Ребенок Не Говорит Букву Р В 5 Лет

Содержание

Как научить ребенка говорить букву Р

Трудности в овладении сонарными звуками «р» и «р’» часто встречаются у детей дошкольного возраста. Наряду с обучением счету, чтению и письму, многие родители очень хотят, чтобы их ребенок научился правильно выговаривать эту букву еще до школы. Научиться выговаривать букву Р без логопеда помогут специальные занятия по правильному звукопроизношению.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Нужна ли помощь логопеда?

Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р – вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.

Чем поможет ребенку логопед:

  • определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
  • изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
  • составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.

Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).

Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».

Упражнения для дыхания

“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.

Упражнения для губ

“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды прежде всего рекомендуют растягивать её с помощью массажа и артикуляционных упражнений. Их можно выполнять в игровой форме, и при должном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, консервативный метод удлинения уздечки эффективен у детей в возрасте до 5 лет.

  • Тянемся до носа

Дотянуться до кончика носа – задача не каждому под силу, но можно провести соревнование, кто же дотянется сильнее. Кончик языка нужно максимально тянуть вверх. Повторять упражнение по 5-7 раз в день.

Ребенок видел, как котята лакают молоко? Предложите ребенку попробовать лакать что-нибудь, как домашняя кошка. Например, сгущенное молоко на тарелке. Это отличное действие для растяжения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью её растягивания проводится взрослым. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того, как способ растягивания уздечки массажем продемонстрирует логопед. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка вверх. Чистыми пальцами рук (большим и указательным) взрослый аккуратно берет под языком уздечку и делает массирующие движения. Допустимо небольшое подтягивание уздечки вверх. Массаж делать 2 раза в день по 3 минуты.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение дома правильному произношению должно выполняться ежедневно по 3-5 повторов. Малышам до 4-5 лет необходимо показывать упражнения на своем примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и как должен выглядеть результат. Детям после 5 лет можно выполнять некоторые занятия перед зеркалом – по мнению логопедов, именно так лучше всего происходит автоматизация звука «р».

  • Произнеси слоги
ра-ра-ра-ра ра-ро-ры-ру
ро-ро-ро-ро ру-ры-ра-ро
ры-ры-ры-ры ры-ра-ро-ру
ру-ру-ру-ру ро-ру-ра-ры
  • Чистоговорки

РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.

РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) – с Катей мы ловили кур.

  • Повтори предложения

– Вера и Рома играют в жмурки.

– Туристы развели костёр.

– Фёдор топором рубит дрова.

– У Иры красные рукавички.

– Шофёр проверят мотор.

  • Повтори скороговорки

– На горе Арарат растёт крупный виноград.

– У мыши в норке сыра корка.

– Трое трубачей трубили в трубы.

– После росы росли розы.

– Во мраке раки шумят в драке.

  • Повтори потешки

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь,

Под горкой – норка.

В этой норке крот

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Также научить в домашних условиях произношению «р» можно с помощью детской литературы. Для упражнения потребуются книги с иллюстрациями. Попросите ребенка назвать изображенный предмет, в названии которых есть буква Р. Это могут быть: ромашка, рак, рубашка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамидка и т.д.

Учим ребенка говорить звук «Р» дома – что взять на заметку

Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните – даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.

Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:

  • чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
  • используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
  • для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
  • поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время “проблемному” звуку не менее 20 минут ежедневно.

РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.

Как быстро научить ребенка говорить букву Р

Когда ребенок начинает говорить, то родителям приходится приложить немало усилий, чтобы малыш произносил звуки правильно. Одним из самых сложных по праву считается звук Р. Иногда он поддается крохе с трудом. Задача родителей в это время — не смеяться над картавым чадом, а помочь ему. Как научить ребенка говорить букву Р? Сейчас расскажем.

Общие правила

Обычно родители до поры до времени не обращают особого внимания на «французское» произношение чада. Тревогу начинают бить ближе к школе. А между тем, чем раньше они займутся ребенком, тем проще и быстрее коварная буква войдет в лексикон.

Рекомендуем прочесть:  6 недель плодное яйцо

Некоторые источники требуют, чтобы первым делом малышу объяснили разницу между звуками и буквами. Дескать, в первом классе малышу потом будет проще.

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Что делать, если ребенку никак не дается буква Р? Обратитесь к логопеду. Нет, совсем не обязательно ходить на занятия регулярно. Можно сэкономить немалую часть семейного бюджета, если вы сами готовы заниматься с малышом. Но хотя бы один раз посетить специалиста стоит. Он определит проблему и подскажет, в каком направлении двигаться.

Совет. Сходить к логопеду нужно обязательно. Зачастую родители в погоне за буквой Р не замечают, что отпрыск коверкает другие буквы.

Сразу разворачивайтесь и уходите, если специалист начинает вас стращать. Якобы от картавости развиваются дисплазии, патологии и ужасные болезни головного мозга. Такой «логопед» просто хочет вытянуть из вас побольше денег. Запомните, от ротацизма (официальное название картавости) еще никто не умирал. Вон, жители Франции и Германии все поголовно картавят. И что? Прямо все штабелями падают и умирают от патологий? А сколько человек говорят на английском языке? Ведь там нет четкой буквы Р. Так, жалкое подобие. Скажете тоже абсолютно все страдают от заболеваний мозга? Глупости.

