Ребенок В 4 Года Не Слушается И Истерит Что Делать

Все о детях и их родителях

Детское развитие с пеленок до школы.Советы любящим мамам и папам.

Воспитание ребенка 4 лет: как бороться с истериками и капризами

Многие родители жалуются на то, что их ребенок 4 лет не слушается, а именно, стал неуправляемым, раздражительным и устраивает истерики по любому поводу. После каждого конфликта остается неприятный осадок на душе и обида, которая влечет за собой потерю гармоничных, доверительных отношений между четырехлетним карапузом и родителями.

В чем же причина того, что ребенок не слушается в 4 года?

Многие психологи безапелляционно утверждают, что главной причиной является неправильное поведение родителей со своим чадом еще в возрасте 2-3 лет. Специалисты считают, что дети 4 лет, психология которых очень неоднозначна, могут устраивать скандалы по следующим причинам:

  1. Отсутствие достаточного внимания к ребенку со стороны родителей. Карапуз начинает кричать и устраивать истерики, на которые родители моментально реагируют, бросая все свои домашние дела, разговоры по телефону, просмотры телепередач и т.д.
  2. Выражение своего «Я», своего рода самоутверждение. Как правило, такие истерики устраивают дети благополучных семей с чересчур заботливыми родителями, излишне опекающими карапуза дедушками и бабушками. В этом случае непослушание – это протест ребенка против тщательного отслеживания взрослыми каждого его шага.
  3. Месть ребенка за обиду. Карапуз 4 лет истериками пытается отомстить за несправедливое наказание, за рассказанный его секрет, за невыполненное родителями обещание и за многое другое. Малыш считает: «Если плохо мне, то пусть будет плохо и родителям».
  4. Потеря веры в себя и в свои силы. Если глупые родители, которые регулярно ругают малыша за то, что он что-то неправильно сказал или сделал, обзывают его плохими словами: «дурная голова», «дебил», «дырявые руки» и т.д. Малыш теряет веру в свой успех и ведет себя так, как утверждают взрослые, даже не пытаясь что-то поменять.

«Как победить истерики у детей 4 лет? Что выбрать: кнут или пряник?»

— вот что волнует родителей. Предложу вам ряд наказаний, которые психологи считают наиболее эффективными и лояльными. А какой уж из них выбрать – это решать Вам, уважаемые родители! Помните, что Ваш малыш – это индивидуальность с определенным уровнем психологического развития.

Итак, виды наказаний:

  • Наказание с применением физического воздействия. А именно шлепанье по попке, по рукам, подзатыльники и т.д. В этом методе воспитания главное не переусердствовать. Психологи рекомендуют родителям не делать это сгоряча. Лучше приостановиться, мысленно взвесить: «А стоит – ли делать карапузу больно?» Может, Вы поймете, что глубина поступка не настолько серьезная, чтобы наносить своему чаду телесные наказания.
  • Наказание словами, угрозами, оскорблениями. Этот метод может нанести душевную боль карапузу, поэтому не рекомендую часто пользоваться словесным наказанием. Посудите сами, если малыша оскорблять, то у него будет развиваться унылость, замкнутость, разочарование, понизиться самооценка, что повлечет за собой глубокие психологические проблемы.
  • Более щадящий метод по сравнению с двумя предыдущими – это наказание временной изоляцией. А именно, поставить проказника в угол или запереть одного в комнате. Единственным советом в этом методе будет то, что сначала вы спокойно и доходчиво объясняете карапузу: почему его наказывают, а потом изолируете его на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Практически все психологи рекомендуют наказывать детей именно таким методом, считая, что он не наносит ни физического, ни морального увечья малышу.
  • Наказание в виде лишения удовольствия. Это самый щадящий метод, который подразумевает под собой, к примеру, запрет на любимые конфеты, катание на качелях, просмотр мультфильмов и т.д.
  • Наказание в выполнении трудового задания. Это может быть уборка в комнате, мытье посуды, работа на земельном участке и т.п. К этому методу психологи относятся двояко. С одной стороны малыш не получает ни физического, ни эмоционального увечья, но с другой стороны в нем воспитывается неправильное восприятие жизни, а в частности: что труд – это наказание.

Кстати, перед применением того или другого вида наказания сначала попробуйте спокойно поговорить с малышом, выяснить причину, почему он капризничает, кричит или устраивает истерику. Причиной того, что ребенок в 4 года нервный — может быть его плохое состояние здоровья. Возможно, его мучают боли в животе, в ухе, горле, слабость от высокой температуры или усталости, потребность во сне и многое другое. Еще одной рекомендацией будет то, что если ребенок в 4 года писается, тон икогда не наказывайте его. Ищите причину, консультируйтесь со специалистами, помогите ребенку справиться с этой возрастной проблемой. Будьте внимательны к своим малышам, почаще хвалите их и тогда ваши отношения с карапузом будут дружескими и доверительными.

