Содержание
- 1 Что должен ребенок уметь в 5 лет: подготовка к школе
- 2 Физиология и психология
- 3 Что должен ребенок уметь в 5 лет?
- 4 Для родителей мальчиков
- 5 Доктор Комаровский
- 6 Садик и пятилетний ребенок
- 7 Школа и пятилетний ребенок
- 8 Итоговая таблица
- 9 Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет
- 10 Развитие ребенка в 5-6 лет
- 11 Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет
- 12 Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать
- 13 Развитие памяти и внимания
- 14 Развитие речи
- 15 Физическое развитие
- 16 Мелкая моторика
- 17 Социально-бытовые навыки
- 18 Эмоциональное развитие
- 19 Что должен уметь ребёнок в 5 лет
- 20 Физическое развитие
- 21 Умственное развитие
- 22 Психическое развитие
- 23 Навыки самообслуживания
Что должен ребенок уметь в 5 лет: подготовка к школе
Для большинства родителей даже постепенное взросление их малыша становится страшным испытанием, а иногда и полной неожиданностью. Пятилетний ребенок – это уже самостоятельная и вполне сформированная личность, которая вполне способна определить свои собственные потребности или желания. Он обладает собственным вкусом и может постоять за себя. И многим родителям следует знать, что должен ребенок уметь в 5 лет.
Физиология и психология
Детишки в таком возрасте начинают резко расти. При этом происходит развитие мышц, и ребенок не набирает лишний вес. Но родители должны тщательно следить за рационом своего чада, чтобы его организм получал необходимую для роста и развития энергию. Питание для пятилетнего ребенка должно быть достаточно калорийным и в тоже время сбалансированным. Постарайтесь исключить из рациона неполезную фастфудовскую еду. Используйте больше овощей и супов, побалуйте своего ребенка домашними котлетками или компотом – ему это пойдет на пользу. Отучите малыша от ужасной привычки перекусывать каждые полчаса – это может плохо сказаться в его дальнейшей жизни.
Для пятилетнего человечка не составит особого труда разучить новый навык, так как ему позволяет собственное физическое развитие. Если у вас есть желание приучить сына или дочь к спорту, то именно этот возраст — прекрасное время для освоения езды на двухколесном велосипеде, катания на лыжах или прогулок верхом. Если вам удастся заинтересовать малыша спортом, то, возможно, он полюбит его на всю жизнь.
В психологическом плане пятилетний ребенок преодолевает кризис трех лет уже окончательно и бесповоротно. Он становится более спокойным и уравновешенным. Пятилетний малыш вполне способен проводить некоторое время наедине с самим собой и реагировать на просьбы или возражения окружающих его людей вполне адекватно. Однако родителям следует помнить, что детское терпение не безграничное. Ребенок расстроится и обидится, если вы забудете про какое-то свое обещание или не выполните его просьбу.
Специалисты говорят о том, что именно в этом возрастном периоде закладываются начальные основы характера ребенка, которые останутся с ним уже во взрослой жизни. Родители могут повлиять на малыша и постараться привить ему те качества и способности, которые посчитают наиболее ценными умениями для человека. Однако достаточно часто родители стараются реализовать в своих детях собственные стремления и мечты. Это непростительная ошибка, которая может сказаться на взрослой жизни вашего чада самым негативным образом.
Что должен ребенок уметь в 5 лет?
Родители пятилетнего малыша с удивлением отметят, что заниматься с собственным чадом в этом возрасте – это интересное и весьма увлекательное занятие, так как малыш начинает тянуться к знаниям и интересоваться всем на свете. Для него достаточно просто осваивать новые навыки, независимо от того, к какой сфере деятельности они принадлежат: умственной или физической.
Итак, что должен ребенок уметь в 5 лет? Большинство деток, достигших этого возраста, вполне спокойно умеют писать некоторые буквы и читать простейшие предложения. Они могут осуществлять простейшие арифметические операции, такие как сложение и вычитание. У них начинает неплохо работать логическое мышление и понимание происходящего. Психологи утверждают, что существует огромное количество специальных методик и предметов, которые поведают, что должен ребенок уметь в 5 лет и насколько развит конкретно ваш малыш.