Ищите хорошего специалиста, который будет давать вам ценные рекомендации как научить ребенка говорить букву Р, а не рассказывать сказки.

Кстати, картавость может быть от недоразвития уздечки. И, если раньше приходилось ее подрезать хирургическим путем, то сейчас можно избежать таких кардинальных мер. Есть много упражнений, позволяющих растянуть и разработать уздечку безболезненно.

А вы знали? Оказывается, что наиболее тяжелая форма ротацизма — это гортанный вариант (или горловой). В таком случае родителям бывает очень сложно научить ребенка говорить букву Р правильно. Здесь однозначно не обойтись без помощи логопеда. Потому что это уже не коррекция речи, а переучивание.

Не заставляйте отпрыска насильно выполнять логопедические упражнения. Выбирайте время, когда малыш:

  • выспался
  • накормлен
  • здоров
  • отдохнул
  • в хорошем настроении

Обязательно используйте элементы игры, чтобы заинтересовать ребенка. Сухой официальный язык оставьте себе. С чадом можно и подурачиться, но только на основе рекомендованных занятий. И не перенапрягайте ребенка. Пары раз в день по 20-25 минут более чем достаточно, чтобы у малыша не развилось отвращение к учебе.

И еще. Кроме специальных упражнений для буквы Р, не сбрасывайте со счетов другие уроки по тренировке всего речевого аппарата. Ведь только комплексный подход поможет вам одолеть сложную букву.

Упражнения для буквы Р

Большинство из них предназначены для того, чтобы разработать кончик языка ребенка. Именно он отвечает за правильное произношение буквы Р. Одновременно с этим следует заниматься и другими участниками речи: губы, поверхность языка, щеки.

Вот наиболее распространенные и эффективные упражнения:

  1. Барабанщик. Рот открываем широко, кончик языка прислонен к основанию верхних резцов. Быстро и часто произносим букву Д. При этом вибрирует кончик языка и получается почти буква Р.
  2. Извозчик. Рот широко открываем, кончик языка поднимаем к верхнему небу. С силой резко выдыхаем воздух через кончик языка. Должно получиться что-то вроде глухого ТРРР.
  3. Художник. Рот открываем широко, кончик языка опять поднимаем к верхнему небу. С силой начинаем рисовать языком на небе разные каракули. Лучше всего будет водить взад-вперед и влево-вправо.
  4. Лошадка. Самое обыкновенное цоканье. Или щелканье языком. Вспомните, как делали это в детстве, и покажите малышу.

Обязательно следите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью во время тренировок. Это наиболее распространенная ошибка. Поначалу у малыша может не получаться выполнять тренировку. Не отчаивайтесь, спустя некоторое время все выйдет идеально. А там не за горами и злополучная буква Р.

Совет. Непременно показывайте чаду на собственном примере, как надо ставить язык и губы, как выдувать воздух. На словах иногда бывает не очень понятно, что нужно сделать. И не забывайте об игровой составляющей занятий.

Упражнения для выдоха

Такие занятия — непременный атрибут артикуляционной гимнастики. Потому что без сильного выдоха звук Р произнести не получится (нужна вибрация кончика языка). Кстати, вместо тренировок можно надувать мыльные пузыри. Или катать по столу легкий шарик от пинг-понга. Или даже пробовать удержать воздушный шарик в воздухе одним дыханием без рук. Устройте соревнования — кто дальше задует бумажку по столу. Словом, развивайте фантазию и силу выдоха у своего чада.

Вот некоторые упражнения для этого:

  1. Непослушный. Язык высовываем, несколько раз быстро прихватываем его губами. Одновременно с этим делаем глубокий выдох.
  2. Маятник. Улыбаемся, немного приоткрываем рот. Высовываем кончик языка и водим им от одного уголка губ к другому. Одновременно выдыхаем.
  3. Комарик. Слегка приоткрываем рот, кончик языка высовываем. Произносим букву З, сильно выдыхая воздух. Теперь прячем язычок внутрь. Снова говорим долгую букву З, и опять выдыхаем.

Логопеды рекомендуют родителям приобрести специальный шпатель для занятий. Использовать его очень просто. Надо во время занятий аккуратно подсунуть инструмент под язык ребенка и подвигать им влево-вправо. Таким способом создается дополнительная вибрация на кончике языка. А иногда становится отчетливо слышна буква Р.

Совет. Покупайте логопедические шпатели, предназначенные для детей, а не для подростков или взрослых. У них более аккуратная форма. А еще они вкусно пахнут фруктами, конфетами или шоколадкой.

Ценные рекомендации

Иногда случается такое: родители спохватываются и начинают приставать к ребенку без всякой подготовки и гимнастики речевого аппарата. Требуют произнести целые стишки или даже скороговорки. Чадо пугается, замыкается в себе.

Чего можно добиться такими упражнениями, кроме обиды малыша? Ничего. Для начала перед тренировкой разогрейте речевые мышцы дополнительными занятиями. И только потом пробуйте осилить сложную букву.