Многие психологи безапелляционно утверждают, что главной причиной является неправильное поведение родителей со своим чадом еще в возрасте 2-3 лет. Специалисты считают, что дети 4 лет, психология которых очень неоднозначна, могут устраивать скандалы по следующим причинам:

Доктор Комаровский об истериках у ребенка

Детские истерики способны осложнить жизнь любых, даже очень терпеливых взрослых. Еще вчера малыш был «душечкой», а уже сегодня его как подменили — он кричит по любому поводу, визжит, падает на пол, бьется головой о стены и палас и никакие увещевания не помогают. Такие неприятные сцены практически не бывают разовыми акциями протеста. Часто истерики у ребенка повторяются систематически, порой по нескольку раз на дню.

Это не может не тревожить и не озадачивать родителей, которые задаются вопросами, что же они сделали не так, все ли в порядке с малышом и как прекратить эти выходки. Авторитетный известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает мамам и папам, как следует реагировать на детские истерики.

О проблеме

Детские истерики — явление повсеместное. И даже если родители карапуза говорят, что у них самый спокойный кроха в мире, это не означает, что и он никогда не устраивает сцен на ровном месте. Еще недавно признаваться в истериках у собственного чада было как-то стыдно, родители стеснялись, вдруг окружающие подумают, что они плохо воспитывают карапуза, а иной раз и вовсе опасались, будто их ненаглядное чадо окружающие будут считать психически «не таким». Вот и боролись, как умели, в кругу семьи.

В последние годы о проблеме начали говорить со специалистами, детскими психологами, психиатрами, неврологами и педиатрами. И пришло озарение: истерящих детей куда больше, чем может показаться на первый взгляд. По статистике, которой располагают детские психологи в одной из крупных клиник Москвы, у 80% детей в возрасте до 6 лет истерики случаются периодически, а 55% таких малышей истерики носят характер регулярных. В среднем, детки могут впадать в такие приступы от 1 раза в неделю до 3-5 раз в день.

У детской истерики есть определенные основные симптомы. Как правило, приступу предшествуют какие-то одинаковые события и ситуации.

Во время истерики ребенок может истошно кричать, дрожать, захлебываться, при этом слез будет не так уж и много. Могут наблюдаться сбои в дыхании, учащается сердцебиение, многие дети пытаются навредить сами себе, царапая лицо, кусая свои руки, ударяясь о стены или о пол. Приступы у детей достаточно длительные, после них они долго не могут успокоиться, всхлипывают.

В определенные возрастные периоды истерики приобретают более сильные проявления, на таких «критических» этапах взросления эмоциональные выбросы меняют свой окрас. Они могут неожиданно появиться, а могут столь же внезапно исчезнуть. Но истерики ни в коем случае нельзя игнорировать, как нельзя допустить, чтобы ребенок с помощью крика и топанья ногами начал манипулировать взрослыми членами семьи.

Мнение доктора Комаровского

В первую очередь, считает Евгений Комаровский, родителям следует запомнить, что ребенку в состоянии истерики обязательно требуется зритель. Малыши никогда не устраивают скандалов перед телевизором или стиральной машинкой, они выбирают живого человека, причем из членов семьи на роль зрителя подходит именно того, кто наиболее чувствителен к его поведению.

Если папа начинает переживать и нервничать, то именно он будет выбран ребенком для эффектной истерики. А если мама игнорирует поведение чада, то перед ней закатывать истерику попросту неинтересно.

Как отучить реебенка от истерик расскажет доктор Комаровской в следующем видео.

Это мнение несколько противоречит общепринятому мнению детских психологов, которые утверждают, что ребенок в состоянии истерики себя совершенно не контролирует. Комаровский уверен, что малыш прекрасно осознает обстановку и расстановку сил, и все, что делает в этот момент, делает вполне произвольно.

Поэтому главный совет от Комаровского — ни в коей мере не показывать, что родителей детский «концерт» хоть каким-то образом трогает. Какими бы сильными ни были при этом слезы, крики и топанье ногами.

Если ребенок хоть раз добьется своего при помощи истерики, он будет пользоваться этим способом постоянно. Комаровский предостерегает родителей задабривать малыша во время истерики.

Уступить — значит стать жертвой манипуляции, которая будет в той или иной мере, постоянно совершенствуясь, продолжаться всю оставшуюся жизнь.

Желательно, чтобы спокойной тактики поведения и неприятия истерик придерживались все члены семьи, чтобы мамино «нет» никогда не превращалось в папино «да» или бабушкино «может быть». Тогда ребенок довольно быстро поймет, что истерика — это вообще не метод, и прекратит испытывать нервы взрослых на крепость.

Если бабушка начнет проявлять мягкость, жалеть обиженного родительским отказом ребенка, то она рискует стать единственным зрителем детских истерик. Проблема, говорит Комаровский, в отсутствии физической безопасности с такими бабушками. Ведь обычно внук или внучка постепенно перестают слушаться их и могут попасть в неприятную ситуацию, в которой могут травмироваться на прогулке, обжечься кипятком на кухне, сунуть что-нибудь в розетку и т. д., ведь на оклики бабушки малыш никак не будет реагировать.

Рекомендуем прочесть:  Когда Ребенок Начинает Переворачиваться С Живота На Спину

Что делать?

Если ребенку 1-2 года, он довольно быстро способен сформировать правильное поведение на уровне рефлекса. Комаровский советует поставить малыша в манеж, где у него будет безопасное пространство. Как только началась истерика — покидать комнату, но дать ребенку понять, что его слышат. Как только карапуз замолчит, можно заходить к нему в комнату. Если крик повторяется — снова выходить.