Для родителей мальчиков
С трехлетнего возраста у детей начинает возникать понимание того, что мальчики и девочки – это немного разные люди, с разными потребностями, особенностями организма и немного различным уровнем развития. Специалисты утверждают, что вплоть до подросткового возраста, представители мужского пола немного уступают по развитию одногодкам девочкам. И это не исключение для данной возрастной категории. Итак, у многих родителей возникает вполне конкретный вопрос, что должен уметь ребенок в 5 лет?
Мальчик в таком возрасте перестает уделять много внимания игрушкам. Намного интереснее ему становятся ролевые игры, в которых он зачастую выступает в качестве взрослого персонажа. Для тех родителей, кто плохо помнит свое детство, к таким забавам относятся игра в больницу, стройку или войну. Мальчики уже должны уметь распределять между собой роли в соответствии с собственными умениями и пожеланиями.
Если говорить о физкультуре и спорте, то в пятилетнем возрасте ребенок может уже лазить по гимнастической стенке, прыгать в длину, метать легкие предметы вдаль, выполнять простейшие строевые команды. А если родители примут самое активное участие в том, что должен уметь ребенок в 5 лет, мальчик будет и плавать, и кататься на велосипеде. Так что это возраст активных действий!
Доктор Комаровский
Когда заходит речь о том, что должен уметь ребенок в 5 лет, Комаровский Евгений Олегович, известный педиатр, высказывает определенные мысли относительно общего развития детей, их физического и психического состояния. Именно благодаря таким исходным данным можно сделать какой-то определенный вывод. Он утверждает, что главную роль в формировании у ребенка определенных умений играют два фактора: родители малыша и его собственное стремление. Причем второй фактор подчас более значим, чем первый.
Садик и пятилетний ребенок
В принципе, практически каждый родитель знает, что должен уметь ребенок в 5 лет. В детском саду способны научить, выявить, раскрыть потенциал и возможности малыша. Как оказалось, во многих учреждениях присутствует специалист – психолог, который должен проводить определенные тесты, чтобы определять способности пятилетних детей. Подобные действия рассчитаны на понимание способностей ребенка в разных сферах и построены на выполнении малышом определенных заданий. Специалисты разработали приблизительный список вопросов и заданий.
Школа и пятилетний ребенок
Из всего внушительного перечня того, что должен уметь ребенок в 5 лет, подготовка к школе путем приобретения определенных навыков занимает особое место. И тут всплывает такой момент, что далеко не все родители знают, зачем вообще заниматься подготовкой своего чада перед походом в первый класс. Они считают, что всему необходимому малыш уже научится в школе. Это абсолютно не правильный подход к данному вопросу, и пять лет – это именно тот возраст, когда стоит начинать готовиться к школе.
Что же должен знать и уметь малыш? Ну, во-первых, ребенок должен выучить и уметь назвать свои фамилию и имя, адрес своего проживания, а также номер телефона. Вы должны научить его разбираться в наиболее распространенных видах растений и животных. Он должен знать и различать цвета, виды спорта и понимать значение наипростейших профессий.
Вы должны научить ребенка тому, где «право» и «лево», разнице между страной и городом, фруктами и овощами, а также буквами и звуками.
Желательно, чтобы малыш умел:
- разбираться в простейших логических задачах и разгадывать загадки;
- описывать картинку, которую он видит;
- пересказать сказку;
- выучить наизусть небольшое стихотворение;
- определять количество слогов и звуков в простых словах;
- уметь управляться с ручкой и карандашом.
Итоговая таблица
Для отображения более полноценной картины того, что должен уметь ребенок в 5 лет, таблица подойдет лучше всего. Она самым наглядным образом демонстрирует все необходимые умения и материалы, которые смогут оказать вам помощь в осуществлении поставленных задач.
Сфера необходимых умений
Что должен уметь ребенок
Необходимые пособия и материалы
Знать расположение предметов,
геометрические фигуры, цифры.
Сравнивать количество предметов.
Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.
Находить отличия и сходства.
Складывать разрезанную картинку.
Выполнять задание в течение 5 минут, не отвлекаясь.
Складывать пирамидку без помощи.
Карточки из серии «Найди лишний предмет»; пазлы; головоломка Красноухова; игра «Поймай рыбку».
