайте безобидно «шкодить» и делайте это вместе с детьми.
  5. Вовлечение в деятельность. Используйте сюжетно-ролевую игру для вовлечения в деятельность. Усадите мишку за стол и начните кормить. Попросите дочь помочь в этом. Не заметите, как она сама потянет ложку в рот.
  6. Предвосхищение ситуации. Предвосхищайте истерики и заранее договаривайтесь о поведении. И никогда не сравнивайте своих детей с другими. Максимум – с ними самими в прошлом. Сравнение с другими подрывает становление самооценки. Научитесь сами и научите детей делать приятные сюрпризы. Получать благодарность куда приятнее, чем наказание.
  7. Никаких физических наказаний. Гасите приступы гнева! Неэффективно в качестве наказания и лишение обещанных развлечений. Это лишь подорвет доверие к родителю. Наказание не должно быть направлено от родителя к ребенку. Лучшее наказание то, которое исходит из ситуации и направлено к поведению в этой ситуации, то есть обезличенное наказание (что-то разбилось, стало недостижимым, потерялось, исчезло).

Умейте отличить намеренное уклонение от правил и случайное их нарушение в познавательном кураже. В каждой ситуации имейте выдержку, чтобы разобраться и не сорваться на крик. Возможно, разбившего чашку малыша в результате придется похвалить, одновременно выразив огорчение из-за чашки. Критичные замечания максимально смягчайте, а уж оскорблять дошкольника и вовсе некорректно.

Другое замечание относится к внезапным изменениям в поведении детей. Иногда на помощь семье непослушного дошкольника приходит не психолог, а невролог. Когда нарушения поведения исходят из физического качества нервной системы, воспитательные принципы дополняются медицинскими.

Непослушание рассматривается уже не как проблема, а как симптом. Невролог может рекомендовать успокоительные препараты. Пренебрегать ими не стоит.

Помощь от домашних животных

Приобретение домашнего животного и распределение между членами семьи (или детьми разного возраста) обязанностей по уходу за ним – хороший способ уравновесить взаимоотношения и сместить акцент с эгоцентричного детского «я» на беззащитное эго живого существа.

Идеальным выбором для трехлетнего чада станет кошка. Естественно, от хороших родителей с адекватным поведением. Дикий уличный котенок не подойдет, поскольку питомец должен успокаивать и настраивать на совсем другой лад. Породу стоит выбирать по повадкам, а не по внешнему виду. Среди 40 кошачьих пород можно найти питомца на любой вкус.

Важна не только порода, но и то, как детеныши росли, сколько общались с человеком, чему успели научиться к 2 месяцам к моменту продажи. Хороший питомец многому научит трехлетку: устраивать комфортную обстановку в соответствии с потребностями другого, справляться с уборкой, волноваться о здоровье домашнего любимца, воспитывать его.

Положительный опыт. Законы памяти таковы, что лучше всего запоминается и осваивается то, что было передано другим. Если ребенок обучает котенка слушаться, он транслирует на него те правила, которые установили родители. Правила укореняются в сознании.

По психическим характеристикам двухмесячный котенок и трехлетний дошкольник приблизительно равны, поэтому прекрасно понимают друг друга. Кошка повзрослеет быстрее и останется другом семьи. А за это время закончится и кризисный год у дошкольника. Ребенок научится основам ответственности и межвидовой дружбы.

Кризис 3 лет может длиться от полугода до двух лет и характеризоваться очень индивидуально. Дети настолько разные, что один будет вредничать все это время, а другой «управится» за 2-3 недели. Родителям требуется терпение, чтобы не выходить из себя.

Принимайте кризис 3 лет не как ужасное испытание, а как подтверждение нормального развития и формирования личности. Время быстро проходит, послушный ребенок скоро вернется, если вы будете достаточно осторожны в собственных действиях. Отношения с родителями строятся непрерывно. Если контакт потерян, его сложно восстановить на следующих возрастных этапах.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/crizis_3_let_u_rebenka.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Используйте также упражнения и диалоги для самооценки дошкольника. Применяйте терапевтические сказки.

«Я сам!» или 7 главных признаков кризиса 3 лет и способы их преодоления

Многие родители слышали о таком понятии, как «кризис 3 лет». Однако всё равно случающиеся у трёхлеток истеричность, негативное отношение к просьбам и пожеланиям со стороны взрослых застают последних врасплох.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Возрастные рамки кризисного периода

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Негативизм

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

В случае негативизма малыши отказываются от собственных желаний, даже если они совпадают с требованиями или предложениями мамы или папы. То есть дети не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от близкого взрослого.