По мнению Евгения Олеговича, на выработку устойчивого рефлекса — «мама рядом, если я не ору» ребенку полутора-двух лет вполне хватает двух дней.

Для такой «тренировки» родителям потребуются воистину железные нервы, подчеркивает доктор. Однако их старания обязательно будут вознаграждены тем, что через короткое время у них в семье будет расти адекватный, спокойный и послушный ребенок. И еще один важный момент — чем раньше родители применят эти знания на практике, тем для всех будет лучше. Если ребенку уже перевалило за 3 года, одним только этим методом не обойтись. Потребуется более кропотливая работа над ошибками. В первую очередь над родительскими ошибками в воспитании собственного чада.

Ребенок не слушается и истерит

Непослушными могут быть абсолютно любые детки, говорит Комаровский. Многое зависит от характера, темперамента, воспитания, норм поведения, которые приняты в семье, от отношений между членами этой семьи.

Не стоит забывать и о «переходном» возрасте — 3 года, 6-7 лет, подростковый период.

В возрасте около трех лет у ребенка происходит понимание и осознание самого себя в этом большом мире, и, естественно, он хочет попробовать этот мир на прочность. К тому же детки в этом возрасте еще не все и далеко не всегда способны выразить словами свои чувства, эмоции и переживания по какому-либо поводу. Вот и показывают их в форме истерики.

Довольно часто на этом возрастном этапе начинаются ночные истерики. Они носят спонтанный характер, ребенок просто просыпается ночью и сходу практикует пронзительный крик, выгибается дугой, иногда старается вырываться от взрослых и пытаться убежать. Обычно ночные истерики продолжаются не так долго, и ребенок «перерастает» их, они прекращаются так же внезапно, как и начались.

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Евгений Комаровский подчеркивает, что чаще всего к врачам с этой проблемой родители обращаются, когда ребенку уже исполнилось 4-5 лет, когда истерики происходят «по привычке».

Если в более раннем возрасте родители не сумели пресечь такое поведение и невольно стали участниками жесткого спектакля, который малыш разыгрывает перед ними изо дня в день, стремясь добиться чего-то своего.

Родителей обычно пугают некоторые внешние проявление истерики, такие как полуобморочное состояние ребенка, судороги, «истерический мост» (выгибание спины дугой), глубокие всхлипы и нарушение дыхания. Аффективно-респираторные расстройства, именно так называет Евгений Олегович это явление, свойственны в основном детям раннего возраста — до 3 лет. При сильном плаче ребенок выдыхает почти весь объем воздуха из легких, и это приводит к побледнению, задержке дыхания.

Такие приступы свойственны детям капризным, возбудимым, говорит Комаровский. Многие чада используют другие приемы вымещения гнева, разочарования или обиды — они сублимируют эмоцию в движение — падают, стучат ногами и руками, бьются головой о предметы, стены, пол.

При длительном и тяжелом истерическом аффективно-респираторном приступе могут начаться непроизвольные судороги, если у ребенка начнет страдать сознание. Иногда в этом состоянии малыш может описаться, даже если он давно прекрасно ходит на горшок, и казусов не случается. Обычно после судорог (тонических — с напряжением мышц или клонических — с расслаблением, «обмяканием») дыхание восстанавливается, кожные покровы перестают быть «синюшными», малыш начинает успокаиваться.

При таких проявлениях истерики все-таки лучше проконсультироваться с детским неврологом, так как такие же симптомы свойственные некоторым нервным расстройствам.

  • Научите ребенка выражать эмоции словами. Совсем не гневаться и не раздражаться, как любой другой нормальный человек, ваш ребенок не может. Нужно просто научить его правильно излагать свой гнев или раздражение.
  • Ребенка, склонного к истерическим приступам, не стоит чрезмерно опекать, холить и лелеять, лучше всего как можно раньше отдать его в детский сад. Там, говорит Комаровский, приступы обычно не происходят вообще по причине отсутствия постоянных и впечатлительных зрителей истерик — мамы и папы.
  • Истерические приступы можно научиться предвидеть и контролировать. Для этого родителям нужно внимательно понаблюдать, когда обычно начинается истерика. Ребенок может быть невыспавшимся, голодным или он не терпит, когда его начинают торопить. Старайтесь обходить потенциальные «конфликтные» ситуации стороной.
  • При первых признаках начинающейся истерики нужно постараться отвлечь ребенка. Обычно, говорит Комаровский, такое довольно успешно «срабатывает» с детьми до трех лет. С ребятами постарше это будет более сложно.
  • Если ваш ребенок склонен задерживать дыхание при истерике, ничего особо страшного в этом нет. Комаровский говорит, что для того, чтобы наладить дыхание, нужно всего лишь дунуть в лицо малышу, и он обязательно рефлекторно сделает вдох.
  • Как бы ни было сложно родителям бороться с истериками ребенка, Комаровский настоятельно рекомендует дойти в этом до конца. Если дать малышу победить вас истерикой, потом будет еще труднее. Ведь из истерящего трехлетки однажды вырастет истеричный и совершенно несносный подросток лет 15-16. Он испортит жизнь не только родителям. Он сильно осложнит ее самому себе.