Строить фразы (6-8 слов).
Ставить существительное в форму множественного числа.
Знать, какие бывают профессии.
Буквы алфавита – пазлы; цветные буквы алфавита; чистоговорки; считалки; игра «Собери слово».
Различать ягоды, овощи, фрукты; животных, растения; времена года
Карточки «Изучаем цвета», «Мебель» и прочее.
Застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
Проводить линии, не отрывая руку от листа.
Различать правую и левую стороны.
Трафареты, пластилин, бусинки, настольная игра «Расскажи про свой город» и др.
Карточки с цифрами от 0 до 10; игра для изучения геометрических фигур.
Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет
-
li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
- Работа с педагогами (5)
- Методы работы (5)
- Памятки для родителей (4)
- Интересное для воспитателей (3)
- Интересное для родителей (20)
Что должен знать и уметь ребёнок 5-6 лет
Внимание:
- Выполнять задания, а также слушать, не отвлекаясь, около 15 минут.
- Точно следовать инструкции при выполнении задания.
- Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
- Находить два одинаковых предмета среди нескольких похожих.
- Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
- Копировать в точности узор или движение.
- Выполнять упражнения на быстроту реакции.
Память:
- Запоминать 8-10 картинок или ряд из 8-10 простых по смыслу коротких слов.
- Запомнить на слух и повторить 5-7 цифр.
- Запомнить и повторить 8-10 пар связанных между собой по смыслу слов. Например, медведь-малина, зима — снег, кошка — мышка и т.д.
- Запоминать простейшие считалки и скороговорки.
- Пересказывать небольшие расказы, сказки; рассказывать стихи, передавать содержание картинок.
- Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
Мышление
- Группировать предметы по определенным признакам и называть каждую группу обобщающим словом (транспорт, животные,фрукты и т.д.)
- Находить лишнее понятие среди группы предметов, объяснять свой выбор.
- Находить сходства и различия между предметами, объяснять их.
- Находить и объяснять несоответствия.
- Достраивать простейшую закономерность.
- Определять последовательность событий.
- Придумывать название к картинке.
Развитие речи:
- Строить предложения развных видов.
- Составлять предложения из предложенных слов.
- Образовывать новые словосочетания по образцу.
- Объяснять смысл простейших пословиц, например, «Делу — время, потехе — час».
- Составлять рассказы по одной картинке, а также по серии картинок.
- Рассказывая стихи, использовать выразительность (например, применять различную интонацию для выражения радости, грусти, возможно — жесты и мимику).
Глазомер, пространственная ориентация, мелкая моторика:
- Ориентироваться в тетради, используюя понятия: «влево», «вправо», «вниз», «вверх», «сверху вниз», «снизу вверх», «слево направо», «справо налево».
- Регулировать силу нажима на карандаш и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета.
- С помощью карандаша (без линейки) изображать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, животных, людей.
- Дорисовывать вторую половину заданного предмета.
- Складывать из конструктора по образцу простейшую фигуру.
- Различать предметы по размеру, форме и цвету.
- Вырезать ножницами фигуру по данному контуру.
- Выполнять апликации на бумаге как по образцу, так и самостоятельно.
- Штриховать рисунки, не выходя за их контуры.
Окружающий мир:
- Называть свои имя, отчество, фамилию, возраст, а также имя, отчество и фамилию своих родителей, домашний адрес.
- Знать название города, в котором он живет, а также столицу Родины.
- Знать название нашей планеты.
- Знать названия основных профессий, их сущность и приносимую пользу.
- Называть времена года, месяцы, части суток, дни недели и их последовательность.
- Различать среди животных зверей, птиц, рыб, насекомых. Отличать домашних животных от диких, правильно называть их детёнышей.
- Называть овощи, фрукты, ягоды, грибы.
- Называть явления природы, осадки.
- Различать одежду, обувь, головные уборы.
- Называть различные виды транспорта.
Основы грамоты и математики:
- Делить слова на слоги (части) с помощью хлопков.
- Делить простые предложения на слова.
- Различать гласные и согласные звуки.
- Определять количество и последовательность звуков в словах, например, таких, как: «сок», «ноты», «сила», «суп».
- Знать цифры от 0 до 10, знаки «+», «-«, «=».