Кстати, логопеды советуют сначала научиться правильно произносить звук Р отдельно. Потом нужно научиться подолгу рычать. И только после этого можно переходить к целым словам, предложениям. Ну, а если чадо раньше времени начало уверенно говорить букву Р в обыденной речи, то не стоит его останавливать. Ведь ваш малыш оказался смышленей, чем вы думали. Пусть нарычится вдоволь.

Некоторые бабушки и дедушки прекрасно помнят, как травили своих сверстников с дефектами речи. Они могут начать запугивать внука, обещая все кары небесные и бойкот от других детей. Пресекайте такие беседы на корню, чтобы и думать забыли говорить ерунду. Не понимают по-хорошему? Объясните в более грубой форме. Сейчас столько детей с неправильным произношением, что большинство сверстников просто не обращают внимания на дефекты речи. И никто уже давно не смеется над картавым или шепелявым одноклассником.

Внимательно следите за произношением ребенка. Иногда случается, что малыш с успехом одолевает мягкую букву Р, а вот твердая ну никак не дается. На собственном примере показывайте отпрыску правильное звучание. Пусть он заглядывает к вам в рот, пусть посмотрит, как держать кончик языка и губы. Ведь всем известно, что дети очень любят повторять за взрослыми. Используйте это во благо.

Очень удобно это делать перед зеркалом. Например, скажите ребенку, что сегодня вы — мартышки. Поэтому должны кривляться. Но не просто так. Как именно — подскажет логопед. В интернете тоже можно найти множество упражнений.

Занимайтесь с ребенком каждый день. В любое удобное время. Можно даже готовить еду на кухне, но не вылупливаться в телевизор, а поиграть с малышом словами. Почаще употребляйте в своей речи слова с буквой Р. И не только во время упражнений. Можно даже представить себя с ребенком львиным семейством, порычать на воображаемого врага, или друг на друга. Да мало ли возможностей у любящих и заботливых родителей?

Не забывайте хвалить малыша за любую, даже самую маленькую победу над коварной буквой Р. Никогда не сравнивайте чадо с другими детьми. Он у вас — такой единственный и самый любимый.

Как научить ребенка говорить букву Р? Запомните — это дело не одного дня. Проявите настойчивость и терпение. Занимайтесь с чадом регулярно, но не навязчиво. Следуйте рекомендациям логопедов. И все у вас получится. Вскоре отпрыск начнет рычать не хуже тигренка.

Видео: как научиться произносить звук Р

Давайте смотреть правде в глаза: сейчас не каждый взрослый знает различие. Поэтому не забивайте ребенку голову. Кстати, в первом классе учитель и без вас объяснит чаду все про буквы и звуки. А значит оставьте малышу немного детства, учеба еще успеет ему надоесть. В общем, занимайтесь буквой Р, и ничем кроме.

Как научить ребенка говорить букву «р»

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, как неправильное произношение ребенком некоторых букв. В основном, дети картавят. Самостоятельно привить правильное произношение сложно, но все-таки попытаться стоит. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка говорить букву «р».

Особенности детей

Не стоит заставлять ребенка до 4-х лет правильно говорить все буквы. Он еще находится на стадии языкового развития и способен самостоятельно обучиться произношению.

Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

Самые распространенные проблемы:

Обучение с помощью игр

Можно затеять своеобразную обучающую игру. Нужно выбрать самые простые игрушки, показывать их ребенку и издавать разные звуки с буквой «р». Например, как делает пистолет: «тра-та-та» или, как едет трактор: «тр-тр-тр».

Многие специалисты советуют рассказывать детям разные стихи и скороговоркам, в которых есть слова с буквой «р». С теми, кто постарше, их можно даже заучивать.

Поначалу будет сложно, но со временем начнет получаться. Следите, чтобы произношение было четким: только «р», а не «л».

Обучение через собственный пример

Занимаясь с детьми дома, вы должны на своем примере показывать, как правильно проговаривать слова.

Чтобы ребенку было понятно, четко артикулируйте и замедляйтесь на тех фразах, где есть буква «р», дайте ему прочувствовать вибрацию и рассмотреть, как расположены губы и язык.

Также можно попробовать самостоятельно немного поддернуть уздечку языка, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Обращаться за помощью к логопеду можно, когда ребенку исполнится 6 лет.

Ребенок в 5 лет не говорит букву р

Как научить ребенка говорить букву Р

Избежать трудностей с произношением тех или иных звуков в процессе овладения речью удается очень немногим ребятишкам. Но если забавный лепет двухлетнего карапуза радует и веселит домочадцев, то дефекты произношения у деток постарше вызывают у родителей тревогу и переживания. В числе самых коварных и неподдающихся обычно оказывается звук «р». Вопрос о том, как научить ребенка говорить букву Р правильно, не грассируя и не заменяя ее другими звуками, заставляет маму с папой изрядно поломать голову.

Ребенок не говорит букву Р: когда стоит бить тревогу?