  • Доктор Комаровский
  • Советы психолога
  • Манипуляция родителями

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

задать вопрос автору

Подготовлено при поддержке

медицинского центра «Здоровье»

Оценить статью
можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

У меня ситуация осложняется тем, что после истерики, если я ее игнорирую, у ребёнка появляется кашель. Причем кашель усиливается с каждым днем, особенно ночью. Обращаюсь в больницу. Насморка нет, горло не красное, легкие чистые, выписывают сироп от кашля. Он нам не помогает.

Осенью в течение месяца лечились разными средствами, которые выписал врач, в итоге рвота появилась. Отправили на снимок, чистые легкие, а кашель не проходит. Назначили небулайзер с физ. раствором. Через 4 дня кашель стал меньше, потом пропал.

В течение года наблюдаю, что как только ребёнок начнет истерить (минут 15 орет), у него появляется кашель. Стараюсь чаще его отвлекать, чтобы истерика быстро заканчивалась. И это работало, конечно, не всегда, но сейчас отвлекание не помогает. Ребенку почти 3 года, очень активный, ходит в садик и там истерит. Последние 2 недели каждый день требует свое: орет, дергается, дерется. Уговоры и отвлекания не помогают. Оставила без внимания, в итоге опять кашель.

Вот и думаю, теперь либо проигнорировать и идти в больницу, потому что с кашлем в садик не берут, либо он добьется своего и будет здоров.

Советы хорошие, конечно, и в большем случае их использовать можно с 3 лет. Именно в 3 года у детей происходит становление личности – «Я сам» – когда появляются истерики, и их надо пресекать и игнорировать. Но с детьми 1-2,5 лет так поступать нельзя, у них ещё совсем другое восприятие себя и мира, и мама для них ВСЁ!

Если ребёнок начал капризничать и не хочет идти, а мама удаляется все дальше и дальше, и ещё и кричит, что она уходит, он будет кричать ещё сильнее и не сдвинется с места, как в ступоре! Тогда вам точно придется вернуться и тащить его волоком!

В этих ситуациях всегда действует совсем другая тактика. Надо подойти к ребёнку (ещё с самого начала, когда вы ещё не ушли от него за километр), обнять, пожалеть, поцеловать, сказать, как вы его любите и понимаете, и ВСЁ! Попробуйте – вы удивитесь, что это работает. И не забывайте иногда пожалеть себя саму, ту маленькую девочку, которая сидит у вас внутри, и похвалить, и вам станет легче.

Как правило, наши дети велосипед не изобрели в отношении истерики и поводов к ней. У наших родителей были свои приемы для борьбы с нашими истериками, эти же приемы работают и с нашими детьми. Поговорите с нынешними бабушками своих детей, со своими родителями, как успокаивали вас самих во время истерик. Я в детстве, возвращаясь домой, начинала ныть, что устала, ножки болят, не могу идти и т.д. Моя мама после минуты-другой уговоров, разворачивалась со словами «ну и оставайся тут одна» и прибавляла шаг по направлению к дому. Самое главное — никогда не оглядывалась на меня, давая понять, что больше ждать меня не будет. Работало всегда безотказно: дальше я догоняла маму с криками «мамочка, подожди меня!» Со своей дочерью я практиковала этот же приём и каждый раз мысленно благодарила маму!)

Ещё у меня были истерики дома после прогулки, мол, не могу раздеться, тяжело расстегнуть пуговицы или снять валенки. Падала на пол в прихожей, стучала ногами, требуя меня раздеть. Мама спокойно раздевалась сама, затем перешагивала через меня, бьющуюся об пол, и спокойно шла мыть руки и заниматься своими делами. Минуты через 2 я прекращала орать, а ещё через 5-7 раздевалась самостоятельно (и пуговицы поддавались, и шапка снималась, и валенки, и штаны ватные). С сыном 3,5 года практикую это сейчас, спасибо маме!)

Соседка Юля с сыном 3-4 лет мучалась, пытаясь с истерикой силой утащить его домой с площадки. Каждый раз она уговаривала Артема пойти домой, каждый раз он начинал орать. Юля уступала, оставаясь ещё на 5 минут, затем все повторялось. Минут через 30-40 Юля волокла за руку орущего и отбивающегося Артема домой. Вспомнив мамины приемы, я посоветовала ей бросить сына на улице и спокойно уходить домой, даже возле подъезда не ждать его. От площадки до подъезда не более 20 метров. Артем бросил все и рванул за Юлей, как только за ней закрылась подъездная дверь. В магазине часто наблюдаю детские истерики. Мамы либо «прогибаются», покупая то, что просит орущий ребёнок, либо игнорируют, но тогда истерику слушает весь магазин. В данном случае советую маме бросить все покупки, даже стоя в очереди в кассу, и удалиться из магазина, сообщив ребёнку, что она уходит домой, а он может оставаться и истерить дальше. Как правило, истерика заканчивается в попытке ребёнка догнать маму, вышедшую на улицу. После 3-5 минутного проветривания и разговора можно вернуться и спокойно купить все, что планировалось.