- Сравнивать числа в пределах 10 с использованием слов «больше», «меньше».
- Уметь считать до 10 в прямом и обратном порядке.
- Уметь получать каждое число первого десятка путём прибавления единицы к предыдущему числу или путём вычитания единицы из последующего числа.
- Различать и называть плоскостные геометрические фигуры.
Память:
Развитие ребенка в 5-6 лет
Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте. Будут приведены некоторые показатели степени зрелости психических процессов ребенка.
Прочитав статью, вы сможете определить потенциальные возможности ребенка в различных направлениях.
Также узнаете в каких конкретных знаниях ребенок имеет успехи, а в каких необходимо «подтянуться».
Что должен уметь ребенок в возрасте 5-6 лет
- Продеть нитку в ушко иголки и пришить пуговицу;
- Знать что такое правильное поведение за столом (не играться с пищей и столовыми приборами);
- Полоскать рот после каждого приема пищи и самостоятельно чистить зубы;
- Понимать, что такое опрятный внешний вид — следить за состоянием одежды, самостоятельно стричь ногти, расчесываться;
- Знать какой текущий месяц и день недели;
- Уметь звонить по телефону;
- Знать сигналы светофора и места пешеходных переходов;
- Застегивать молнию, пуговицы, ремни и завязывать шнурки.
Окружающий мир
- Знать названия мебели и бытовых приборов;
- Знать название продуктов и приготовленных блюд;
- Знать какие природные явления свойственны тому или иному времени года;
- Знать страну, город и домашний адрес.
- К данной теме можно отнести и названия мультфильмов, праздников, имена родственников, названия диких и домашних животных и так далее.
Развитие речи
- Знать свою фамилию, имя и отчество. Уметь рассказать о себе краткую биографию — когда родился, где проживает, какие учреждения посещает, какие игры самые любимые;
- Знать наизусть несколько стихотворений (больше 10 четверостиший), периодически рассказывая их с выражением;
- Уметь отличать вопросительное предложение от восклицательного, а повествовательное от побудительного;
- Уметь рассуждать на какие-либо темы, участвовать в спорах и приводить логические доводы;
- Уметь различать монолог от диалога;
- Уметь применять интонацию, проявляя свои чувства и эмоции;
- Речь должна быть чистой.
Логическое мышление
- Уметь выполнять различные задания, в которых необходимо из предлагаемых предметов убрать лишний (например, кастрюля, половник, стакан, сито, фен, холодильник. Лишний предмет — фен);
- Уметь придумывать свой рассказ к картинкам или придумывать конец к какой-либо статье;
- Уметь раскладывать предметы или картинки с предметами по общим признакам (например, кошка, журавль, медведь, собака, ястреб, лиса. Разделить на три группы — домашние животные, дикие животные и птицы).
Математические знания
- Уметь решать некоторые головоломки и простые примеры с числами до 10;
- Уметь считать до 10 и отсчитывать обратно;
- Определять какое число больше, а какое меньше;
- Уметь различать геометрические предметы: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг, ромб, трапеция;
- Уметь поделить круг, квадрат и прямоугольник на 2, 3 и 4 одинаковые части;
- Знать названия направлений: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо.
Это основной и очень важный перечень тех знаний и умений, которыми должен свободно владеть ребенок в 5-6 лет. Но если в каких-то областях ребенок не преуспевает, стоит уделить на это дополнительное время и внимание. У детей в этом возрасте отличная память и повышенная любознательность, поэтому они без особого труда усвоят любые занятия.
Данная статья поможет родителям определить уровень знаний и умений ребенка в 5-6-летнем возрасте. Будут приведены некоторые показатели степени зрелости психических процессов ребенка.
Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать
Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.
Содержание:
- Мышление
- Развитие памяти и внимания
- Развитие речи
- Физическое развитие
- Мелкая моторика
- Социально-бытовые навыки
- Эмоциональное развитие
Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:
- знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
- некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
- знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
- хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
- некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
- знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
- знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
- решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
- собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
- умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.
К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.
Видео: Развивающие игры для пятилеток.
Развитие памяти и внимания
Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:
- концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
- удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
- может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
- находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
- легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
- пересказывает содержание сюжетных картинок;
- запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
- быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.