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Навестить логопеда стоит в том случае, если произношение ребенка старше 4 лет продолжает серьезно хромать. Вероятно, здесь имеет место речевое расстройство, в основе которого лежит недостаточное развитие дыхания или артикуляционного аппарата. У подрастающего поколения существует не так уж много вариантов непроизвольного искажения звука «р». Рассмотрим самые популярные детские «издевательства» над этой буквой:

  • Ребенок не говорит букву Р совсем, она просто выпадает из слова. Чаще всего такое наблюдается в словах, где звук «р» находится между гласными: «га_аж» (гараж), «са_ай» (сарай) и т. д.;
  • Вместо «р» у малыша получается звук «л», «ы» или «й»: «лука» (рука), «койова» (корова), «ыба» (рыба);
  • Звук «р» звучит узнаваемо, но несвойственно для русского языка (особенно часто этим страдают дети-билингвы). Ребенок произносит букву Р не твердо, как это принято в нашей речи, а грассируя (что характерно для французского языка) или с излишней вибрацией (как говорят англичане).
Рекомендуем прочесть:  Расположение Лимфоузлов На Шее У Ребенка Фото С Пояснениями

Если в силу каких-либо причин визит к специалисту откладывается на неопределенный срок или невозможен ввиду отсутствия хорошего логопеда в радиусе сотни километров (в небольших городах бывает и такое), это вовсе не значит, что нужно бездеятельно ждать, пока проблема решится сама собой. Конечно, лучше проконсультироваться с врачом, который определит, почему у малыша возникают трудности с произношением, и посоветует, как правильно научить ребенка говорить букву Р; но вы можете начать заранее осваивать с крохой гимнастику, направленную на развитие мышц его язычка.

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Упражнения для детей на букву Р выполняются сидя, при этом спина остается прямой, а тело расслабленным. Малыш должен видеть не только лицо родителя, который проводит занятие, но и собственное отражение, чтобы самостоятельно следить за правильностью выполнения каждого упражнения. Обычно наставник со своим подопечным располагаются напротив большого зеркала, однако возможен и несколько иной вариант: они сидят друг напротив друга, малыш держит в руках небольшое зеркальце.

Итак, первым шагом к тому, чтобы научить ребенка говорить букву Р, должно стать выполнение таких упражнений:

  1. «Парус». Широко раскрыв рот, поднимаем кончик языка за верхние передние зубы. Спинку языка следует немного прогнуть вперед, а края прижать к верхним коренным зубам. В таком положении задержаться на 10 секунд, повторить 3 раза;
  2. «Прикуси язычок». Высунуть кончик языка наружу, растянув губы в улыбке. Легонько покусывать его (8-10 раз);
  3. «Лошадка». Плотно прижать язычок к небу, затем резко опустить его на место. Должен получиться звук, имитирующий цоканье копыт. Повторить 10-15 раз, постепенно ускоряясь;
  4. «Кто дальше?». Устройте с ребенком забавное соревнование на самый длинный язык. У кого получится дотянуться языком до кончика носа? А до подбородка?
  5. «Холодно!». Несколько раз произнести «бррр», не напрягая губ;
  6. «В перерыве порычим». Как рычит рассерженный тигр? А лев? А злой соседский пес? Можно также вспомнить, с каким звуком заводится мотоцикл, как каркает ворона и т. д.;
  7. «Чистые зубки». Растянув губы в улыбке, «чистим» кончиком языка верхние зубы снаружи и изнутри. Нижняя челюсть при выполнении упражнения не должна двигаться;
  8. «Добрый дятел». Рот снова широко открыт. Ребенок с силой ударяет язычком по бугоркам, который находятся позади верхних зубов, и вместе с этим, подражая дятлу, произносит «д-д-д» в течение 20 секунд.

Выполнение упражнений для детей на букву Р должно проходить в игровой форме. Если хотите, чтобы малыш научился выговаривать этот звук, никогда не настаивайте на занятиях тогда, когда у крохи явно нет настроения. Спустя некоторое время, когда кончик языка вашего чада найдет свое место за верхними зубами, а ротик будет широко открываться, можно будет приступать непосредственно к постановке звука «р».

Как научить ребенка говорить букву Р?

Рассмотрим наиболее простые упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях:

  • Начинаем логопедическое занятие с уже знакомого малышу «Доброго дятла». Через несколько секунд предложите ребенку резко дунуть на кончик языка, не прекращая произносить звук «д-д-д». Звука «р» вы не услышите, но кроха ощутит вибрацию и со временем запомнит ее;
  • Попросите малыша широко открыть рот и произносить звук «ж-ж-ж», плавно пододвигая язычок к основанию верхних зубов. Спустя пару секунд поместите под язык ребенка логопедический шпатель (можно использовать чисто вымытый указательный палец) и поводите им из стороны в сторону, создавая вибрацию.

Со временем малыш научится заставлять свой язычок правильно вибрировать без посторонней помощи. Когда неподатливый звук «р» будет освоен, начинайте отрабатывать его произношение: сперва в слогах ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир, затем в словах и скороговорках.

Как научить ребёнка говорить букву «Р»

Ещё вчера вся семья с замиранием сердца ждала, когда малыш произнесёт первое слово, а сегодня его звонкий голосок не замолкает ни на минуту, пытаясь проговорить всё новые и новые звуки. И очень часто родители замечают, что маленький непоседа не в состоянии выговаривать правильно все звуки, в том числе «Р». Почему у детей в раннем возрасте возникают трудности с произношением и как научить ребёнка говорить букву «Р» правильно?

Почему дети не выговаривают букву «Р»?

По каким же причинам возникают трудности с коварной буквой? Почему детки «спотыкаются» чаще всего именно на этой букве, а не на какой-то другой?

  • Звук «Р» в русском языке самый сложный, поэтому почти все малыши поначалу испытывают трудности с его произношением. В этом нет ничего страшного: если уделить внимание этом вопросу и немного позаниматься с крохой, то можно научить ребёнка говорить букву «Р» правильно.
  • «Неправильный» образец для подражания. Допустим, кто-то в семье тоже страдает этим недостатком.
  • Кроха случайно выбрал неправильную артикуляцию (неправильно ставит губы, нижнюю челюсть и т.д.).
  • Взрослые не обращают должного внимания на дефект и не обучают ребёнка по мере его роста.
  • Двойной язык. Если в семье разговаривают на двух наречиях, малютка нередко путается в произношении.
  • Малыш ослаблен в силу частых болезней, включая неврологические.
  • Недоразвитость фонематического слуха (нечеткое определение звуков, произносимых окружающими людьми).

Эти причины касаются тех, у которых не выявлено физиологического нарушения слухового или артикуляционного аппарата. К основным дефектам правильной дикции можно отнести ситуации, если кроха:

  • заменяет «Р» на «Л»;
  • слова с окончанием на «р» произносит невнятно;
  • не во всех словах употребляет рычащий звук (например, не «дорога», а «доога»);
  • произносит трудную согласную гортанно.

Картавость – это нормально?

Логопеды считают, что до пятилетнего возраста картавить дети «имеют право». Идёт становление речевого аппарата, и карапузу нужно время, чтобы научиться им полноценно пользоваться. Но мамочки и папочки не должны сложа руки ждать, когда их чадо само преодолеет все препятствия.

Освоение речи идет поэтапно. Нельзя научить ребёнка говорить «Р» и другие трудные звуки, не выучив перед этим простых. «Р» – самый сложный звук, и осваивается ребёнком, как правило, последним. Поэтому то, что двухлетка ещё не умеет проговаривать согласную «Р» – нормально. Но уже сейчас можно делать упражнения, которые очень помогут в освоении рычащего звука.

Если по достижении пяти лет не будет прогресса в отношении трудной буквы, можно начинать «бить тревогу» и обращаться к помощи логопедов. Для самых маленьких существуют интересные и простые упражнения для развития речи, которые понравятся и деткам, и взрослым. Контакт малышей с родителями в этом нежном возрасте очень важен, они впитывают как губка всё, чему их учат и стремятся во всем подражать. Поэтому тренировки принесут двойную пользу: общение с малышом и обучение в веселой форме.

Учим ребёнка выговаривать букву «Р» дома

В раннем возрасте язычковые мышцы ещё плохо развиты, важно помнить это. Не нужно ждать от малютки подвигов и с маниакальным упорством заставлять учить стихи и скороговорки с этой буквой, он просто не в состоянии выполнить ваши требования. Занятия дома должны строиться по трем основным направлениям:

  1. Готовим язычок с помощью специальных тренировок.
  2. Учимся проговаривать «Р» саму и в простых слогах.
  3. И только потом закрепляем результат, разучивая рыкающие стишки.

Упражнения на артикуляцию

Все упражнения выполняются в форме игры, как и вся детская деятельность в этом возрасте. Обязательно хвалите и поощряйте кроху. То, что для вас просто и легко, для малыша может быть очень утомительным, ведь его язык еще не умеет двигаться так резво.

  • Чистим зубки: кончиком язычка ведем от десны до зубов несколько раз.
  • Причесываем язык: чуть прикушенный, двигаем его сквозь зубы туда-обратно.
  • Футбол: язычок упирается в щёку и оказывает сопротивление, пока взрослый легонько надавливает на «мячик» на щеке снаружи.
  • Маляр: ротик приоткрывается в улыбке, а приподнятый язык аккуратно поглаживает нёбо от зубов в сторону горлышка и назад.

Эти тренировки развивают и укрепляют артикуляцию. Потренировавшись так, затем можно предложить малышу поиграть на освоение рычания.

  • Мотор заводится: в широкой улыбке поднимаем язык вверх и имитируем работу мотора: «дын-дын-дын», постепенно ускоряясь. Как вариант можно говорит «д-д-д» и попросить сильно «дунуть» на выдохе.
  • Лошадка скачет: ребёнок цокает, имитируя скок коня.
  • Дразнилки: использование несложных слогов с буквой «Р»: «тра-та-та» стреляет автомат, «ры-ры-ры» рычит тигр, «др-др-др» работает трактор.
  • Шиворот-навыворот – очень веселое действие, высуньте языки и попробуйте вместе с деткой что-нибудь сказать.

Помимо занятий побалуйтесь, быстро высовывая и засовывая язык, посчитайте им зубки, касаясь каждого по отдельности.

Полезные игры для обучения согласной «Р»

Игра – времяпровождение, которое ребятня обожает. После тренировок на укрепление язычка самое время поиграть.