Рассмотрим отличия на конкретных примерах:

  • образец непослушания. Малыш заигрался на улице. Мама зовёт его кушать, но поскольку он ещё не нагулялся, то отказывается заходить в дом. То есть в основе его поведения лежит желание погулять, противоречащее маминому требованию вернуться домой;
  • образец негативизма. Малыша, играющего на улице, зовут на обед, однако он категорически против, хотя уже устал гулять и проголодался. То есть отказ обусловлен не недостатком игрового времени, а стремлением противостоять маме, хотя их желания в данном случае совпадают.

Таким образом, негативные реакции всегда адресные и направлены не на содержание просьбы (требования, пожелания), а на конкретного человека. Обычно «объектом» выступает именно мама.

Строптивость

Строптивое поведение несколько напоминает негативизм, однако отличается обезличенностью, то есть оно направлено не на определённого члена семьи, а на привычный жизненный уклад.

Можно сказать, что таким способом ребёнок протестует против всех предметов и порядков, которые его окружают.

Психология маленьких детей такова, что с большей степенью вероятности строптивость будет проявляться в тех семьях, где существуют разночтения по поводу воспитания и дисциплинарных мер между матерью и отцом, родителями и старшим поколением.

Строптивый ребёнок вообще не желает выполнять просьбы и разумные требования всех взрослых домочадцев, как будто он и не слышит обращённой к нему речи. Например, малыш продолжает играть в кубики, несмотря на просьбу мамы и папы сложить игрушки в корзину.

Рекомендуем прочесть:  Какие Анализы Надо Сдать Перед Планированием Беременности Женщине И Мужчине

Если ребёнок не собирается выполнять вашу просьбу прямо сейчас, постарайтесь переключить его внимание на другое занятие. Спустя некоторое время он, например, самостоятельно уберёт игрушки или вымоет руки, а вам не придётся «стоять над душой».

Упрямое поведение не следует путать с настойчивостью. В первом случае ребёнок стоит на своём только потому, что прежде уже потребовал этого. Настойчивость же – проявление воли, позволяющее детям достигать желанной цели.

Рассмотрим разницу между этими качествами на конкретных примерах:

  • образец настойчивости. Малыш категорически отказывается идти за стол, пока не достроит башенку из кубиков, которая почему-то всё время рушится;
  • образец упрямства. Вы зовёте малыша завтракать, однако он отвечает отказом, потому что перед этим сказал, что не голоден (хотя на самом деле на данный момент проголодался).

Ребёнок стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно, пусть даже это будет сиюминутное желание. То есть детский деспотизм можно назвать своеобразным стремлением к власти над матерью или отцом.

К примеру, малыш может хотеть, чтобы мать не отлучалась от него ни на минутку. Если же в семье несколько детей, то ребёнок начинает демонстрировать ревность по отношению к брату или сестрёнке – забирает игрушки, не желает вместе выходить на улицу, исподтишка щипается и т.д.

Обесценивание

В 3 годика дети нередко перестают ценить всё, что прежде представлялось им очень важным.

Причём относится это как к близким людям, так и к неодушевлённым предметам и правилам поведения.

Прежде, казалось бы, воспитанный ребёнок начинает бросать любимые машинки, отрывать куклам руки, вырывать страницы из книжек, больно дёргать кота за хвост.

В этом возрасте малыши нередко грубят тем близким людям, которые раньше пользовались авторитетом. К примеру, кроха может сказать бабушку, что стукнет её, а маму может назвать дурочкой.

К тому же у трёхлеток активно развивается словарь, поэтому в их лексиконе начинают появляться грубые и даже бранные словечки. Ими дети активно пользуются, чтобы получить яркую негативную реакцию от родителей.

Дети 3-летнего возраста стремятся к максимальной самостоятельности, неудивительно, что этот период ещё называется кризис идентичности «Я сам». Малыш пытается обойтись своими силами, вне зависимости от ситуации и собственных ограниченных возможностей.

Безусловно, это хорошо, если ребёнок, к примеру, сам старается шнуровать ботинки или надевать курточку. Но совсем другое дело, когда он отталкивает мамину руку при переходе через автомобильную дорогу или пытается включить электронные приборы без разрешения родителей.

Бунт (протест)

Протестное поведение – это реакция ребёнка на давление со стороны значимых взрослых, которые требуют завтракать в одно и то же время, не кричать на улице, не ломать игрушки и т.д.

Результатом родительского диктата становится бунт в виде отказа от привычных действий (малыш не хочет есть сам), истерики, вспышек гнева и прочих негативных проявлений.

Постоянные истерики не так просты, как может показаться на первый взгляд. Подобные реакции являются своего рода стрессом, которые приводят к сбоям в работе защитной системы организма. Если же накопившееся напряжение не выходит наружу, возникает аутоагрессия.

Кризис трёх лет: правила для родителей

Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:

  1. Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
  2. Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
  3. Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
  4. Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.

Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.

Борьба с истериками

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет, поэтому советы родителям по борьбе и предупреждению истерик придутся как нельзя кстати.

  1. Чтобы предупредить эмоциональную вспышку, необходимо заранее договариваться с ребёнком. Например, до посещения магазина игрушек договоритесь, что именно будете приобретать. Конечно, это не поможет в 100% случаях, однако вероятность истерики существенно снизится.
  2. В разгар аффекта не следует что-либо объяснять ребёнку. Подождите, когда он придёт в себя, а уже затем обсудите, почему его поведение (но не он) кажется вам плохим и недостойным. Обязательно рассказывайте малышу о своих чувствах, пусть даже негативных.
  3. В случае публичной истерики необходимо лишить ребёнка «зрителей». Для этого нужно или отвести его в менее людное место, или попытаться отвлечь внимание пролетающей птичкой или пробегающей собачкой.

Ну а поскольку ведущий вид деятельности для трёхлеток игра, все ситуации, приводящий к истерикам, следует проигрывать. «Делайте покупки» вместе с куклами, «кормите» игрушек, разыграйте поход в поликлинику и т.д.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность.

В чем заключается кризис 3 лет и как вести себя родителям?

Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Смешные истории, высказывания детей родители незамедлительно стараются запечатлеть. Веселые прогулки по парку, посиделки в кафе или краткосрочные экскурсии – это все могут позволить себе родители детей трех лет.

Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет и как вести себя родителям сейчас, чтобы как можно быстрее пережить эти испытания?

Даже самый покладистый и радушный ребенок может превратиться в вечно недовольное, упрямое и ноющее создание. Всему виной – кризис! Малыш вдруг отказывается выполнять просьбы или наказы родителей, вести себя неподобающе, бросаться на пол, впадать в истерику и требовать, чтобы все подчинились его требованиям. Чем не террорист? Порой даже самые терпеливые родители опускают руки и в панике выполняют все капризы, лишь бы их чадо не плакало.

Ребенок всем недоволен и постоянно плачет

К счастью, детский кризис трех лет – это проходящее явление, особенно если подойти к этому вопросу грамотно и разобраться, каковы причины, вызывающие такое неадекватное поведение ребенка.

Подготовившись к нему заранее, родители не только смогут вытерпеть все капризы малыша с минимальными психическими потерями для себя, но и помогут ребенку преодолеть эти сложности. На самом деле данный кризис происходит не из-за излишнего упрямства ребенка, он связан с непониманием и незнанием, как вести себя в неизведанных жизненных условиях, как приспособиться к этому новому этапу?

Каковы же симптомы, как меняется поведение детей 3 лет?

Симптомы, характеризующие кризис, проявляются у многих детей дошкольного возраста. Излишнее упрямство, отрицание всего – вот свидетельство начала этого сложного этапа. Кризис не посещает ребенка в четко обозначенные сроки, приступы могут начаться и задолго до трехлетнего возраста или же по истечении его, перед началом школьного периода. Все зависит от личных особенностей развития ребенка.

Что такое кризис

О начале кризиса трех лет свидетельствует следующее поведение:

  • ребенок становится истеричным, даже без особой причины;
  • совместные посещения магазинов становятся несносными, он постоянно требует купить что-нибудь для себя. В противном случае, родителей ждет «показательное выступление» с рыданиями и катаниями по полу;
  • постоянно пытается перейти границу дозволенного, проверить реакцию взрослых, не реагирует на запреты или просьбы, понятия «нельзя» для него не существует;
  • на прогулке может убежать в противоположное направление движения и спрятаться;
  • отвечает на все предложения негативно, ему все не нравится, он не желает подчиняться;
  • пытается самостоятельно одеться, поесть, но столкнувшись с трудностями или препятствиями, закатывает истерику;
  • попытки поговорить с ребенком не заканчиваются положительным результатом, он в любом случае все делает по-своему.

Каковы причины такого поведения?

В возрасте 3 лет ребенком осознается то, что он является самостоятельной личностью. Постепенно личное «я» отделяется от родительской опеки.

Кризис 3 года — ребенок не хочет ничего слушать

Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без нее. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребенку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.

Кризис 3 года — перечень симптомов

Как вести себя родителям?

Советы родителям помогут преодолеть все негативные проявления этого периода, научат, как правильно вести себя с ребенком трех лет.

Соблюдение правильного баланса

Критический трехлетний кризис – это пора, когда родителям нужно научиться соблюдать правильный баланс. Не следует ребенка переделывать, «ломать» его психику, подстраивая под свои нужды. Угнетая малыша наказаниями или нравоучениями, оскорблениями, мы загоняем проблему еще дальше, а не позволяем ей разрешиться. Целесообразнее переключить внимание ребенка на что-нибудь другое во время истерики. Если не получается отвлечь его, лучше переждать. Затем, в спокойной обстановке нужно обговорить с ним проблему, объяснить, что такое поведение очень огорчает папу и маму, и в обществе так вести себя недопустимо.

Истерика ребенка — самое частое проявление кризиса 3-х лет

Предоставление выбора

Желание самостоятельно решать и выбирать – вот, что овладевает ребенком в период кризиса трех лет.

Советы родителям помогут быстро и эффективно устранить все негативные проявления поведения малыша. Ведь не сложно во время прогулки спросить совета у малыша: «Куда мы пойдем сначала – на горки или качели?» Или разрешить ему самостоятельно решить, что кушать на завтрак: кашу или бутерброд. Так он будет чувствовать себя полноценным членом семьи со своими желаниями и потребностями.

Игра на противоречии – это искусный маневр родителей, которым лучше пользоваться в крайних случаях. Например, если ребенок неохотно собирается в детский сад, ноет, можно заявить, что сегодня он не идет туда. Тогда ребенок из упрямства скажет: «Нет, пойду!» Подчеркнув, что сегодня выполняете его просьбу, скажите, что в другой раз придет и его черед выполнить вашу.

Главный посыл кризиса 3-х лет: я сам

Принятие своего «я»

И в этом должны ребенку помочь родители. Главное, не переходить на оскорбления и унижение достоинства малыша. Критиковать нужно поведение ребенка, а не его лично. При всех временных трудностях, малыш должен чувствовать заботу и любовь взрослых. Лучше подчеркивать это при каждом удобном случае. Хвалить ребенка нужно, особенно если он выполнил поручение или его поведение в течение дня было удовлетворительным.

Помощь специалистов

В крайнем случае, когда воспитатели и родители не в силах справиться с последствиями кризиса 3 лет у детей, как вести себя – подскажут психологи. Обратившись к помощи специалистов, можно найти верное решение в той или иной ситуации. Многие практикующие психологи имеют большой опыт в этой сфере, они всегда окажут помощь, дадут правильные советы, как преодолеть трудности, сопутствующие этому периоду.

Негативизм детей 3-х лет — одно из проявлений кризиса

В любом случае, родителям пригодится огромное терпение, спокойствие и позитивный настрой.

Сколько времени длится кризис трех лет?

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и во многом зависит от реакции родителей на детское поведение.

Некоторые дети довольно быстро проходят через все трудности этапа, другие долго мучаются, пытаясь доказать окружающим свою самостоятельность.

В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности, поэтому предлагаемые советы и основанное на них правильное поведение взрослых, помогут эффективно справиться со всеми трудностями, преодолеть эти сложные времена.

Свои желания нужно отстаивать ради удовлетворения детских потребностей. Чаще всего поведение ребенка – демонстративно, он у всех на виду может устроить истерику из-за пустяковой причины или вовсе без нее. Такое тираническое поведение вызывает у родителей немало беспокойства. В некоторых случаях оно переходит в раздражение или рукоприкладство. Однако, не нужно забывать, что такое поведение вовсе не направлено на то, чтобы специально огорчить взрослых, досадить им. Ребенку просто не знакомы другие модели поведения для того, чтобы самоутвердиться и доказать всем, что он также является личностью со своим характером и желаниями.

Ссылка на основную публикацию