Развитие речи
Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:
- Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
- Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
- Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
- Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
- Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
- Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.
Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.
Физическое развитие
У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:
- Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
- Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
- Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
- Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
- Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
- Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
- Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.
Мелкая моторика
Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:
- он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
- раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
- рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
- лепит из пластилина мелкие детали;
- завязывает и развязывает узлы на шнуре.
Видео: Развиваем мелкую моторику.
Социально-бытовые навыки
Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.
Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:
- проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
- возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
- моет руки перед едой;
- пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
- купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.
Эмоциональное развитие
Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.
В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.
В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.
Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:
Что должен уметь ребёнок в 5 лет
Возраст 5 лет психологи называют старшим дошкольным возрастом и советуют родителям, прежде всего, обращать внимание на интеллектуальное развитие пятилетнего ребёнка, его познавательные способности и коммуникационные навыки, ведь совсем скоро малышу предстоит одно из важнейших испытаний в жизни – поступление в школу.
Физическое развитие
Пятилетние дошкольники – и мальчики, и девочки — активно растут, почти не поправляясь. О соответствующем возрасту физическом развитии пятилетнего ребёнка можно судить по показателям роста и веса. В норме мальчики пяти лет весят от 16,4 до 19,7 кг, а девочки – от 15,4 до 19 кг. Рост пятилетних малышей должен составлять: от 106 до 116 см (для мальчиков) и от 102 до 111 см (для девочек). Окружность грудной клетки колеблется у пятилетних мальчиков в размерах от 52 до 57 см, у девочек от 51,6 до 56,6 см.
Не менее важны для нормального физического развития и двигательные навыки малыша.
Так, в норме ребёнок в пять лет должен уметь:
- быстро пробежать 40-60 м;
- бежать без остановки в течение 60-90 сек;
- свободно стоять на одной ноге;
- энергично подпрыгивать на месте на одной или двух ногах;
- прыгать с продвижением вперед;
- перепрыгивать через 4-6 параллельных линий, расположенных на расстоянии 40-50 см;
- спрыгивать с высоты 20-30 см;
- ловко перескакивать с ножки на ножку;
- лазать по гимнастической стенке;
- проходить, сохраняя равновесие, по гимнастической скамейке;
- перешагивать через препятствия, расположенные на высоте 20-35 см от пола (например, через рейки лестницы);
- уверенно подниматься и спускаться по лестнице, возможно, с предметами в руках;
- подбрасывать и ловить мяч и мелкие предметы;
- бросать мяч на расстояние 2-2,5 м, целясь в горизонтальную цель;
- бросать мяч вдаль на расстояние от 3 до 6 м поочерёдно правой и левой рукой;
- начинать осваивать двухколёсный велосипед.
В этом возрасте ребёнок достаточно развит для того, чтобы осваивать новые физические упражнения и новые виды спорта. Это наилучшее время для обучения езде на двухколесном велосипеде, катанию на беговых и горных лыжах, плаванию и даже езде верхом. В то же время необходимо достаточно времени и сил уделять развитию мелкой моторики малыша.
Так, для развития мелкой моторики пятилетний ребёнок должен уметь:
- свободно обращаться с ручкой, карандашом и кистью;
- регулировать силу нажима на ручку, карандаш и кисточку, изменять направление движения своей руки в зависимости от формы предмета;
- аккуратно вырезать ножницами фигуры разной формы;
- рисовать простые предметы и фигуры с натуры;
- располагать свой рисунок на всём листе или на определённом участке бумаги;
- заштриховывать или закрашивать рисунки аккуратно, не выходя за границы их контуров;
- ориентироваться в тетрадках в линейку или в клетку.
к оглавлению ^
Умственное развитие
В пять лет ребёнок делает большой прорыв в своём умственном развитии. Это важный период подготовки к школе и к требованиям, которые она предъявляет к ребёнку. Интеллектуальное развитие пятилетних детей выходит на первый план и требует постоянных занятий и совершенствования познаний в различных областях.
Математика
В возрасте пяти лет ребёнок должен:
- знать цифры до 10;
- пользоваться в речи числительными (порядковыми и количественными);
- сравнивать в пределах 10 расположенные рядом числа;
- ориентироваться по листу бумаги;
- описывать словами местоположение определённого предмета по его отношению к другим предметам и к себе;
- знать все основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, ромб, прямоугольник);
- знать арифметические знаки и как ими пользоваться.