  • Станьте с чадом медведицей с медвежонком. Покажите, как Мишкина мама рычит, и предложите крохе сделать так же.
  • Раззадорьте его, сказав, что он не умеет доставать кончиком языка свой нос. Пусть попробует. Затем то же самое сделайте с подбородком. Посоревнуйтесь, кто сделает лучше.
  • Поставьте стакан с водой и попросите лакать из него как киска.

Закрепление дикции

Когда «Р» начнет проскакивать в речи, можно перейти к разучиванию стишков и скороговорок. Это закрепительный этап. Принимаясь за него, не забывайте, что вначале всё же следует делать разминку для детского язычка. Скороговорки – идеальный способ закрепить правильный выговор коварной буквы:

  • «Карл у Клары украл кораллы».
  • «У Кондрата куртка коротковата».
  • «Корова Красотка кормила кота».

Что следует помнить, обучая ребёнка букве «Р»?

Не пытайтесь добиться быстрых результатов. Помните, малыш имеет право картавить до определенного возраста.

Используя несложные методы, можно плавно и ненавязчиво научить ребёнка говорить букву «Р» правильно. Главное, не заставлять его насильно заниматься. Мир двух-трёхлетки воспринимается им как увлеченная игра, и ваша задача – помочь постигать его, не прерывая игрового процесса. Насильные действия приводят к обратному эффекту – ребёнок специально делает всё возможное, чтобы у него ничего не получилось.

И никогда не дразните его и не давайте понять, что картавость – это недостаток. Неосторожно сказанное слово может нанести обиду на всю жизнь и развить комплекс неполноценности, который останется в подсознании даже когда проблема речи будет решена.

Как научить ребенка говорить букву Р

Как научить ребенка говорить букву Р — 4.0 из 5 , из 3 голосов

Звук «р» относится к сложным звукам, поэтому часть детей испытывают затруднения в его произношении. Не проблема, если Вашему ребенку нет и пяти лет, такая ситуация очень распространена в этом возрасте и может измениться в лучшую сторону в ближайший год. В этот период не обязательно обращаться к логопедам, а постараться через игровые упражнения развить речевые навыки своего ребенка.

Основными дефектами в произношении звука «р» являются:

  • замена звука «р» на звук «л»;
  • невнятное окончание;
  • употребление звука «р» при произношении не во всех словах;
  • гортанное произношение звука «р».

До четырех лет можно проводить самые простые игры:

  1. Для начала подберите простые слова, в произношении которых встречается звук «р» (гриб, рыба, мотор, трактор, река и т. п.).
  2. Поиграйте с ребенком в «дразнилки» с использованием слогов со звуком «р» (ры-ры-ры – рычит лев, др-др-др – едет трактор, тра-та-та – стреляет пистолет и т. п.).
  3. Выучите стишки, песенки или скороговорки с использование звука «р» («ехал грека через реку…», «тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота…», « на дворе трава…»).
Рекомендуем прочесть:  Какая Группа Крови У Родителей Если У Ребенка 4

Постарайтесь показывать правильное положение губ и языка. Научите ребенка произносить все эти слова с достаточной вибрацией языка. Если не получается, то согласно советам некоторых логопедов можно слегка подергать уздечку языка для того, чтобы прочувствовать, что такое вибрация. Даже если у Вашего ребенка не будет получаться, хвалите его. Уверенность в себе поможет ему справиться с этой проблемой.

Причины замедленного чтения у детей, методики для ускорения чтения.

Развивающие игры должны помочь любому мальчику подготовиться к началу учебы и получить небольшую базу.

Упражнения, позволяющие развить речевой аппарат

С четырех-пяти лет, если Вы пока не решили, стоит ли показать ребенка логопеду, можно попробовать выполнять следующие упражнения, позволяющие развить речевой аппарат:

Пусть ребенок широко откроет рот, а кончик языка высунет и расположит на бугорках передних зубов, зафиксировав его на 15-20 секунд. Повторять такое упражнение надо 2-3 раза, что поможет развитию растяжки подъязычной связки и расслабит мышцы языка в приподнятом положении.

Ребенок должен широко открыть рот и сильно ударить языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение стоит выполнять не менее 15-20 секунд, что позволит разработать кончик языка.

Ребенок растягивает губы в улыбку и начинает покусывать кончик языка. Упражнение повторяется 8-10 раз, что позволит возбудить мышцы кончика языка.

Попросите ребенка «поцокать» языком (как будто скачет лошадка). Лучше, если это упражнение повторить 15-20 раз, что позволит научиться растягивать подъязычную связку.

Помимо этих основных упражнений стоит попросить ребенка пересчитать языком все зубки, а также немного побаловаться, быстро засовывая и высовывая язык.

Если до шести лет проблема с произношением звука «р» не разрешилась, то стоит обратиться к логопеду, который сможет оказать профессиональную помощь. При этом не стоит полностью всю ответственность перекладывать на специалиста, не забывайте продолжать выполнять упражнения с ребенком самостоятельно дома. Результаты не заставят себя ждать, и Вы вскоре забудете эту проблему. Удачи и терпения Вам и Вашему ребенку!

Видео. Постановка звука Р

В первую очередь следует успокоить родителей, которые волнуются по поводу того, что их едва перешагнувшее трехлетний рубеж чадо ни в какую не желает «рычать». Дело в том, что развитие речи подчиняется своим закономерностям, правилам и графикам, и буква Р всегда оказывается замыкающей в сложной цепочке освоения звуков. Скорее всего, ваш кроха научиться говорить ее лишь к 5-6 годам, поэтому переживать заранее нет смысла.

Артикуляционная гимнастика или как научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях: подборка игровых упражнений на развитие речи

Не все детки сразу правильно произносят некоторые буквы. Сложности возникают по разным причинам: короткая уздечка языка, редкие занятия с малышом, невнимание родителей к развитию речи. Иногда детки копируют неправильное произношение людей, являющихся авторитетом для них.

Многим дошкольникам плохо даётся буква «р»: малыши заменяют её на «л» или вместо «рыба» говорят «селёдка». Родители долго бьются над произношением «капризной» буквы из-за неправильного подхода к занятиям. Прислушайтесь к рекомендациям логопедов, узнайте, как сделать обучение интересным, всё-таки научить выговаривать деток букву «р».

Что делать

Первый этап – посещение врача. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. Если по определённым причинам у вас нет времени на постоянные визиты к врачу, проводите обучение дома.

Посетите хотя бы одно-два занятия, побеседуйте с врачом. Специалист познакомится с дошкольником, осмотрит полость рта, выявит проблему, подскажет методы решения.

Возьмите на заметку:

  • не отказывайтесь от визита к логопеду. Короткая уздечка языка – частая причина неправильного произношения многих букв, невнятной речи;
  • если дефект не был обнаружен педиатром ранее, логопед порекомендует подрезать уздечку, чтобы язычок свободно двигался в ротовой полости;
  • операция несложная, занимает мало времени. Единственный нюанс: психологический дискомфорт. По этой причине врачи советуют проверить длину уздечки в раннем возрасте, чтобы малыш быстро забыл неприятный момент.

Полезные советы родителям

Запаситесь терпением: научить выговаривать «капризную» букву непросто, но при настойчивости, соблюдении рекомендаций занятия часто приносят успех. Если логопед обнаружил проблему с уздечкой, посетите детского хирурга, устраните дефект. После заживления ранки можно приступать к занятиям.

Пять важных правил:

  • не рассчитывайте на быстрый результат, морально подготовьтесь к занятиям. Подбирайте время, когда ребёнок спокоен, в хорошем настроении;
  • регулярно занимайтесь с дошкольником, закрепляйте всё, что выучили на прошлом занятии. Обязательно добейтесь правильного выполнения речевых упражнений для максимального эффекта от занятий;
  • нельзя превращать обучение в скучную повинность. Делайте упор на игровую форму, проявляйте фантазию, используйте подручные средства для изображения определённых действий, предметов или живых существ;
  • читайте материал по теме, точно выполняйте рекомендации, соблюдайте характер и продолжительность речевых упражнений;
  • хвалите дочку или сына за достижения, даже самые незначительные. Можно подготовить маленький сюрприз, если вы заметили, что дошкольник старается. Пусть похвастается родственникам, друзьям, что он скоро будет говорить «как взрослый».

Почему ребенок скрипит зубами во сне и как с этим бороться? У нас есть ответ!

О первых признаках и симптомах дисбактериоза у грудничков прочтите в этой статье.

Ещё несколько полезных советов:

  • никогда не насмехайтесь над ребёнком, если у него никак не получается «упрямая» буква «р». Нельзя сравнивать дочку или сына с другими детками, особенно, в обидной форме. Комплексы, низкая самооценка часто развиваются по этой причине;
  • сами говорите правильно, следите за своей артикуляцией, чётко произносите звуки. Нельзя «сюсюкать», кривлять слова, иначе ребёнок не поймёт, почему мама говорит неправильно, а от него требует другого произношения;
  • многие мамы рекомендуют «не слышать» слово, произнесённое неправильно. Особенно важен этот момент, когда вы понимаете, что ребёнок скоро скажет трудную букву «р», у него почти получается правильное произношение;
  • часто помогает «маленькая хитрость». Спрашивайте, глядя на нарисованного рака: «Это ЛАК?» Ребёнок обычно искренне возмущается: «Ты что, не знаешь? Это не ЛАК, а РАК». Картину с РЫСЬЮ назовите ЛИСОМ и спросите: «Что делает ЛИС?» Ответ часто бывает таким: «Мама, это же не ЛИС, а РЫСЬ». И так далее. Главное: подобрать картинки с животными/предметами, которые сын или дочка хорошо знает, чтобы не путаться в названиях.

С чего начать обучение

Этапы:

  • подготовительный. Артикуляционная гимнастика предназначена для развития подвижности языка. Во время занятий ребёнок учится правильно располагать язык при произношении слов с буквой «р»;
  • упражнения в игровой форме. Во время занятий детки выполняют определённые действия, гримасничают, изображают зверей, птиц, произносят нужные слова, фразы.

Нюансы:

  • длительность каждого занятия – 15–20 минут. Обучение должно приносить радость. Частота занятий – 2–3 раза в неделю;
  • некоторым деткам настолько нравятся необычные упражнения, что они сами просят маму заниматься чаще;
  • не редкость и противоположная ситуация: ребёнок нехотя произносит «специальные» слова, капризничает, балуется или вообще, молчит, не желает ничего повторять.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • важный индюк. Расскажите малышу о домашней птице, её характере, особенностях поведения, найдите картинку в книжке. Предложите показать, как индюк сердится. Пусть дошкольник повторяет за вами: язык между губами и зубами, с силой произносите «бл, бл, бл». Потренируйтесь вначале медленно, затем быстрее. Доведите повтор до 15 раз;
  • цокает лошадка. Одно из самых простых и полезных упражнений. Детки с удовольствием дотрагиваются язычком до зоны верхнего нёба, активно цокают язычком. Частота повторений – 20 раз;
  • дятел ищет червячков. Попросите ребёнка постучать языком по верхним зубкам. Рот нужно широко открыть. Если упражнение выполняется правильно, вы услышите звук «д-д-д-д». Изображайте дятлов вместе: вы сможете подсказать, как исправить неудачу, если не всё сразу получается;
  • чистим зубы. Откройте рот, широко улыбнитесь, несколько раз проведите туда-сюда языком по внутренней стороне зубного ряда на верхней челюсти. Нижняя зона лица неподвижна. Пусть малыш повторит всё за вами;
  • прикуси язык. Сразу предупредите дошкольника, что сильно кусать язычок не нужно, иначе будет раздражение тканей. Широко улыбнитесь, легонько покусывайте кончик языка. Пусть малыш 8–10 раз повторит упражнение;
  • кучер. Объясните сыну или дочке, что раньше не было машин, для перевозок использовали лошадей. Попросите представить, что ребёнок – это кучер, и ему нужно быстро остановить лошадку. Громко, но достаточно глухо, скажите: «Тпр-тпр». Должна быть хорошая вибрация. Ребёнок должен повторить звуки. Сделайте вожжи из любой верёвки или длинного шарфа. Покажите, как кучер останавливал лошадей, одновременно подкрепляйте действия специальными звуками «тпр-тпрру».

Что делать, если у ребенка болит живот в области пупка? У нас есть ответ!

О симптомах и лечении аллергического дерматита у грудничков прочтите в этой статье.

Ещё пару полезных упражнений:

  • прогони комара. Забавное, но эффективное упражнение показывает, как дребезжит язычок. При постоянном выполнении детки быстро учатся говорить «р». Исходное положение: кончик языка чуточку выглядывает между нижней и верхней губой. Сильно выдувайте воздух через маленькое отверстие, старайтесь, чтобы язычок дрожал под влиянием воздушного потока;
  • дотянись до носика. Ещё одно весёлое упражнение, которое детки выполняют без принуждения. Задача ребёнка – дотянуться языком до кончика носа. Многие детки помогают руками, придавливают носик, чтобы он «подвинулся». Даже, если малышу сложно дотянуться, язычок всё равно разрабатывается, уздечка становится эластичнее. Количество повторений – 10 раз.

Игровые упражнения

Полезные упражнения:

  • предложите изобразить тигра, хорошенько порычите, протягивая «ррр-р-р». Повторите несколько раз, попросите ребёнка изобразить маленького тигра, а вы будете большим;
  • спросите, как заводится трактор. Если малыш плохо знает, произнесите «др-р-р-р». Напрягайте губы, язык, чтобы хорошо услышать дребезжание. Заведите трактор вместе;
  • выучите скороговорки с буквой «р». Произносите вначале медленно, потом всё быстрее. Например: Во мраке раки шумят в драке. Или такая известная фраза: Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап. Вот ещё короткая и забавная скороговорка: Вышел Лев из-за горы и, подумав, молвил: «РРР-Ы»;
  • упражнение «кошечка». Эту полезную для язычка игру любит большинство деток. Налейте в миску молоко, попросите малыша показать, как кошка лакает молочко. Если сын или дочка стесняются, смеются, подайте пример. Простое упражнение помогает ощущать движение язычка;
  • по очереди произносите слова, в которых есть буквы «д» и «р». Вначале проговаривайте ДОМ, ДОН, ДОН – ДОН, ГУ – ДОК, ДО – ЛО – ТО, затем переходите к более сложным словам: ДЫР – ДЫР, ДРУГ, ДРЁ – МА, ДРА – КОН, ДРУ – ЖОК, ДРЕ – МАТЬ.

Регулярные занятия с детками, плохо выговаривающими букву «р», требуют настойчивости, желания развиваться вместе с дошкольником. Не всегда успехи видны достаточно быстро, иногда малыши капризничают, отказываются заниматься. Маме проще, чем логопеду, подобрать «ключик» к дочке или сыну, чтобы мягко подтолкнуть к занятиям.

Видео — занятия с логопедом для правильной постановки буквы «р» у детей дошкольного возраста:

  • не отказывайтесь от визита к логопеду. Короткая уздечка языка – частая причина неправильного произношения многих букв, невнятной речи;
  • если дефект не был обнаружен педиатром ранее, логопед порекомендует подрезать уздечку, чтобы язычок свободно двигался в ротовой полости;
  • операция несложная, занимает мало времени. Единственный нюанс: психологический дискомфорт. По этой причине врачи советуют проверить длину уздечки в раннем возрасте, чтобы малыш быстро забыл неприятный момент.
Ссылка на основную публикацию