Рекомендуем прочесть:  Фото узи 20 недель беременности мальчика

У моей подруги Жени, мамы 3-х дочерей, старшая Саша часто истерила без повода. Женя отправляла дочь в ванную комнату «проораться вдоволь и выйти, когда успокоится». Поначалу это делалось силой (брала за шкирку, запихивала в ванную и закрывала дверь, повторяя по мере того, как орущая дочь выходила, продолжая концерт). Потом время истерик сократилось: Саша делала 3-4 визга в ванной, минута-другая тишины, и она выходила со словами «все, я успокоилась». На мой вопрос к Жене, откуда она взяла данный приём, подруга сказала, что ее мама часто так делала с младшей Жениной сестрой Леной. Всем рекомендую вспомнить, что делали ваши мамы для борьбы с вашими истериками!) Удачи и берегите нервы!)

Советы будут работать, если вы их будете выполнять не один раз, а постоянно хотя бы в течение месяца. С одного раза эффекта не будет, поставьте себя на место ребенка. Малыш должен понимать, что истериками от вас ничего не добьешься, а это может быть только если придерживаться методике долгое время. Комаровский молодец, я с ним согласна. Сейчас отправлю ссылочку подруге, которая мне не верит, но никак сама не может справиться со своим сыном.

Да, советы хорошие. Дома работают. И то, когда на применение этих рекомендаций есть время. А когда надо быстро закинуть в сад истерящего с момента просыпания ребенка, а потом не опоздать на работу. Тут не до философии. И таких ежедневных ситуаций можно перечислить бесконечно, когда нет возможности грамотно купировать истерики. И многие предыдущие комментарии верны — на улице же не бросишь истерящего ребенка, даже если сделать вид, что уходишь — дочка начинает еще яростнее орать. И нас слышно на три двора. И смотрят, как на ненормльных. Постоянно истерит. Уже 4 года. Сил нет. Крыша едет.

Ну, ушли в другую комнату, ну бросили одного, ну не отреагировали, не дали такого, что требует. Истерика усилилась до тех пор, пока жестко и жестоко не получил по попе. И при этом все ушли прочь. Сразу стал, как шелковый. Кнут и угол работают. И убрать все гаджеты, даже телевизор. Книги и прогулки на свежем воздухе, рисование и лепка — и золотой ребенок. Как только в поле зрения ребенка до 3 лет попадают ПК, планшет, телефон, телевизор и куча ненужной информации — ребенок снова становится бесоватым.

Моему ребенку 2 года, он истерит везде — на площадке (если говорят, бросить палку, не лезть, куда нельзя), в магазине (если не дают бегать по рядам и визжать). Он может валяться по полу и орать, методы игнорирования и уговоров не действуют.

Дома я ухожу в другую комнату и жду, истерика заканчивается, приходит ко мне абсолютно в нормальном состоянии уже. На улице или в магазине я этого сделать не могу. Делаю вид, что ухожу. но ему по барабану. Даже не ищет меня. Истерики, либо смех вызывают абсолютно все запреты. Причем, он понимает слово «нельзя» и делает наперекор. Сижу на успокоительных, дальше — все хуже. Муж все время на работе, бабушки — далеко, воспитываю я. Получается дома работает система 50 на 50, а на улице никак. Когда уходим с площадок, нас слышно в 3-х дворах — подгибает ноги, упирается, начал драться, выгибается дугой, чтобы не сесть в коляску. У меня опускаются уже руки. Не знаю, что делать дальше. Сам ребенок еще мало говорит, отдельными словами. Вспыльчивый, гиперактивный, эмоциональный.

Чужую беду руками разведу. У меня вся семейка, видимо, истерички: что дочь 1 г 4 м, что племяшка 3 г, врачи говорят, здоровы. Моя так начинает орать и пищать, если что не по ней, в любом месте. и ничем её не успокоишь. У сестры маленькая, вообще упрется, как баран, с места не сдвинешь. Что же их бросать посредине улицы, больницы или магазина? Дети все разные.

Перепробовала многое, становится только сильнее и орет еще громче

А что делать, если ребенок начинает истерить в магазине, например? Развернуться и уйти не получится((( Меня, например, начинает раздражать и я начинаю дергать ребенка.

Хорошие советы. Которые почему то не работают на моем 2.5 годовалом ребенке))))

Браво доктору Комаровскому! Совершенно верные слова. Жаль, что немногие это понимают.

В 6-7 лет происходит новый этап взросления. Малыш уже созрел для того, чтобы отправиться в школу, и от него начинают требовать больше, чем ранее. Он очень боится не соответствовать этим требованиям, боится «подвести», стресс накапливается и порой выливается наружу опять же в форме истерики.

Что делать в тех случаях, когда ребенок 4 лет истерит, капризничает?

Капризы показывает когда что то не разрешают, или не так сделали-например, ложку не так подали, надо в руку, а не в тарелку ложить, блюдце нужно не обычное, а с цветочками и т.д. Потом просит прощения, и спустя пол дня — день- тоже самое. Может ногами топать, обижаться, заплакать, языки показывать, за руки хватать со всей силой и пр.

Вы определитесь и подумайте об одном, но подходящем способе наказания. Во первых, что значит не та тарелка? Но выведите его из-за стола, четыре года — это уже личность. Второе, держите свое слово, всегда и при любых обстоятельствах.Если сказали, что не пойдете гулять — не ходите. Даже если очень жалко малыша. Третье — не давайте развиваться капризам. Если вы знаете. что последует рев — или исключите эту ситуацию вообще, т.е. не допускайте, или остановите сразу, как только начадась. Как остановить? Когда дочь была маленькая япревращала капризы в игру. Как только она затягивала свою песню. я говорила: Ой, опять крикушка пришла! Опять к настеньке залезла и кричит! Ну ка, дайте я ее выну и выброшу в форточку. Я действительно подходила к дочери, делала вид, что вынимаю изо рта крикушку и выкидываю в окно. На третий раз обычно действовало и крикушка исчезала в окне.

Капризы — это ведь привычка. И мы взрослые не осознано позволяем закрепиться ей у наших детях. они тоже страдают не меньше нас от собственных капризов. злости и ращдрожения и без помощи нас взрослых не справятся.

Мы смотрим на проблему эту с точки зрения взрослого человека, а не сточки зрения ребёнка. Так вот обращаясь на себя редко найдётся человек, который постоянно в хорошем расположении духа, всё его устраивает и жизнь малина. Чем же отличается ребёнок? А ребёнок от взрослого отличается тем что не способен в полной мере управлять своими эмоциями как взрослый человек, не может он в четыре года взять волю в кулак и наперекор невзгодам, плохому самочувствию, недовольству вести себя так, как мы взрослые того хотим. Сами то мы всегда будучи взрослыми уже ведём себя так как хочет например муж или жена или мама с папой. Нет, бывает и проявляем себя по всякому, но мы то уже научились управлять собой, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но научились. А ребёнку четырёх лет это ещё предстоит, он в самом процессе познания своего поведения и воспитания себя.

Что же получается. Когда у взрослого человека какие-то проявления возникают, то мы ждём от окружающих близких и любимых поддержки, понимания и помощи. Кто-то ждёт наказания, когда например после тяжёлого рабоче дня не со зла огрызнулся на жену или мужа или повёл себя с точки зрения нормального поведения ненормально? Так почему своим детей мы не оставляем альтернативы и не хотим помогать, оставляя им лишь единственную участь быть наказанными?

В современном мире детям не просто, утро раннее, коллектив, детский сад и школа, новые не совсем дружелюбные люди, море соблазнов, с которыми ребёнок постоянно бореться, потому что сначала родители показывают что есть удовольствие, а потом этого удовольствия лишают или ограничивают и ребёнок постоянно борется между своими желаниями и обязанностями. А он ещё должен угодить, маме, папе, воспитателю в садике, соседскому мальчику, проходящей мимо знакомой маминой тёте улыбаясь и говоря «здравствуйте» и отвечая на вопросы, на которые отвечать то и не хочется а мама говорит «Надо отвечать когда тебя спрашивают». Жаль у взрослых память коротка и они не помнят себя в четыре года.

Поэтому ребёнку нужно помогать совладать со своими чувствами и эмоциями возникающими ежедневно. Ребёнок в четыре года не истерит просто так, всему есть причина, но нам проще взрослым думать что наш ребёнок примитивен и кричит и истерит и делает всё назло и не так, потому что он манипулятор, плохой, избалованный и т.д. А капнуть глубже, нам некогда, лень, недосуг.

А ведь основные причины такого поведения в большинстве случаев, уж в четыре года точно очень просты:

  • Ребёнок требует внимания. А требует он как может в силу возраста. Он не понимает что именно с ним происходит но чувствует что вот очень надо маму и папу сейчас. Дефицит внимания проявляется демонстративными истериками.
  • У ребёнка психические дисфункции, т.е расстройство психики, на фоне страхов, переживаний и разных других факторов. Взрослые подвержены депрессиям и все знают состояние своё при этом, так вот ребёнок не исключение.
  • Ребёнок может быть просто особенным, имея иную неврологическую природу, нежели другие, но в силу того что окружение требует от него того что и от других, без учёта его особенностей, возникают проблемы поведения. Например дети с дислексией и об этой их особенности узнают тогда, когда возникают трудности уже в школе, а то и вовсе ставят «печать» «трудный ребёнок» не заморачиваясь тем, что ребёнок просто имеет свои природные особенности, а значит и подход в воспитании должен быть иным.

Это те причины, которые как правило родители не принимают в учёт, но они существуют.

Главное что нужно помнить. В четыре года истерики, драки, непослушание явное это всё проявление стресса. А вот сам стресс имеет свои причины. С установления причин и следует начинать.

Существуют основные правила для родителей:

  • Ребёнку нужны чётки установки, большинство наших требований он воспринимает как абстракцию.
  • Действия по отношению к ребёнку должны быть последовательными, а не так что мама одно сказала, папа другое, потом оба забрали свои слова обратно, а потом опять всё заново.
  • Адекватное поведение родителей и спокойное в своих проявлениях. Невозможно учить ребёнка к достойному поведению, если при этом родители сами агрессивны, не сдержаны и не терпимы с ребёнком и друг с другом.
  • Учиться понимать своего ребёнка, на что нужно обращать пристальное внимание а какие истерики можно игнорировать и дань например ребёнку просто отдохнуть и всыпаться к примеру.
  • Разговаривайте с детьми чаще, чем больше ребёнок будет понимать что может делиться с Вами переживаниями и проявлять свои эмоции словами, тем меньше он будет проявлять это поведением.
Рекомендуем прочесть:  Можно ли промывать нос физраствором ребенку до года

Проявляйте любовь, любовь пустое место, оно требует того, чтобы её ощущать, а ощущают любовь дети так же как и взрослые, через поддержку, прикосновения, одобрение, совместное проведённое время друг для друга, подарки.

Если родители не научатся понимать ребёнка в 4 года, то в 14 они его потеряют!

  • Ребёнок требует внимания. А требует он как может в силу возраста. Он не понимает что именно с ним происходит но чувствует что вот очень надо маму и папу сейчас. Дефицит внимания проявляется демонстративными истериками.
  • У ребёнка психические дисфункции, т.е расстройство психики, на фоне страхов, переживаний и разных других факторов. Взрослые подвержены депрессиям и все знают состояние своё при этом, так вот ребёнок не исключение.
  • Ребёнок может быть просто особенным, имея иную неврологическую природу, нежели другие, но в силу того что окружение требует от него того что и от других, без учёта его особенностей, возникают проблемы поведения. Например дети с дислексией и об этой их особенности узнают тогда, когда возникают трудности уже в школе, а то и вовсе ставят «печать» «трудный ребёнок» не заморачиваясь тем, что ребёнок просто имеет свои природные особенности, а значит и подход в воспитании должен быть иным.

Что делать, если ребенок не слушается в 4 года?

Воспитание — это процесс индивидуальный. Нет такого единого рецепта, который мог бы утихомирить каждое непослушное чадо. Уже спустя несколько лет после рождения у детей появляется достаточный словарный запас, чтобы отвечать «нет» на почти каждую просьбу своих родителей. Это также сопровождается оголтелыми криками, злостью, стуками ногами и руками по полу или даже бросанием игрушек в своих родителей.

Психологи называют такой период взросления детей «периодом протеста». Избежать его не получится, а вот уменьшить количество конфликтов вполне реально. Следует помнить, что непослушание происходит приступами, и если родители будут реагировать на них корректно, то их количество обязательно уменьшится. Для того чтобы узнать, почему он вообще не слушается, следует знать причины этого состояния.

Причины непослушания

Психологи в основном выделяют следующие причины, по которым дети не слушаются:

  • В первую очередь, это дефицит внимания. Дети стремятся любыми способами заполучить нужное количество внимания и заботы от своих родителей. А способы эти в основном ограничиваются криками, истериками и плачем. А родители обращаются к ним только для того, чтобы отругать.
  • Утрата веры в себя. Большинство родителей говорит своим детям, что у них «руки не из того места растут», что они глупы и тому подобное. Такие высказывания «программируют» сознание малыша, и он стремится всеми силами соответствовать сложившемуся у родителей мнению о нём.
  • Жажда мести. Если же взрослые пообещали что-то ребёнку и не выполнили этого, несправедливо наказали его, то он будет «мстить» своим ужасным поведением.

Когда чадо стремится показать свою самостоятельность, это практически всегда сопровождается протестом против чрезмерной опеки. Чаще всего такое происходит в семьях, где родители следят и контролируют каждый шаг ребёнка, что плохо скажется на его будущем — через много лет станет зависимым и несамостоятельным.

Общие советы о том, как утихомирить ребёнка

Взрослым необходимо научиться предотвращать приступы непослушания своего чада. Ему следует постоянно говорить о том, что его любят. Но в то же время стоит предоставить ему возможность принимать решения самостоятельно.

Взрослым следует быть требовательными — если избаловать своё чадо, оно вырастет неприспособленным к жизни эгоистом. Такое случается, когда, например, бабушка чересчур балует, а родители достаточно строги.

В силу особенностей нервной системы детей, которым 3-4 года, они не могут долго сидеть на одном месте, как бы ни требовали этого от них взрослые. Это непременно вызывает перенапряжение и сопровождается различными нарушениями поведения. При таком воспитании дети уже спустя несколько лет становятся очень раздражительными. Но есть выход — нужно создать максимально безопасные условия для физической активности, ведь движение — это не просто какое-то развлечение, это потребность. Чем постоянно запрещать что-то и ограничивать, лучше заниматься с детьми, уделять им достаточно внимания и времени.

Вместо наказания, лучше провести беседу, в ходе которой он подробно расскажет о том, почему так себя ведет. Это неплохой способ показать ребёнку, что он не прав, при этом, не наказывая его, что вызывает больше доверия и взаимопонимания.

Большинство психологов сходятся во мнении, что наказывать детей до достижения ими 3-летнего возраста не стоит.

Собственный пример — один из лучших способов повлиять на поведение ребёнка. Когда он, например, не хочет есть кашу, всячески противится этому, можно показать на отца и сказать, что он стал таким сильным только благодаря тому, что ел кашу в детстве. Или же, если ребёнок, допустим, хочет стать футболистом, нужно объяснить, что футболисты не становятся такими быстрыми и ловкими сразу — это череда тяжёлых тренировок, важную роль в которых играет правильное питание.

Не стоит оставлять проступки без внимания, при этом наказывать нужно сразу. Это не означает, что нужно бить и т.д., можно лишить любимого занятия, сладостей.

Не стоит позволять себе нецензурно высказываться в присутствии детей. Если ваше чадо где-то услышало нехорошее слово, нельзя оставаться равнодушным — нужно объяснить, что говорить так некрасиво и неприлично. Важно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что такое хорошо, а что плохо. Это поможет ему в будущем выбирать себе окружение и друзей.

Также не стоит курить при детях. Если это делать, то появится высокий шанс, что ваше чадо спустя много лет последует примеру своих родителей.

Не нужно постоянно командовать детьми и давать приказов — нужно их воспитывать.

Как наказывать ребёнка и стоит ли это делать

Существует несколько способов наказания:

  • Физический. К такому способу относятся подзатыльники, порка и т.д. Большинство психологов сходятся во мнении, что в семьях, где родители не брезгуют таким наказанием, они часто переходят границу, начиная жестоко обращаться с детьми. Прежде чем шлёпнуть сгоряча, сначала успокойтесь, продумайте всё и выберите более адекватное наказание.
  • Лишение чего-то приятного. Это может быть что угодно — поход в кинотеатр, покупка новой игрушки или мороженого. В принципе, неплохой способ наказания. Позволяет достучаться без жёстких методов.
  • Слова. Этот метод поначалу кажется очень мягким, но унижения и угрозы вызывают в ответ лишь обиду, злость, подавленность. В итоге вырастает человек с пониженной самооценкой, что является причиной многих проблем. Рекомендуется больше обращать внимания на положительные качества, хвалить перед друзьями, родственниками даже за незначительные успехи.
  • Изоляция. Большинство родителей практикуют данный метод. Он заключается в стоянии в углу или запирании в комнате. Однако для начала необходимо объяснить причину наказания. При правильном подходе этот способ не причиняет никакого вреда.
  • Наказание трудом. Если заставлять насильно убираться в комнате или трудиться на приусадебном участке, через много лет вырастет человек, не имеющий никакой желания достичь успеха в таких важных сферах жизни, как учёба и т.д. Работа из-под палки никогда не приводила к формированию правильной оценки восприятия жизни.

Правила и особенности воспитания

В каждой семье должны быть определённые требования, запреты, ограничения и правила. Нужно сделать так, чтобы ребёнок в 4 года принял эти правила без огорчений и обиды. Также не стоит устанавливать слишком много жёстких правил, т.к. диктатура не понравится никому, однако и вседозволенность никогда ни к чему хорошему не приводила.

Нужно установить основные запреты (нельзя мучить кота, лезть в окно, драться, бить маму и т.д.). Их должны соблюдать все члены семьи. Всегда необходимо объяснить, из-за чего не разрешено то или иное действие. Вариант «потому что я так сказал» не подойдёт. Должны быть реальные причины: «слишком опасно» и тому подобное.

Установленные запреты должны быть гибкими. Если ребёнок хочет гулять по лужам, то делать это нужно в резиновых сапогах. Когда у него появилось желание пострелять из рогатки — пусть это происходит там, где не ходят люди и т.д.

Важно, чтобы данные запреты и правила были приняты всеми взрослыми. Какой тут порядок и послушание, если папа начинает спорить с мамой?

Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном. Сами подумайте, как бы вы отнеслись к приказам со стороны своего собеседника?

Помните, что непослушание — это вполне естественный процесс и через 2-3 года он закончится. Однако если ваш сын или дочка молча слушается, выполняет все приказы, не проявляет эмоций, необходимо задумать и обратиться за помощью.

Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном. Сами подумайте, как бы вы отнеслись к приказам со стороны своего собеседника?

Ребенок капризничает, не слушается, истерит

Ответы психолога на Ваши письма — советы, рекомендации…

Евгения спрашивает: — Что делать, ребенок (4 года) капризничает, не слушается, истерит?

Ребенок стал неадекватен, капризничает, не слушается, закатывает истерики. Что происходит?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, сыну через месяц будет 4 года. В общественных местах стал вести себя просто ужасно!

Детские капризы, непослушания, истерики — Ответ психолога:

Здравствуйте, Евгения!
Подобное, неадекватное поведение ребенка не могло возникнуть на пустом месте. Обострение могло быть вызвано первым возрастным кризисом, переходом из одной стадии развития в другую. Однако, чтобы выявить истинную причину негативных реакций, в частности агрессивности и бунтарства при чужих людях, необходимо выяснить межличностные отношения в семье, в том числе реальное отношение родителей к разным по возрасту детям (сиблингам); взаимоотношения родителей, особенно при детях, отношение других родственников, и стиль воспитания каждого отдельного родителя.

Провести работу с родителями и диагностику ребенка можно и онлайн, но, если у ребенка в бессознательном сохранены какие-либо незаконченные ситуации, подавленные и не отработанные негативные эмоции, чувства, естественные желания и потребности, то здесь нужен прямой контакт с детским психотерапевтом или психоаналитиком.

Евгения спрашивает: — Что делать, ребенок (4 года) капризничает, не слушается, истерит?

Ссылка на основную публикацию