к оглавлению ^
Развитие речи
В норме ребёнок пяти лет должен:
- членораздельно и правильно произносить все звуки;
- говорить выразительно и не спеша;
- составлять рассказ, исходя из собственных воспоминаний и опыта;
- составлять по рисунку рассказ из 5-6 предложений;
- запоминать считалочки;
- узнавать хотя бы половину букв алфавита;
- пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем.
к оглавлению ^
Окружающий мир
В этом возрасте ребёнок должен:
- знать собственные имя и фамилию, имена, фамилии и отчества родителей и близких людей из своего окружения;
- знать, какого он пола;
- знать название свой страны, города и свой личный домашний адрес;
- знать свой возраст;
- знать возраст родителей;
- знать названия всех основных профессий и их отличительные особенности;
- знать, кем работают родители;
- знать главные правила дорожного движения;
- называть группу предметов одним обобщающим словом;
- знать и называть последовательность времён года;
- знать и называть месяцы;
- знать и называть последовательность времени суток;
- знать и называть последовательность дней недели;
- понимать, что значит живая и неживая природа.
к оглавлению ^
Психическое развитие
К пяти годам малыш взрослеет на ваших глазах. Теперь он всё чаще контролирует собственное поведение, согласно усвоенным правилам и нормам. Он может самостоятельно отличить хороший поступок от плохого, проявляет чувство справедливости и сострадания. В этом возрасте он задаёт вполне взрослые, серьёзные вопросы. Например, о смерти. Ребёнок начинает беспокоиться обо всём живом, что его окружает, жалеет одиноких людей и оставленных животных. Очень часто пятилетние малыши приносят домой бездомных котят и щенков. Они боятся любого проявления смерти и пытаются помочь тем, кому могут. Именно так у пятилетних малышей, как утверждают психологи, проявляется чувство одиночества и опасение конца своей собственной жизни и жизни окружающих.
Продолжают развиваться и основные психические функции ребёнка.
В 5 лет ребёнок должен:
- удерживать одновременно в поле зрения не менее 6-7 предметов;
- самостоятельно выполнять задание по предложенному взрослым примеру;
- самостоятельно находить 4-5 пар одинаковых предметов;
- выполнять, не отвлекаясь, определённые задания в течение 10-12 минут;
- находить не менее 7-8 отличий между предложенными предметами;
- самостоятельно складывать картинки, пазлы или открытки, разрезанные как минимум на 9 частей;
- по образцу собирать из конструктора любую конструкцию или фигуру.
к оглавлению ^
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- самостоятельно определять последовательность событий;
- находить среди предложенных четырёх предметов один лишний и пояснять свой выбор;
- подбирать слова-синонимы и слова-антонимы;
- находить и пояснять несоответствия на картинках;
- находить и пояснять отличия между явлениями и предметами;
- решать предложенные логические задачи и отвечать на замысловатые вопросы.
к оглавлению ^
В 5 лет ребёнок должен уметь:
- запомнить 6-8 рисунков за определённое количество времени (от 1 до 2 минут);
- пересказывать близко к содержанию небольшой рассказ;
- знать и рассказывать наизусть несколько стихов;
- сравнивать по памяти два различных изображения.
к оглавлению ^
Навыки самообслуживания
Пятилетний ребёнок – достаточно самостоятельный маленький человек, способный самостоятельно одеваться и обуваться, причёсываться, чистить зубы и умываться. Кроме того, он должен приучаться к дисциплине и выполнению несложных поручений по содержанию в порядке своих вещей и комнаты.
Так, в возрасте пяти лет ребёнок может самостоятельно убирать свою постель, содержать в порядке свои игрушки – складывать их после игры и даже вытирать пыль на полках, где они стоят. Способен пятилетний малыш и оказать посильную помощь по дому: полить цветы, вымыть подставки из-под цветочных горшков, протереть пыль в квартире и даже пропылесосить или подмести пол. С особым удовольствием пятилетние малыши помогают взрослым в сервировке стола, приготовлении блюд и украшении дома к празднику.
В этом возрасте ребёнок должен: